«Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации для обучающихся с НОДА в образовательной организации»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







Добрикова Олеся Васильевна
(МБОУ «СОШ № 2», г. Бугуруслан, Оренбургская область)


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

«Проект по организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации для обучающихся с НОДА в образовательной организации»

по программе повышения квалификации для руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»












2014 год







Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации инклюзивного образования для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1.1. Понятие и особенности обучения детей с нарушением опорно–двигательного аппарата 6
1.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 11
Глава 2. Создание условий для организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА
2.1. Анализ условий МБОУ СОШ№2 для организации образовательного пространства для обучающихся с НОДА 16
2.2. Описательная характеристика проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в
МБОУ СОШ№2 .. 20
Заключение .24
Список используемой литературы 26













Введение
В последнее время в России наметилась тенденция роста числа детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Причин этому много, от биологических до социальных, и нельзя рассматривать их отдельно друг от друга, так как они являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. Практика показывает, что система социальной защиты и общего образования с проблемами связанными с особенностями развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не справляется. Вследствие чего социально-педагогическая адаптация, реабилитация и интеграция таких детей проходит очень медленно. Имеется лишь локальный, почти "точечный" опыт отдельных специалистов, родителей, учреждений, которые (в доступном масштабе) эту проблему пытаются решать.
Актуальность проекта многократно подтверждена изменившимся социальным запросом на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и Государственной политикой в области обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а именно:
1. Демократические преобразования в нашем обществе, произошедшие в последние годы, диктуют необходимость создания модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования всем детям. Такой моделью может стать модель инклюзивного образования.
2. Анализ того, что отвечает истинным интересам ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей. Родители детей с особыми потребностями в развитии все чаще отказываются обучать своих детей в специальных учреждениях и стремятся воспитывать их в общеобразовательных учреждениях, обучать в среде сверстников, которая в дальнейшем даст возможность детям быстрее адаптироваться в окружающей среде и приносить пользу обществу.
3. Анализ образовательных технологий и программ говорит о том, что образовательные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми. Этого можно достигнуть путем внедрения методологии инклюзивного образования, в основе которой лежат следующие принципы:
Дети ходят в ближайшую школу. Это важно для детей и родителей, так как не все родители могут возить детей в специальные или частные учреждения.
Методология предусматривает поддержку в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и показатели всех детей).
Все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и детская среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и т.д.) являются инклюзивными.
 Цель исследования:  создание и отработка проекта инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для учащихся с НОДА ребенка, имеющего различные образовательные потребности.
Задачи:
Определить содержание, структуру работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
Выявить педагогические условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство общеобразовательной школы.
Проанализировать ресурсы МБОУ СОШ№2 для организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА.
Создать проект.
Методы исследования: сбор, анализ, синтез, систематизация научной литературы, статистические
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что в результате его осуществления будет создан проект инклюзивного образовательного пространства школы.
При этом дети остаются учиться в общеобразовательном классе, но принимают активное участие в жизни школы в рамках общешкольного плана.
Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.





















Глава 1. Теоретические аспекты организации инклюзивного образования для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

