Эффективность реализации программы Фитнес-гимнастика в системе дополнительного образования детей младшего школьного возраста.


Эффективность реализации программы «Фитнес - гимнастика»
в системе дополнительного образования детей
младшего школьного возраста.
И.Г. Дивлет – Кильдеева
ГБОУ СОШ №617 Приморского района, Санкт - Петербург
На современном этапе развития общества, большое внимание уделяется развитию компьютерных технологий. В школах оборудованы компьютерные классы, в работе с учениками используются интерактивные доски. Всё делается для того чтобы технически улучшить образовательный процесс учащихся. И зачастую забывают о физическом развитии детей, особенно младшего школьного возраста, для которых поступление в школу является новым этапом развития личности. На базе нашей школы более 10 лет работает отделение дополнительного образования. В связи с этим создаётся возможность для свободного выбора детьми привлекательных для них видов деятельности, в том числе и физкультурно – оздоровительной направленности, так необходимой в настоящее время.
О.Е. Лебедев (1996) отмечает, что цель дополнительного образования заключается в развитии мотивации личности детей к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности. Об эффективности применения в этой системе средств аэробики и других направлений фитнеса на повышение уровня физической подготовленности занимающихся написано Е.Ю. Скачковым (2002), Е.А. Мицан (2004)
Вместе с тем, следует отметить, что привлечение детей и подростков к занятиям фитнесом представляется возможным, если предлагаемые программы отвечают их интересам. Они должны быть познавательными, динамичными, интересными и способствовать их физическому развитию и повышению уровня физической подготовленности и здоровья. Практика показывает, что традиционные способы физического воспитания оздоровительной направленности являются малоэффективными, необходим поиск инновационных оздоровительных технологий физической культуры, которые позволили решить эту проблему.
Нами была взята оздоровительно – развивающая, танцевально – игровая программа, рекомендованная институтом дополнительного образования и кафедрой гимнастики РГПУ им. А.И. Герцена для учителей образовательных учреждений «FITNESS – GYMNASTICS» (автор Е.Г. Сайкина д.п.н., профессор кафедры гимнастики РГПУ им. А.И. Герцена).
Целью оздоровительно – развивающей, танцевально – игровой программы «FITNESS – GYMNASTICS» является содействие всестороннему развитию личности учащихся, профилактика различных нарушений состояния физического и психологического здоровья, повышение уровня физической подготовленности и интереса к занятиям физическими упражнениями, развитие двигательных, танцевальных, творческих и музыкально – ритмических способностей, приобщение к здоровому образу жизни.
Программа характеризуется большим разнообразием задач (образовательных, оздоровительных, воспитательных, профилактических) направленного воздействия на организм занимающихся. Содержание программы взаимосвязано с комплексной программой по физической культуре для учащихся 1 – 11 классов (В.И. Лях, 2011), базируется на принципах детского фитнеса и включает разнообразный арсенал авторских идей, средств и методов оздоровительных видов аэробики, танца, корригирующей гимнастики, стретчинга и др.
Структуру содержания программы «FITNESS – GYMNASTICS» составляют: основы знаний, учебно – практический материал, требования к уровню подготовленности занимающихся и требования к материально – техническому оснащению процесса обучения.
Основы знаний – теоретический раздел программы, представленный различными темами, без знания которых овладение практическим материалом является не полным. Весь учебный материал распределен на 3 года обучения и дается последовательно и равномерно на каждом занятии.
Содержание учебно – практического материала программы по фитнес – гимнастике направлен на формирование умений, навыков, развитие двигательных способностей и включает комплексы упражнений фитнес – гимнастики, которые представлены в пяти её разделах, и самостоятельные практические и игровые задания, которые служат дополнением к изучению программного материала. Содержание учебно – практического материала программы по фитнес – гимнастике представлено пятью разделами: базовой гимнастикой, аэробной гимнастикой, атлетической гимнастикой, игровой гимнастикой, корригирующей гимнастикой. Каждый раздел состоит из упражнений, творческих и игровых заданий, комплексов, рассчитанных 3 года обучения.
