Презентация Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.


«Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи» Цель исследования: формирование эмоционально-оценочной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях коррекционной школы V вида. Предмет исследования: психолого-педагогические аспекты формирования эмоционально-оценочной лексики у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. Гипотеза исследования конкретизируется следующими положениями:-дети младшего школьного возраста с тяжелым нарушением речи испытывают значительные трудности в подборе и правильном употреблении слов, называющих чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом; слов-оценок, квалифицирующих вещи, предметы, явления с положительной или отрицательной стороны, слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований. Это приводит к ограничению смысловых связей, недостаточности синтагматических и парадигматических отношений, что отрицательно влияет на формирование связной речи в целом;-формирование эмоциональной лексики у детей с тяжелым нарушением речи будет более эффективно при условии разработанных специальных занятий, что будет способствовать расширению словарного запаса в целом, установлению необходимых семантических связей в системе детского лексикона. Работа в данном направлении в свою очередь может повысить эффективность работы по преодолению тяжелых нарушений у младших школьников. Задачи:1.Проанализировать имеющиеся литературные источники по проблеме исследования.2.Рассмотреть психолого-педагогические основы лексического развития детей младшего школьного возраста.3.Выявить особенности формирования эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.4.Определить уровень сформированности эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.5.Разработать и апробировать систему коррекционных мероприятий, направленных на формирование эмоционально-оценочной лексики у младших школьников.6.Оценить эффективность предложенной системы коррекционно-педагогического воздействия. Методологической системой исследования является: положение о взаимовлиянии и единстве эмоционального и когнитивного развития ребенка (Л.С.Выготский); комплексный подход к обучению и воспитанию детей с речевыми проблемами (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина); психолингвистический подход к лексике как к динамичной системе, в которой функциональность слова обеспечивается комплексом многоступенчатых процессов, протекающих в разных уровнях осознания при взаимодействии продуктов переработки перцептивного, когнитивного и эмоционально-оценочного опыта (А. А. Залевская); лингвистический подход к слову как номинационной единицы речи, к изучению которой необходимо подходить с лексико-семантической стороны, а также к определению понятия и состава эмоционально-оценочной лексики (Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский). Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись следующие группы методов:-теоретический (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);-эмпирический (изучение медицинской и психолого-педагогической документации, психолого-педагогический экспериментальный комплекс методик, направленных на определение качественного своеобразия эмоционально-оценочной лексики с тяжелыми нарушениями речи;-метод количественно-качественного анализа полученных результатов;-интерпретационные методы. Организация исследования:Исследование осуществлялось на базе КГС(К)ОУ «Барнаульская С(К)ОШИ №4 V вида» и МОУ «СОШ №126» с октября 2010 года по апрель 2011 года в три этапа. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система коррекционных мероприятий может дополнить содержание программы по обучению и воспитанию детей с тяжелыми нарушениями речи в специальных, а также и в общеобразовательных школьных учреждениях. Предлагаемая система может быть рекомендована к использованию в логопедической практике на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях в специальных коррекционных школах; применены в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушениями речи, а также при коррекции речи детей других категорий с отклонениями в развитии. Этапы эксперимента:КонстатирующийЦель: выявление актуального уровня сформированности словарного запаса ( в частности эмоционально-оценочной лексики) детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.ФормирующийЦель: Формирование Эмоционально-оценочной лексики у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.КонтрольныйЦель: Оценка эффективности коррекционной работы. Констатирующий эксперименттри взаимосвязанных этапа: 1. логопедическое обследование, 2. анализ паралингвистических средств общения , 3. выявления особенностей развития эмоциональной лексики. Таблица 3Использование средств лицевой экспрессии {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КГРадостьГрустьГневСтрах УдивлениеЗадание выполнили100%100%85%77%80%Задание не выполнили--15%23%20%ЭГЗадание выполнили90%85%55%50%42%Задание не выполнили10%15%45%50%58% Таблица 4Выразительность речи детей при передаче эмоциональных состояний{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}РадостноГрустноИспуганноСердитоУдивленноЗадание выполнили100%100%100%90%90%Задание не выполнили---10%10%ЭГЗадание выполнили80%48%65%52%70%Задание не выполнили20%52%35%48%30%{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КГ Первый этап (подготовительный) Цель первого этапа: подготовка детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующей интеграции этих знаний при формировании лексических навыков в области эмоциональной лексики. Данный этап включал в себя три блока:1.изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту;2.развитие паралингвистических средств общения;3.формирование интонационной стороны речи; Первый блок. Изучение и уточнение эмоциональных состояний, доступных возрасту.Задача первого блока состояла в изучении и уточнении эмоциональных состояний радости, грусти, злости, злости, испуга, удивления и реализовалась в беседах с детьми на занятиях. Второй блок. Развитие паралингвистических средств общенияЦель этого блока осуществлялась в процессе решения следующих задач:-научить различать эмоции по схематическим изображениям;-сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;-развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей с помощью игровых и музыкальных приемов. Третий блок. Формирование интонационной стороны речи Второй этап (основной)Цель второго этапа: формирование эмоциональной лексики.Данный этап состоит из четырех блоков.Первый блок. Формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.Цель первого блока: формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.В связи с этим было организовано обучение детей употреблению данной лексики в словосочетаниях, предложениях, в связных высказываниях. Поставленная цель обусловила выполнение следующих задач: -расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживания самим говорящим или другим лицом;-формирование синонимических и антонимических отношений;-развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов. Второй блок. Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок.Целью второго блока, было формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление лексически с положительной или отрицательной стороны. Третий блок. Формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований. Четвертый блок (интеграционный). Введение в речь эмоциональной лексики на основе сюжетно-ролевых игр Цель данного блока - введение в речь эмоциональной лексики и развитие вербальной коммуникации на основе интеграции лексических средств интонационной стороны речи и паралингвистических компонентов в процессе игровой деятельности. ВЫВОДЫ: Испытуемые КГ и ЭГ выполнили все задания лучше, чем на констатирующем эксперименте. В то же время отмечается бедность эмоций у детей ЭГ, они продолжают затрудняться при изображении гнева, страха, удивления. Дети обеих групп испытывают трудности при подборе синонимов с эмоциональным значением. Во время беседы испытуемые ЭГ отвечали точно на поставленные вопросы, пытаясь давать развернутые ответы. Дети КГ отвечали полными, распространенными предложениями, делали самостоятельные выводы. Таким образом, после проведения коррекционно-логопедической работы, направленной на формирования эмоционально-оценочной лексики можно сделать вывод о том, что коррекционно-логопедическая работа на этапе формирующего эксперимента прошла успешно. Цель исследования достигнута, а его гипотеза подтвердилась. Считаю, что для достижения более высоких результатов необходим более продолжительный период, систематическое проведение занятий по формированию эмоционально-оценочной лексики.