1.1. Понятие и особенности обучения детей с нарушением опорно–двигательного аппарата
Понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение. Дети, составляющие группу учащихся специализированных классов для детей с нарушениями ОДА, имеют легкие двигательные нарушения – они передвигаются самостоятельно, владеют навыками самообслуживания. Они имеют психическое развитие, близкое к нормальному. Эта группа выделена в настоящее время для обучения в специализированных классах по адаптированной массовой программе. Более сложные нарушения (например, ДЦП), являются основанием для перевода ребенка в специализированную школу.
Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата:
- Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич, полиомиелит.
- Врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость и другие деформации стоп; аномалии развития позвоночника (сколиоз); недоразвитие и дефекты конечностей; аномалии развития пальцев кисти; артрогрипоз (врожденное уродство).
- Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Проблема нарушений здоровья школьников становится в последние годы все более актуальной. Уменьшение двигательной активности, ухудшение питания, дефицит массы тела при увеличении умственных нагрузок привело к тому, что число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) достигает 70%. Более 40% детей уже приходят в школу с нарушением осанки, а за годы учебы это процент удваивается. Правильная осанка начинает формироваться с первых лет жизни, Но наиболее важный период – с 4 до 10 лет, когда быстрыми темпами формируются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. Установлено, что на формирование неправильной осанки у детей оказывает влияние наличие хронических заболеваний, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время учебы, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие дети, быстрорастущие, а также дети с частыми болями в животе.
Помимо двигательных расстройств у детей с нарушениями ОДА могут отмечаться недостатки интеллектуального развития (ЗПР), около 10% всех детей имеют умственную отсталость разной степени выраженности. В большинстве случаев эти недостатки имеют сложную природу. Они обусловлены как непосредственно поражением головного мозга, так и являются следствием депривации, возникающей в результате ограничения двигательной активности и дополнительных дефектов. ЗПР проявляется в отставании формирования мыслительных операций, неравномерности развития различных психических функций, выраженных в астенических проявлениях.
У многих детей отмечается трудность в развитии восприятия и формирования пространственных и временных представлений. Практически у всех детей имеют место астенические проявления: пониженная работоспособность, истощаемость всех психических процессов, замедленное восприятие, трудности переключения внимания, малый объем памяти. Следует отметить, что у большинства детей имеются значительные потенциальные возможности развития высших психических функций, однако физические недостатки (нарушение двигательных функций, слуха, зрения), нередко множественные, речедвигательные трудности, астенические проявления и ограниченный запас знаний вследствие социальной депривации, маскируют эти возможности. Костно-мышечная система, т.е. скелет и скелетные мышцы, поддерживают все тело, производят движения (мышцы, прикрепленные к костям, своим сокращением вызывают движение всего тела и отдельных его частей - рук, ног шеи и т.д.) и защищают внутренние органы (в грудной клетке и черепной коробке заключены наиболее важные органы - мозг, сердце, легкие, поражение которых может привести организм к гибели).
Например, если ребенок неправильно сидит за столом во время приготовления уроков или других занятий, то у него может произойти искривление позвоночника. Если ребенок во время работы прижимается к столу грудью, то это может быть причиной неправильного развития грудной клетки. Ношение тесной обуви может быть причиной плоскостопия.
Недостаток физических упражнений или, наоборот, чрезмерная физическая нагрузка (например, ношение значительных тяжестей, длительная работа в согнутом состоянии и т. п.) также нарушает правильное развитие организма. Первая особенность урока состоит в том, что во время занятий учитель решает не только учебные и воспитательные задачи, но и лечебные задачи. Он непосредственно отвечает за соблюдение на каждом его уроке лечебных предписаний. На каждом уроке учитель создает необходимые условия для неукоснительного соблюдения всеми учащимися общих и индивидуализированных медицинских требований. Для того чтобы обеспечит единство требований на каждом уроке, и иметь представление об индивидуальных назначениях, учителю предлагается в классном журнале медицинская страничка. Соответствующие медицинские предписания вписываются в эту страничку. К числу последних относятся, например, ношение реклинатора (корректора) осанки, стелька-косок и т.п. Предписания могут касаться желательного положения парты (против учителя, справа или слева от стола учителя). Могут быть записаны и общие предписания для данного класса, медицинские требования.
При проведении части урока лежа на клиновидной подставке, осуществляется необходимая разгрузка позвоночника. В связи с этим возникает необходимость в постоянном контроле учителя за правильным положением тела. Такой контроль нужен особенно в начале школьного обучения в специализированном классе, то есть до того времени, пока дети не привыкнут сами следить за положением корпуса. В ходе занятия может наблюдаться непреднамеренное смещение корпуса относительно оптимального положения. С этим надо бороться. Однако нельзя не учитывать возникающую из-за однообразного положения тела усталость и естественную потребность в его периодическом изменении. Такое изменение допускается с учетом характера проводимых занятий. Так, например, при чтении лежа детям целесообразно лежать на груди; при этом под грудь подкладывается клиновидная подставка. А если, например, проводится беседа, содержание которой не надо записывать, дети могут лежать на спине. При этом клиновидная подставка перемещается на край выше и кладется под голову и верхнюю часть спины (в виде подушки). Занятие исходного положения в начале урока и изменение положения в ходе занятия производятся по указанию учителя. Дети быстро привыкают к их выполнению. Учитель следит за соблюдением индивидуализированных назначений. Речь идет о ношении реклинатора (корректора), супинаторов, косков и т.д. На каждом уроке учитель следит за соблюдением режима аэрации.
Кроме того, педагог обеспечивает проведение физкультминуток в уроке. При планировании учебного материала учитель учитывает этот элемент урока. Во время физминутки дети выполняют комплекс корригирующих упражнений. Очень важно отметить в силу загруженности детей во вторую половину дня комплексом лечебных процедур и мероприятий – важно чтобы учитель стремился добиться усвоения учащимися основного программного материала непосредственно на уроке.
Полезное действие на организм оказывает изменение рабочей позы ребенка во время урока. Многие исследователи предлагают урок проводить в системе «динамической смены поз», то есть организованно переводить учащихся из одной рабочей позы в другую. Продолжительность работы может быть стоя от 3до 7 минут и смена поз происходит в течение урока 2-3 раза. При этом не столько важна продолжительность стояния, сколько сам факт смены положения детского тела.