Первый раздел – базовая гимнастика включает упражнения: строевые, на растягивания (стретчинг), типа задания, специальные упражнения для согласования движений с музыкой (ритмика), основы хореографии, танцевальные шаги. В этот раздел также входят ритмические танцы и комплексы общеразвивающей направленности, которые служат базой для овладения учеником основных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых для дальнейшей работы по программе «FITNESS – GYMNASTICS»
Второй раздел – аэробная гимнастика включает базовые шаги аэробики и их связки, а так же представлен комплексами упражнений танцевальной гимнастики и аэробики (с предметами и без них, на специальном оборудовании: степах, фитболах).Упражнения данного раздела являются основой развития аэробной выносливости, музыкальности, что позволяет детям свободно выполнять движения под музыку.
Третий раздел – атлетическая гимнастика имеет общеукрепляющую направленность и включает в себя упражнения (без предметов, с утяжелителями и амортизаторами и др.), направленные на формирование и укрепление различных мышечных групп (рук, ног, туловища), развитие силы и скоростно – силовой выносливости.
Четвертый раздел – игровая гимнастика предусматривает целенаправленную работу учителя по применению специальных упражнений и творческих заданий, включению музыкально – подвижных игр и эстафет в физкультурно – оздоровительную деятельность, проведение сюжетных уроков. Данный материал служит основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, развивает выдумку и творческую инициативу. Он состоит из игровых и творческих заданий, музыкально – подвижных игр, эстафет и сюжетных уроков.
Пятый раздел – корригирующая гимнастика состоит из упражнений профилактико - корригирующей направленности. В этот раздел входят упражнения для формирования, закрепления и совершенствования правильной осанки, профилактики плоскостопия, развития и укрепления сердечно – сосудистой и дыхательной систем, упражнения пальчиковой гимнастики, самомассажа и расслабления, антистрессовой и релаксационной гимнастики.
Раздел «Требования к уровню подготовленности занимающихся» включает в себя требования по освоению знаний, умений и навыков и развитие двигательных способностей.
Раздел «материально – техническое обеспечение процесса обучения» определяет необходимый спортивный инвентарь, оборудования для контроля и оценки действий, вспомогательное оборудование, подбор музыкального сопровождения и учебно – методический материал для проведения занятий фитнес – гимнастикой.
Предполагалось, что систематические занятия по программе «FITNESS – GYMNASTICS» будут способствовать повышению двигательной активности занимающихся, что окажет эффективное влияние на развитие двигательных (координации, выносливости, гибкости и др.). Творческих (воображения образного мышления), танцевальных и музыкально – ритмических способностей, а так же повышение физической подготовленности и интереса младших школьников к занятиям физическими упражнениями танцевальной направленности.
С целью определения эффективности программы «Фитнес – гимнастика» и выявления её на физическую подготовленность, развитие двигательных и специальных способностей детей младшего школьного возраста мы провели педагогический эксперимент в ГБОУ СОШ № 617 Приморского района г. Санкт – Петербурга. Его проводил учитель дополнительного образования высшей категории Дивлет – Кильдеева И.Г. В исследовании принимало участие 2 группы: экспериментальная (учащиеся 2а класса, классный руководитель Баранова А.П.) и контрольная (учащиеся 2б класса, классный руководитель Соколова С.В.) В каждую группу входило по 8 девочек и 8 мальчиков.
Педагогический эксперимент проходил с сентября 2014 года по март 2015 года.
В экспериментальной группе, кроме основных уроков по физической культуре, проводились дополнительные занятия в системе дополнительного образования 2 раза в неделю по программе «Фитнес – гимнастика». В контрольной группе проводились только основные занятия по физической культуре.
