Организация работы по формированию мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Организация работы по формированию мотивации у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи к самовоспитанию

С. П. Брауэр
КОУ «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат
№ 19 V вида» г. Омск, Россия
Хорошее воспитание не является достоянием избранного круга людей. Быть гармонически развитым, уметь достойно вести себя в любой обстановке и в любом окружении – не только право, но и долг каждого человека. [1, с. 23]
Работая в школе - интернате, я часто задумываюсь о судьбе своих воспитанников. Какими они будут, когда мы выпустим их в самостоятельную жизнь? Я решила помочь своим подопечным своевременно взяться за самовоспитание, чтобы перед выпуском во взрослую жизнь они могли найти тропинку к своему «Я».
Чтобы подготовить ребёнка к взрослой жизни, необходимо научить его нормам морали и адекватному поведению в общении с различными людьми, помочь ему усвоить логику определённых правил и взаимоотношений, привить знания и навыки, необходимые на протяжении всей жизни. На основе этого я пришла к выводу, что необходимо разработать программу «Начала этики» для подготовки к успешной адаптации и социализации детей в обществе через формирование основ культуры поведения. [1, с. 11]
Значение хороших манер в жизни немаловажно, как это принято считать в наш рациональный век. Они придают человеческим взаимоотношениям мягкость, красоту, облегчают решение самых разнообразных проблем. Необходимо, чтобы хорошие манеры стали внутренней потребностью каждого человека, тогда исчезнут грубость, хамство, сквернословие, позорящие и оскорбляющие личность. [4, с. 35-37] Воспитанный человек должен уметь себя вести, знать, как поступать в той или иной ситуации, проявляя сдержанность, такт, сохраняя свое человеческое достоинство и не умаляя достоинства других. Поэтому целью моей программы является воспитание у детей культуры поведения.
Дети не умеют контролировать свои действия, не уверены в себе, не знают, как вести себя в общественных местах, не знают форм обращений и приветствий и тд. Поэтому следует обратить особое внимание на культуру поведения в различных сферах жизнедеятельности, помочь детям усвоить правила этикета, овладеть навыками и умениями, соответствующими их возрасту. Исходя из этого, следует отметить задачи программы:
- пробуждение интереса ребёнка к себе, своему внутреннему духовному миру; - привлечение внимания воспитанников к основным нравственным категориям, первичное ознакомление с ним; - формирование самооценки своих качеств, своих достижений и возможностей; - ознакомление с понятиями нравственность, добро, совесть, любовь, трудолюбие, долг и т.д; - ознакомление с азбукой учения, с организацией здорового режима, культурного поведения; - знакомство с возможностью управлять своим поведением.
Занятия "Начала этики" проводятся с целью формирования у детей представления о нравственных нормах поведения и могут сочетаться с психокоррекционной работой педагога по развитию у детей навыков позитивного общения и нормализации их самооценки.
Созданию цикла занятий «Начала этики» предшествовал анализ научно-методической литературы, исследований ученых и педагогов по проблемам самовоспитания А.И. Кочетова, А.Г. Ковалева, Г.К. Селевко. Занятия строятся на основе мониторинга результатов первичной психолого-педагогической диагностики.
По итогам диагностики были выявлены основные проблемы детей младшего школьного возраста ТНР: эмоциональная уплощённость и обесцененное содержание образа «Я»; сниженная самооценка; несформированность избирательности в отношениях к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность поведения.
Занятия «Начала этики» проводятся с учащимися 1-х - 4-х классов в течение четырёх лет. Время проведения одного занятия – 25-30 минут, по одному занятию в неделю. Каждый такой "урок этики" является продолжением предыдущего, так как реализует цели и задачи, поставленные перед всем циклом знакомства детей с элементами и нормами этики. Кроме того, каждое занятие подводит итог собеседованиям, консультациям, индивидуальным и групповым занятиям с детьми по развитию у них навыков позитивного общения, снятию тревожности, формированию адекватной самооценки, развитию коммуникативных способностей.
В своей работе с детьми я опираюсь на простые постулаты:
– если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
– если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
– если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире;
– если ребенка поддерживать, он учится ценить себя.
По моему мнению, тепло и уют, любовь и ласка, внимание и забота, профессиональное мастерство педагогов - основные условия успешного воспитания и становления личности каждого ребенка.
Поэтому с целью создания комфортной обстановки на занятиях с детьми опираюсь на игровые методы, через которые дети легче и активнее общаются, быстрее находят правильные решения, как бы непроизвольно усваивая при этом нормы и нравственные правила.
Цель занятий - устранение искажений эмоционального реагирования и коррекция стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками и взрослыми, формирование положительной эмоциональной Я-концепции. [2, с. 36]
После проведения занятий дети лучше понимают друг друга, стремятся сознательно регулировать свое поведение, адекватно реагируют на замечания окружающих.
Организуя воспитательную работу, я  выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:
при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;
при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем наказание;
стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков воспитанников;
учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Особенностью и достоинством работы по формированию мотивации к самовоспитанию является ведение каждым ребёнком своего портфолио и дневника хорошего настроения.
Портфолио – это современная эффективная форма оценивания. Она помогает анализировать способности воспитанников в процессе непрерывного развития, учитывать результаты, достигнутые в учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности. Также портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка.
Дневник хорошего настроения состоит из разнообразных страничек: это перечень основных чувств человека, предлагаются способы быстрой разрядки гнева, копилка хороших воспоминаний, предлагается восточная притча «Этот гнев - не ты» и т.д. Сам дневник красочный, яркий, чем и привлекает к себе детей. Каждый ребёнок ясно понимает, что портфолио и дневник для него – это друзья, которые помогают ему отразить чувства, желания, переживания, а также одновременно порадуются вместе с его владельцем. Заполняя портфолио и дневник, воспитанник ясно видит свои достижения и промахи, что побуждает его ещё интенсивнее работать над собой.
Работая с детьми младшего школьного возраста, мне хочется, чтобы мои воспитанники намного увереннее смотрели в завтрашний день, чтобы у них пропадало чувство страха перед неизвестной взрослой жизнью. Однако наша задача не только в том, чтобы подготовить воспитанников к «взрослой» жизни, но и в том, чтобы сделать их жизнь «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом. Шаг за шагом нам вместе с воспитанниками предстоит двигаться вперед, замечая их изменения в характере, в мышлении, в поступках.
Итак, вся моя работа направлена на то, чтобы воспитать здоровую, нравственную личность, стремящуюся к творческому самовыражению, способную к самоопределению и самореализации.

Список литературы

Кочетов А. И. Организация воспитания школьников. Минск, 1991
Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. Москва «Народное образование» 2000.


Заголовок 115