1.2. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В соответствии с текстом статьи 34 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся имеет право на:
- «выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет» (пункт 1);
- «предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции» (пункт 2);
- «перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования» (пункт 15).
Кадровое обеспечение Педагоги, работающие в условиях инклюзивного класса должны получить особую подготовку в области специальной (коррекционной) педагогики, быть готовыми и профессионально компетентными решать проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы следующие психолого-педагогические знания:
представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с НОДА и нормальным развитием;
умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Успешное формирование графо-моторной функции у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможно только при условии специально согласованной деятельности дефектолога, логопеда, инструктора ЛФК. Необходима индивидуальная подготовка руки к письму, последовательная отработка и закрепление двигательного навыка письма. Необходимо выделить время для специальных занятий по формированию движений, обеспечивающих правильную технику письма.
Педагог-психолог должен обладать знаниями о личностных особенностях детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию поведенческих, нервно-психических и патохарактерологических расстройств.
Учитель-логопед должен обладать знаниями об особенностях речевого развития детей с НОДА, умениями организовать своевременную и эффективную диагностику, профилактику и коррекцию устной и письменной речи.
Учитель физического воспитания должен обладать знаниями о двигательной патологии обучающегося и возможных ограничениях при фронтальных занятиях физкультурой. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать его двигательным возможностям.
При инклюзивном обучении детей с НОДА необходимо осуществлять мультидисциплинарный подход в сопровождении обучающихся в образовательном процессе. Необходимую медико-социальную помощь дети с НОДА могут получать в специализированных центрах.
Финансово-экономическое обеспечение – параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения. Разрабатываемый стандарт исходит из параметров уже имеющегося финансирования школьного образования детей с ОВЗ, не предполагает выхода за рамки уже установленных границ. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с конституционными правами детей с ОВЗ на образование должно быть предусмотрено «подушевое» финансирование, размер которого сохраняется вне зависимости от выбранного уровня образования, варианта стандарта, степени интеграции ребёнка в общеобразовательную среду.
Материально-техническое обеспечение. Важным условием реализации образовательной программы начального общего образования для детей с нарушением ОДА, является возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с НОДА ко всем объектам инфраструктуры образовательной организации.
Все помещения школы, включая санузлы, должны позволять ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, лифтов, подъемников, поручней, широких дверных проемов. Все пространство класса должно быть доступно ребенку, передвигающемуся как самостоятельно, так и с помощью приспособлений.
Ребенок с НОДА (особенно с ДЦП) требует от учителя больше внимания, в случае выраженных двигательных нарушений, чем традиционно развивающийся, поэтому наполняемость класса, где обучается ребенок с нарушением ОДА, должна быть меньше. В случае необходимости (выраженные двигательные расстройства, тяжелое поражение рук, препятствующее формированию графо - моторных навыков) рабочее место обучающегося с НОДА должны быть специально организовано в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Необходимо предусмотреть наличие персональных компьютеров, технических приспособлений (специальная клавиатура, различного вида контакторы, заменяющие мышь (джойстики, трекболы, сенсорные планшеты). В этом случае сопровождать работу ребенка во время урока должен тьютор.
При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение*(1).
Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации*(2).
Для организации реализации общеобразовательных программ с использованием сетевой формы их реализации несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы, в том числе программы, обеспечивающие коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию, а также определяют вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы реализации общеобразовательных программ.
______________________________________________________________
*(1) Часть 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)
*(2) Часть 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326)



Детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность.
В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Независимо от социального положения, расовой или конфессиональной принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.


















Глава 2. Создание условий для организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА

2.1. Анализ условий МБОУ СОШ№2 для организации образовательного пространства для обучающихся с НОДА
Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований, показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшее ухудшение, если существенно не будут изменены в благоприятном направлении условия, влияющие на здоровье. Наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции, как на популяционном, так и на индивидуальном уровне.
Для того, чтобы организовать инклюзивное обучение в общеобразовательной организации, необходимо проанализировать имеющиеся ресурсы в ОУ и имеется ли возможность создать специальные образовательные условия для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивное образование – это практика направления учеников, нуждающихся в специальных услугах, в обычные классы, при условии изменения системы и принятия особого ребёнка на уровне всей школы. При этом признаётся ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку.
Анализ вывил следующие результаты:
Организационное обеспечение:
Нормативно-правовое обеспечение
В МБОУ СОШ №2 на данный момент сформирована нормативно-правовая база:
- Программа развития;
- Устав;
- Основная образовательная программа;
- Учебный план; - Положение о реализации инклюзивной практики;
- Порядок организации обучения ребёнка с ОВЗ в ОО;
- Положение о ПМПк;
- Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана;
-. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.
Сформирован банк данных детей-инвалидов и детей с ОВЗ, который ежегодно корректируется.
Диагноз
Количество детей с нарушениями ОДА по годам