В задачи педагогического эксперимента входило определение эффективности занятий по программе «Фитнес – гимнастика» и её влияние на развитие двигательных способностей. Для эксперимента были взяты 4 теста. Для определения скоростно – силовых способностей мышц брюшного пресса – «Подъем туловища из положения лёжа» за 30 сек. (кол – во раз) и «Прыжок в длину с места». Координационные способности определялись с помощью теста – «Челночный бег 3х10м.» (сек.), а силовые способности мышц плечевого пояса, определял тест «Подтягивание туловища» мальчики с высокой перекладины, девочки с низкой – (кол – во раз).
В результате проведенного исследования в двух группах было выявлено, что все индивидуальные показатели двигательных и специальных способностей, как в контрольной, так и в экспериментальной группе дали определенные положительные изменения относительно их исходного уровня.

1 – координация движений; 2 – скоростно – силовые способности;
3 – сила мышц брюшного пресса; 4 – сила мышц рук (мальчики)
5 – сила мышц рук (девочки)
Рис. 1 Динамика развития двигательных способностей и специальных качеств
детей младшего школьного возраста.
При определении влияния занятий по программе «Фитнес – гимнастика» на развитие двигательных способностей, выявлен достоверный прирост результатов в экспериментальной группе, по сравнению с контрольной группой по всем показателям двигательных способностей, особенно силы рук, как у мальчиков, так и у девочек.
Показатели развития скоростно – силовых способностей значительно выросли. Так тест на координацию движений «Челночный бег» составил в Э.гр .92,71%, К.гр. 94,76% . Тест «Прыжок в длину с места» показал результат Э.гр.113,76%, в К. гр. 110,71%,. Результат теста на силу мышц брюшного пресса составил в Э.гр. 119, 28%, а в К.гр. 104,14. Тест на силу мышц рук у мальчиков Э.гр.195,27%, в К.гр. 166,67% , а у девочек Э.гр. 133,54%, в К.гр. 115,17
По данным проведенного опроса детей экспериментальной группы, принимавших участие в эксперименте, наиболее интересным для них оказался раздел «Игровая гимнастика» - 42% (куда входили музыкально – подвижные игры и эстафеты, а также сюжетные уроки). Материал и «Аэробная гимнастика» - 32% (куда входило выполнение комплексов упражнений под музыку). Далее раздел «Атлетическая гимнастика» - 15 % (куда входили упражнения с утяжелителями и амортизаторами и др.). «Коррекционная гимнастика» - 6% (куда входили упражнения лечебной физкультуры) и всего 5% раздел «Базовая гимнастика» (куда входили комплексы общеразвивающей направленности).
По результатам проведенного педагогического исследования можно сделать вывод, что программу «Фитнес – гимнастика», можно с успехом применять с детьми младшего школьного возраста для развития двигательных способностей, повышения уровня физической подготовленности и интереса к занятиям как в системе дополнительного образования, так и в урочных формах занятий, а также в мероприятиях режима дня школы.
Литература:
Казакевич Н.В., Сайкина Е.Г., Фирилёва Ж.Е. Ритмическая гимнастика: метод. пособ. СПБ.: Познание, 2001. 108 с..
Сайкина Е.Г. Фитнес в школе: учеб. – метод. пособ. СПБ.: Утро, 2005. 160с.
Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г., Лечебно – профилактический танец «Фитнес – Данс»: учеб.-метод. пособ. СПБ.: Утро, 2005. 276 с.


