Российский языковой портфолио как инструмент оценки и самооценки деятельности школьников при изучении иностранного языка


Российский языковой портфель как инструмент оценки и самооценки деятельности школьников при изучении иностранного языка Материалы для студентов специальности Иностранный язык и для учителей образовательных организаций Языковой портфель это пакет документов, позволяющих обучаемому самостоятельно фиксировать и оценивать свои достижения и опыт в овладении иностранными языками (ИЯ) В основе Российского языкового портфеля лежит: концепция Европейского Языкового Портфеля (ЕЯП), разработанная в рамках проекта Совета Европы «Языки на современном этапе»; В основе Российского языкового портфеля лежит: концепция «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком», изложенная в документе Совета Европы «Modern Languages: Learning, Teaching, Assessment. A Common European Framework of Reference» (CEFR) Круг языковых компетенций I UNDERSTAND I DO I FEEL I EXPLORE Концепция «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком» включает в себя описание системы уровня владения языками, т.е. степень владения языком с точки зрения эффективности процесса речевого общения Уровни владения иностранным языком ЭлементарноеА СамостоятельноеВ Свободное С Система уровней владения ИЯ: А1 – уровень Выживания;А2 – Допороговый уровень;В1 – Пороговый уровень;В2 – Пороговый Продвинутый уровень;С1 – Высокий уровень;С2 – уровень владения языком в Совершенстве A1. Breakthrough (Уровень выживания) ПОНИМАНИЕ Аудирование Я понимаю отдельные знакомые слова и очень простые фразы в медленно и чётко звучащей речи в ситуациях повседневного общения, когда говорят обо мне, моей семье и ближайшем окружении. Чтение Я понимаю знакомые имена, слова, а также очень простые предложения в объявлениях, на плакатах или в каталогах. ГОВОРЕНИЕ Диалог Я могу принимать участие в диалоге, если мой собеседник повторяет по моей просьбе в замедленном темпе своё высказывание или перефразирует его, а также помогает сформулировать то, что я пытаюсь сказать. Я могу задавать простые вопросы и отвечать на них в рамках известных мне или интересующих меня тем. Монолог Я умею, используя простые фразы и предложения, рассказать о месте, где живу, и людях, которых я знаю. ПИСЬМО Письмо Я умею писать простые открытки (например, поздравление с праздником), заполнять формуляры, вносить свою фамилию, национальность, адрес в регистрационный листок в гостинице. Российский языковой портфель разработан в Московском государственном лингвистическом университете в рамках национального проекта «Языковой портфель для России» под руководством академика РАО Ирины Ивановны Халеевой Российский языковой портфель разработан для различных возрастных групп и этапов обучения:для начальной школы;для средней школы;для студентов-филологов. Цели языкового портфеля: внедрять в практику преподавания и изучения ИЯ перспективную образовательную идеологию;вооружать учащихся инструментом для достижения своих целей в овладении ИЯ, а также путей для совершенствования знаний и умений; Цели языкового портфеля: дать учителю возможность оценивать уровень достижений каждого учащегося в овладении ИЯ и вносить коррективы в преподавательскую деятельность;повысить мотивацию в преподавании и изучении ИЯ;обеспечить социальную мобильность. Структура и содержание российского языкового портфеля Языки, которые я знаю. Описывается опыт изучения языков и межкультурного общения, а также уровень владения ИЯ. Раздел I. Языковой паспорт Языки, которыея знаю. Языки общения в моей семье.Языки общения моих родственников.Где я учусь.Языки, которые я изучаю в школе (в колледже).Языки, которые я изучаю вне школы (вне колледжа).Пребывание за границей.Общение с носителями ИЯ. Раздел II. Биография Мои успехи. Самостоятельная оценка учащимися своего уровня владения ИЯ. Контрольные листы самооценки. Мои успехи. Контрольные листы для самооценки по аудированию Мои успехи. Контрольные листы для самооценки по говорению Мои успехи. Контрольные листы для самооценки по чтению Мои успехи. Контрольные листы для самооценки по письму Раздел III. Досье Моя копилка – папка дляхранения конкретныхпродуктовдеятельности ученика в ходеизучения ИЯ Материал, свидетельствующийоб успехах учащегося в овладении ИЯ:дипломы,сертификаты,свидетельства,письма на ИЯ,фотографии,тетради для контрольных работ с оценками,письменные задания и др. Страничка учителя Заполняется учителем по окончании учеником школы.Дается характеристика сформированности компетенций ученика в разных видах речевой деятельности.Компетенция может быть:сформирована,находиться в процессе формирования,не сформирована. Языковой портфель Собственность ученика.Основная педагогическая функция ЯП – помощь в развитии умений самостоятельно (автономно) овладевать ИЯ.Нельзя использовать ЯП как инструмент дисциплинарного воздействия на ученика.Учитель должен помочь учащимся увидеть свои достижения и недостатки и наметить пути их устранения. Список литературы: Гальскова Н.Д., Никитенко Э. Н. Теория и практика обучения иностранному языку. Начальная школа: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2004, стр.204-233Об использовании российского языкового портфеля в общеобразовательных учреждениях России. Письмо Минобразования России от 23.11. 2001 г. № 890/13-13// Настольная книга учителя иностранного языка. Справочно-методическое пособие / Сост. В.В. Копылова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004, стр.99-102Гальскова Н.Д.Языковой портфель как инструмент оценки учащегося в области изучения иностранных языков // ИЯШ. 2000. №5. С. 6-11. Европейский языковой портфель для России. М.: МГЛУ; СПб: Златоуст, 2001. Полат Е.С. Портфель ученика // ИЯШ. 2002. №1. С. 22-27.