2012 – 2013 учебный год
2013 – 2014 учебный год
2014 – 2015 учебный год

ДЦП
3
2
2

отсутствие руки до локтя
1
1
1

Всего детей-инвалидов и детей с ОВЗ
8 (50%)
7 (43%)
5 (60%)


Как видно из таблицы, что больше всего в МБОУ СОШ №2 детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Организация сетевого взаимодействия с внешними организациями
Организованна работа только с городским ПМПК.
Организация медицинского обслуживания и питания
К школе прикреплена медицинская сестра с городской детской поликлиники, но она не входит в штатное расписание школы, бывает не каждый день и определённое количество времени, так как основная её работа в поликлинике. Ежегодно учащиеся проходят диспансеризацию и акты передаются в школу, анализ которых показывает, что многие учащиеся имеют разного рода заболевания опорно-двигательного аппарата.
Отсутствуют на данный момент условия для организации:
- комплекса оздоровительных процедур;
- лечебной физкультуры;
- реабилитационных процедур (массаж, физлечение и т.п.);
- анализа медицинских карт;
- ежедневного амбулаторного приема учащихся.
Материально-техническое (включая архитектуру) обеспечение
МБОУ СОШ №2 – это школа, здание которой было выстроено заново и функционирует с 2008 года. Школа оснащена всем необходимым современным оборудованием (компьютеры, принтеры, МФУ, 9 интерактивных досок), закуплены: кабинет географии, химии, биологии, физики, лингафонный кабинет и т.д., обновлён библиотечный фонд, доступ к Интернету во всех кабинетах. Но тем не менее, для учащихся с НОДА на данный момент отсутствует специальное оборудование.
Имеется пандус, светофор с кнопкой для безбарьерного движения до школы.
Но не созданы условия для перемещения по зданию, доступа на 2 и 3 . этажи, отсутствует кнопка вызова у входа, специализированная мебель и многое другое.
Психолого-педагогическое обеспечение
Разработана и реализуется программа коррекционной работы. Психологом осуществляется психолого-педагогичское сопровождение учащихся и их родителей с НОДА.
Кадровое обеспечение
В школе есть ставка только педагога-психолога.
Из анализа были выявлены следующие затруднения и проблемы:
Недостаточное материально-техническое оснащение ОУ для обучения детей с ОВЗ
Отсутствие в штатном расписании ОУ дополнительных ставок педагогических и медицинских работников.
Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения.
Несоответствие учебных планов и содержания обучения общеобразовательной школы особым образовательным потребностям ребенка с ОВЗ, отсутствие гибких образовательных стандартов.
Отсутствие сетевого взаимодействия с внешними организациями.
Отсутствие финансовой поддержки.
Недостаточное информационное обеспечение.
Развитию инклюзивного образования препятствует выше перечисленные затруднения. Особое место среди проблем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимают трудности доступа к школе, транспорту, спортивным и культурным учреждениям, что делает их жизнь фактически изолированной от общества.
Для того, чтобы устранить проблемы, необходим алгоритм действий. Для этого нужно разработать «Проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в МБОУ СОШ№2»












2.2. Описательная характеристика проекта организации инклюзивного образовательного пространства для обучающихся с НОДА в МБОУ СОШ№2