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 9,4 145 21 0 9,1 145 21 0 2 9,4 140 22 0 9,2 140 22 0 3 9,3 140 19 0 8,2 140 19 0 4 9,6 125 20 0 8,4 130 17 0 5 9,9 120 22 0 9,9 125 28 0 6 9,6 150 20 10 8,5 145 23 10 7 9,7 140 26 0 8,8 140 26 0 8 8,9 150 20 10 8,5 150 22 10 9 9,3 165 25 20 8,2 165 25 14
10 10,3 90 21 6 10 90 21 6
11 10,1 125 30 30 9,4 90 30 10
12 9,7 125 24 18 9,2 125 24 10
13 9,7 130 18 6 9,6 130 20 8
14 9,5 120 18 18 9 125 22 6
15 9,4 125 20 10 9,6 125 20 10
16 9,5 120 20 8 9,5 120 20 10
Среднее значение 132 22 2,5 14,5 9,1 130 22,5 2,5 9,25
Контрольная
Экспериментальная группа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 8,9 160 26 4 7,8 175 32 12 2 9,4 120 20 0 9,2 125 17 1 3 9,5 120 18 8 8,3 155 26 12 4 9,3 140 22 2 8,9 145 26 3 5 9,4 145 24 8 7,8 175 30 12 6 9,2 9,2 17 0 8,3 150 19 1 7 9,4 120 23 0 8,7 130 26 1 8 8,9 115 18 0 8,3 160 26 1 9 8,9 130 24 12 8,1 155 29 24
10 9,5 135 21 24 9,4 150 26 30
11 9,3 115 18 18 9,2 120 22 25
12 9,5 125 20 12 9,1 135 21 21
13 9,3 110 18 16 8,9 120 19 20
14 9,5 12 21 14 9,2 125 21 20
15 9,5 140 22 25 8,4 165 33 45
16 9,5 130 20 30 9 130 23 40
Среднее значение 114 21 2,75 18,9 8,7 145 24,8 5,4 28,1
Достоверность результатов
Конт 1 – эксп 1 Конт 2 – эксп 2 Р > 0,05
Конт 3 – эксп 3 Р > 0,05
Конт 4 – эксп 4 Р > 0,05
Конт 5 – эксп 5 Р > 0,05
Конт 6 – эксп 6 Р<0,05
Конт 7 – эксп 7 Р<0,05
Конт 8 – эксп 8 Р > 0,05
Конт 9 – эксп 9 Р > 0,05
Конт 10 – эксп 10 Р<0,05
Р>0,05 Различие результатов кистевой динамометрии в контрольной и экспериментальной группах, до проведения эксперимента статистически не достоверны. Р<0,05 Различие результатов кистевой динамометрии в контрольной и экспериментальной группах, до проведения эксперимента статистически достоверны.
Экспериментальная группа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 8,9 160 26 4 7,8 175 32 12 2 9,4 120 20 0 9,2 125 17 1 3 9,5 120 18 8 8,3 155 26 12 4 9,3 140 22 2 8,9 145 26 3 5 9,4 145 24 8 7,8 175 30 12 6 9,2 9,2 17 0 8,3 150 19 1 7 9,4 120 23 0 8,7 130 26 1 8 8,9 115 18 0 8,3 160 26 1 9 8,9 130 24 12 8,1 155 29 24
10 9,5 135 21 24 9,4 150 26 30
11 9,3 115 18 18 9,2 120 22 25
12 9,5 125 20 12 9,1 135 21 21
13 9,3 110 18 16 8,9 120 19 20
14 9,5 12 21 14 9,2 125 21 20
15 9,5 140 22 25 8,4 165 33 45
16 9,5 130 20 30 9 130 23 40
Среднее значение 114 21 2,75 18,9 8,7 145 24,8 5,4 28,1
Достоверность результатов
Конт 1 – эксп 1 Конт 2 – эксп 2 Р > 0,05
Конт 3 – эксп 3 Р > 0,05
Конт 4 – эксп 4 Р > 0,05
Конт 5 – эксп 5 Р > 0,05
Конт 6 – эксп 6 Р<0,05
Конт 7 – эксп 7 Р<0,05
Конт 8 – эксп 8 Р > 0,05
Конт 9 – эксп 9 Р > 0,05
Конт 10 – эксп 10 Р<0,05
Р>0,05 Различие результатов кистевой динамометрии в контрольной и экспериментальной группах, до проведения эксперимента статистически не достоверны.
Р<0,05 Различие результатов кистевой динамометрии в контрольной и экспериментальной группах, до проведения эксперимента статистически достоверны.