Цель проекта: «Создание условий для полноценного обучения и социализации детей с особыми образовательными потребностями в рамках общеобразовательной школы».
Критерии доступности ОУ:
Движение к ОУ.
Вход в школу.
Доступность помещений.
Соответствие нормативно-правовой базы.
Кадровая политика.
Материально-техническое оснащение.
Информационное пространство.
Финансовое обеспечение.
Медицинское обслуживание и питание.
Психолого-педагогическое обеспечение.
Алгоритм создания условий:
Медицинская организация
ПМПК
ПМПк
ПКР, АОП
Взаимодействие специалистов (внутреннее и внешнее)
Степень выраженности, качество и объем
Модификация, индивидуализация
Основные условия:
регламентированное нормативно-правовыми документами финансовое и юридическое обеспечение образовательного процесса;
специально подготовленные для работы с "особыми" детьми педагоги и специалисты (кадровый ресурс ОУ). При этом равные возможности в получении медицинской, коррекционной и психологической поддержки в школе должны быть созданы для всех обучающихся без исключения, что обычно приветствуется как родителями "особых", так и обычных детей;
материально-техническое оснащение для создания безбарьерной среды (пандусы, подъемники, специально оборудованные туалеты, кабинеты лечебной физкультуры, психомоторной коррекции, комнаты для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, медицинский кабинет, спортивный зал и пр.);
адаптированные образовательные программы, составление специалистами, педагогами и родителями индивидуальных планов занятий;
необходимый раздаточный и дидактический материал для занятий с детьми.
научно-методическое обеспечение инклюзивного процесса осуществляется высшей школой и центрами переподготовки, ресурсами специальных (коррекционных) школ, методическим центром округа и силами администрации ОУ.
идея инклюзивного образования предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке специалистов, которые имеют базовое коррекционное образование, и учителей с базовым уровнем знаний и специальным компонентом профессиональной квалификации. Под базовым компонентом мы понимаем профессиональную педагогическую подготовку, (предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки), а под специальным компонентом – следующие психолого-педагогические знания:
представление и понимание того, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса;
умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с учениками по отдельности и в группе, с родителями, коллегами-учителями, специалистами, руководством).
Прогнозируемые результаты проекта:
При условии успешной реализации данного проекта:
- будет разработана модель инклюзивного образовательного пространства школы;
- создана единая психологически комфортная образовательная среда для детей с разными стартовыми возможностями;
- разработана система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве;
- повысится профессиональный уровень и компетентность педагогов области инклюзивного образования;
- повысится информационная компетентность родителей детей с ОВЗ;
- будет проведена серия научно-практических семинаров.
Средства контроля и обеспечение достоверности результата.
Анализ развития детей два раза в год.
Реализация мониторинга качества образования.
Создание личностно-ориентированной системы оценивания результатов развития ребенка.
Создание портфолио ребёнка и наполнение портфолио педагога материалами по данному направлению.
Проведение открытых семинаров с целью тиражирования опыта работы, выявления трудностей и путей их преодоления.
Подготовка статей и методических пособий из опыта работы.
Риски, затрудняющие эффективную реализацию проекта
1 фактор риска. Неверная тактика педагогических воздействий при возникновении трудности восприятия другими детьми и их родителями ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
2 фактор риска. Нерациональная организация УД (перегрузка участников образовательного процесса на первых этапах эксперимента).
3 фактор риска. Низкая грамотность педагогов и родителей в вопросах  ИО.





















Заключение
В настоящее время всё более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность. Необходимым условием для решения основной задачи является создание действенной и целенаправленной системы социально-педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Для того чтобы ребёнок в постинтернатный период смог жить полноценной, во всех отношениях, жизнью, необходимо организовать социально-педагогическую деятельность так, чтобы основу её составляло воспитание в широком смысле, как фактор, определяющий процесс социализации детей с ограниченными возможностями.
У детей с ДЦП задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипуляций.
Отклонения в психическом развитии при ДЦП также специфичны. Они определяются временем мозгового поражения, его степенью и локализацией. Для детей с ДЦП характерно:
различные нарушения познавательной и речевой деятельности;
разнообразие расстройств эмоционально-волевой сферы (у одних – в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, вялости), склонность к колебаниям настроения;
своеобразие формирования личности (отсутствие уверенности в себе, самостоятельности; незрелость, наивность суждений; застенчивость, робость, повышенная чувствительность, обидчивость).
Таким образом, необходимо создавать специальные образовательные условия для обучения учащихся с НОДА в общеобразовательных учреждениях, которые могут быть обеспечены при условии тесного сотрудничества специалистов разных областей, при соблюдении принципов организации инклюзивного образования в России, а также при соблюдении некоторых требований к организации обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Ведущая роль в диагностике психического развития таких детей принадлежит педагогу-психологу и воспитателю.
Современная школа должна обеспечить право учащегося на образование, на развитие, в том числе на развитие резервных возможностей организма без ущерба его здоровью. Учебный процесс необходимо организовать так, чтобы, с одной стороны, успешно решались образовательные и воспитательные задачи, а с другой не наносился вред здоровью учащихся, обеспечивались нормальный процесс роста и развития организма, расширение его адаптивных возможностей. Задача формирования, сохранения и укрепления здоровья человека требует оценки и коррекции методических приемов и педагогических технологий. Это означает, прежде всего, учет психофизиологических особенностей школьников на каждом этапе индивидуального развития и обязательное соблюдение физиолого-гигиенических нормативов при организации учебного процесса и внеучебного времени, причем особое внимание следует уделять двигательной активности ребенка как важнейшему фактору и движущей силе онтогенеза.
Основные задачи выполнены и цель достигнута - создан проект, выявлены возможности и угрозы со стороны внутренних и внешних факторов учреждения.








Список используемой литературы

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
Государственная программа «Доступная среда на 2011-2015 годы»
Указ президента РФ № 761 от 01.06.2012 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».
«Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» - Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 17 ноября 2008г.
ФЗ №273 от 29.12.20112г. «Об образовании в Российской Федерации».
Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-150/06 от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Агавелян О.К. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. - Челябинск, 1999.
Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии
Глухов В.В. Менеджмент. – СПб.: Питер, 2007. – 608с.
Доблаев В.Л. Организационное поведение. – М.: Дело и сервис,2006. – 416с.
Инклюзивное образование в России. © Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), 2011 г.
Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М, 1989 г.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М., 2000.
Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка: Комплект рабочих материалов / Под общ. ред. М.М.Семаго. М., 1999.
Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М.: Изд. центр "Академия", 2000. 390 с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Приложение 1

Требования к организации процесса обучения (режим динамических поз):
1. Высота конторки должна быть подобрана безукоризненно в соответствии с ростом каждого школьника.
2. Конторка размещается на той половине стола, которая максимально удалена от окна.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] Рис. Конторка с регулируемой по высоте рабочей поверхностью (из патента № 20032273, авторы В.Ф. Базарный, Ю.Н. Коновалов)
Необходимо строго следить за тем, чтобы за одним столом (одной конторкой) работали дети одного роста.
3. Столы расставляются таким образом, чтобы вокруг каждого их них было хоть какое-то свободное поле – поле для постоянного удовлетворения естественной потребности ребенка в движениях – зона организации малых форм непроизвольной двигательной активности.
4. Расстановка столов меняется не реже 1 раза в месяц. (Рис. 2-4)
5. Гигиенически оптимальным следует считать, если обувь снята и дети находясь в носочках из естественной ткани (идеальный вариант - дети вообще босиком).
6. Под ноги рекомендуется поместить коврик из естественных тканей (соломы, хлопка и т.д.)
7. Стояние на резиновых ковриках, линолеуме категорически недопустимо!
Гигиенические требования к школьным принадлежностям. Существенное влияние на формирование осанки школьника оказывает ношение тяжелых ранцев и особенно портфелей. Ежедневное ношение тяжелого портфеля способствует формированию неправильной осанки. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь. Ношение книг и прочих ученических принадлежностей в ранце на спине способствует равномерному распределению нагрузки, освобождает руки. Ранцы являются более гигиеничными, потому что они обеспечивают равномерную нагрузку на плечевой пояс, а это сохраняет симметричное положение тела. Предпочтительно иметь ранец или рюкзак.
Плечевые ремни должны регулироваться по длине. Чтобы они не врезались при носке, их ширина в верхней части должна быть не менее 3,5-4,0см. Один из них должен иметь разъем, облегчающий одевание и снимание ранца. Во избежание порчи одежды и травм пряжки и другие приспособления для изменения длины крепятся на дне ранца или рюкзачка.
С 1998 введены в действие «Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Для учащихся 13(4) классов вес одного учебного издания не должен превышать 300г, 56 классов 400г, 79 классов 500г, 1011 классов 600г.
Указанные выше нормы разработаны с учетом веса ежедневного комплекта учебников, включая письменные принадлежности, а также максимального радиуса пешеходной доступности общеобразовательных учреждений 3км.
Физиолого-гигиенические нормативы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей таковы:
для учащихся начальных классов: 12-х не более 1,5кг, для 34-х классов не более 2,5кг;
для учащихся средних классов: 56-х не более 2,5кг, 7 8-х не более 3,5кг, 911-х не более 3,54,0 кг.
Ручки и карандаши должны иметь определенную длину и диаметр, чтобы учащемуся было удобно писать. Ручки диаметром более 10мм вынуждают делать сильный нажим, а диаметром менее 7мм выскальзывают из рук.
Наилучший эффект лечения нарушений осанки и искривлений позвоночника достигают сочетанным применением корректоров осанки, массажа, мануальной терапии, лечебной гимнастики и плавания.
Длительная ежедневная работа за партой, рабочим столом или компьютером вызывает статическую нагрузку на мышцы и их кислородное голодание. В результате нарастающего утомления мышцы перестают выполнять функцию естественного корсета. Начинается формирование нарушения осанки, искривления позвоночного столба. Возникают показания к применению корректора осанки. Конструкция корректоров специально разработана для поддержания грудного отдела позвоночника и плечевого пояса в анатомически правильном положении. На фоне применения корректоров мышцы восстанавливают функцию естественного корсета, позвонки занимают анатомически правильное положение.
Использование корректоров осанки в виде эластичных корсетов из широких прорезиненных лямок как метод профилактики и лечения нарушений осанки. Такие корректоры применяются широко и продаются почти в каждой аптеке, но специалисты относятся к ним неоднозначно. Возможно, опасения во многом объясняются тем, что предшественники эластичных корректоров осанки жесткие корсеты не позволяют позвоночнику искривляться, но их постоянное ношение приводит к атрофии мышц. Такие корсеты применяют только по строгим показаниям, при серьезных и прогрессирующих нарушениях осанки, обязательно под контролем врача и в сочетании с интенсивными занятиями лечебной физкультурой, которые позволяют избежать атрофии мышц и выработать привычку сохранять правильную осанку и без корсета.
Эластичные корректоры позволяют, и добиться улучшения осанки, и уменьшить нежелательные побочные явления.
В качестве народного средства при коррекции нарушений осанки можно применять приклеенный к спине лейкопластырь. Этот метод в некоторых случаях даже немного лучше, чем использование эластичного корректора, так как не возникает проблем, связанных с ослаблением мышц, с нарушением кровообращения из-за неправильно затянутых лямок и т. д. Правила пользования пластырем тоже намного проще.
Ребенок должен принять максимально правильную осанку настолько, насколько он может распрямиться за счет сознательного мышечного усилия. Через несколько дней можно усложнить задачу - приклеивать пластырь в положении лежа на спине с подложенными под живот и плечи валиками.


















Приложение 2
Рекомендации по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Дети с нарушениями ОДА – широкая и неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций (врожденные или рано приобретенные). Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений скелетно-мышечной системой во времени и пространстве.
Детей с нарушениями ОДА условно можно разделить на 2 категории, нуждающихся в различных вариантах коррекционно-педагогической работы:
1. Дети, у которых нарушения обусловлены органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы (большинство составляют дети с детским церебральным параличом ДЦП). ДЦП возникает из-за повреждения тех частей центральной нервной системы, которые «отвечают» за управление движениями, но могут быть повреждены и другие отделы мозга, управляющие другими функциями. В этом случае у ребенка будут сопутствующие нарушения (нарушения зрения, слуха; особенности формирования и развития психических функций). Особое место в клинике ДЦП занимают расстройства устной и письменной речи – дислексии и дисграфии.
Особенности зрительного восприятия характеризуются изменением темпа восприятия, фрагментарностью и недифференцированностью, слабостью ориентировочно-зрительных реакций и зрительного внимания. Особенности слухового восприятия характеризуются неустойчивостью ориентировочно-поисковых слуховых реакций.
У детей с ДЦП нарушена пространственная ориентация. Это проявляется в замедленном формировании понятий, определяющих положение предметов и частей собственного тела в пространстве, неспособности узнавать и воспроизводить геометрические фигуры, складывать из частей целое.
Часто страдает произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость. Ребенок с трудом и на короткое время сосредоточивается на предлагаемом объекте или действии, часто отвлекается. Объем воспринимаемой информации в единицу времени, как правило, сужен.
Память может быть нарушена в системе одного анализатора (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического).
Мыслительные процессы характеризуются инертностью, низким уровнем операции обобщения.
Часто отмечается эмоциональная лабильность, свидетельствующая о дефицитарности психической деятельности. Расстройства эмоционального реагирования у одних детей могут проявляться в виде повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – наоборот, в виде заторможенности, вялости.
2. Дети с собственно ортопедической патологией, не имеющие выраженных нарушений интеллектуального развития. У некоторых детей несколько замедлен общий темп психического развития и могут быть парциально нарушены отдельные корковые функции, особенно зрительно-пространственные представления. Дети данной категории нуждаются в психологической поддержке на фоне систематического ортопедического лечения и соблюдения щадящего индивидуального двигательного режима.
С учетом особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата необходимо создавать следующие условия:
создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды;
соблюдение ортопедического режима;
осуществление профессиональной подготовки и/или повышения квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима нагрузок организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведения физкультурных пауз и т.д.);
организация коррекционно-развивающих занятий по коррекции нарушенных психических функций;
организация лечения на базе медицинского учреждения или реабилитационного центра
организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
организация логопедической помощи по коррекции речевых расстройств;
подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка;
предоставление возможности передвигаться по школе, классу, группе тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе; писать так, как позволяют его моторные возможности;
организация целенаправленной работы с родителями детей с ОВЗ, с обучением их доступным приемам коррекционно-развивающей работы;
формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья у нормально развивающихся детей и их родителей;
наличие персонала, оказывающего физическую помощь ребёнку при передвижении по школе, при принятии пищи, при пользовании туалетом и др.
обязательное включение в совместные досуговые и спортивно-массовые мероприятия ребенка с двигательными нарушениями.
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс школы обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения.
Пакет специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1. Организационное обеспечение
№ п/п
Направления организационного обеспечения
Локальные акты образовательной организации

1.
Нормативно-правовое обеспечение
1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования, лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана
3. Положение об организации инклюзивной практики или Положения об организации образования детей с ОВЗ.
4. Положение о ПМПк (о психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

2.
Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром (при необходимости)
2. Договор о сотрудничестве с со специальным (коррекционным) общеобразовательным учреждением VI вида (при необходимости).

3.
Организация медицинского обслуживания
По договору с учреждением (организацией) здравоохранения с дополнительным соглашением по сопровождению детей врачом-ортопедом и врачом-неврологом (по необходимости).
Организациялечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие.

4.
Организация питания
Создание комфортных условий приема пищи: - сервировка стола;
- организация проезда коляски к столу; - использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; - помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи; - формирование доброжелательного общения детей

5.
Организация взаимодействия с родителями
На основе договора об организации образования ребенка с НОДА в образовательном учреждении

2. Материально-техническое обеспечение. Адаптация среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общешкольное пространство
Учебное пространство класса


внутренний и внешний пандус ;
поручни и ручки-скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться;
Специально оборудованные туалеты;
лифт – для зданий, имеющих более 1 этажа;
ступенькоходы;
съезды на тротуарах и другие приспособления на территории школы;
приспособления для дверей (автоматическое открывание),
для лестницы (площадка подъемник);
специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков,
специально оборудованный медицинский кабинет;
специально оборудованный зал для лечебной физической культуры

пространство для передвижения коляски;
место для отдыха.
вертикализатор
медицинские кушетки с клиновидными подставками для обучения детей лежа
наклонные парты для обучения детей стоя


Специальное оборудование

средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом); трехколесный велосипед (с мотором и без него, микроавтобус с подъемником.
средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки).
оборудование для занятий ЛФК (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики, медицинболы, физиоролы,степ-платформы, лечебные тренажеры)
специальная мебель и специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук).
тренажеры для развития манипулятивных функций рук.
приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.), устройства для чтения, с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения).


3. Психолого-педагогическое обеспечение
3.1. Программно-методическое обеспечение

№ п/п
Программы
Учебно-дидактическое обеспечение.

1
Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования
Образовательная программа разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся.

Для разработки Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы:

2
Программы специальных (коррекционных) учреждений V,VII, VIII вида
Программы логопедических занятий и уроков физкультуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. – М., 1979.
Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд). – М., 1981.
Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1986.
Программы специальной (коррекционной) образовательнойшколы VIII вида 1-4 классы. В.В. Воронкова.
Программы специальных (коррекционных) школ 8 вида: 5-9классы, под ред. В.В.Воронковой, М.ВЛАДОС 2010г.

Направления коррекционной работы

1.
Коррекция нарушенных функций
Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., 1975.
Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно-двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., 1988.
Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., 1981.
Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, 1994.

3.
Лечебная физическая культура
Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. – М., 1991.
Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. – Пенза, 2005.
Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениями опорно-двигательного аппарата. – М.: Academia, 2003.
Малюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера: практическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, 2011


Развитие речи
Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978.
Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.
Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997

3.2.Психолого-педагогическое сопровождение.

№ п/п
Направления работы
Программно-методическое обеспечение

1.
Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках Психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами психолого-педагогического медико-социального центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012 г.

2.
Сопровождение тьютором на протяжении учебного дня - полное для детей слепых, слабовидящих по рекомендациям ПМПК
«Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012

3.
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю.
Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа. 2000
Шипицына Л. М., Мамайчук И. И., Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.Владос, 2004

4.
Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков не менее 2-х часов в неделю
Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ., 2003
Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001.

5.
Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю
Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., 1978.
Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., 1997.
Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов:
– учителя,
– учитель-дефектолог
– педагог-психолог;
– учитель-логопед;
– тьютор,
- педагоги дополнительного образования;
- координатор по инклюзии.


 Статья 34 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)..









13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 115