Логопедическое занятие. Лексическая тема:Домашние животные. Кролик.


Тема: «Домашние животные. Кролик».
Форма занятия: подгрупповое, учащиеся 2 класса с легкой умственной отсталостью.
Коррекционно-образовательные задачи. 
Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные. Обучение составлению описательного рассказа; совершенствование грамматического строя речи.
Способствовать формированию учебно-познавательной компетенции воспитанников через обобщение конкретных представлений о домашних животных.
Учить устанавливать существенные признаки для обобщения: домашние животные живут с человеком, приносят пользу, человек о них заботится. Уметь описывать и называть характерные черты животного.
Коррекционно-развивающие задачи. 
Развитие связной речи, фонематических представлений, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, сенсорных процессов, творческого воображения.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности, ответственности. Воспитание бережного отношения к природе.
Элементы технологии: технологии формирования связной речи, технологии обогащения и активизации словарного запаса.
Оборудование: игрушка кролик в клетке, предметные картинки, мягкие игрушки, квадратики для анализа слова, раскраски, карандаши.
Х о д з а н я т и я:
Орг.момент. Игровой сюрпризный момент. Загадка.
– Здравствуйте, ребята!
Вы пришли на логопедическое занятие. Настройтесь, пожалуйста, на рабочий лад и будьте внимательными на протяжении всего занятия, не отвлекайтесь.
На занятии мы будем учиться красиво говорить, чётко и внятно проговаривать все звуки, чтобы наша речь была правильной и понятной для окружающих.
Л: Ребята, как вы думаете, кто спрятался в клетке?
Дети высказывают свое мнение
Л: Хорошо, вы узнаете кто это, если внимательно послушаете загадку и угадаете её.
Он зайчишкам младший брат,И ему ребёнок рад.Комочек пуха, длинное ухо,Прыгает ловко, любит морковку. (Кролик).
Дети: Это кролик.
Основной момент. Описание животного.
Л: Верно, к нам на занятие пришёл кролик. Кролик какое животное, где он живёт?
Дети: Кролик живет рядом с человеком, значит это домашнее животное.
Л: Дети, вы рассмотрели его, а теперь ответьте мне на вопросы : «Какой он по величине? Большой или маленький?»
Дети: Этот кролик большой.
Л: Да, это большой кролик. А теперь скажите какие у него уши?
Дети: У кролика длинные уши.
Л: Верно, у него длинные уши. Если у него длинные уши как его можно назвать? Какой он?
Дети: Длинноухий.
Л: Правильно. Что он делает ушами?
Дети: Кролик ушами двигает, шевелит, прислушивается.
Л: Верно. Он ушами слышит даже самый слабый шорох, да ещё определяет с какой стороны шорох, уши у него приподняты, торчат, а когда он спокоен, то уши у него лежат на спине. Давайте посмотрим на мордочку кролика. Чем он смотрит на нас?
Дети: Он смотрит на нас глазками.
Л: Какие у него глаза?
Дети : Глаза маленькие, черные.
Л: Глаза небольшие, черные, как пуговки, расположены по бокам головы, ими он может видеть не только, что впереди, но и то, что сбоку, сзади. Поэтому его называют косым. Что еще вы заметили на мордочке у кролика?
Дети: На мордочке у кролика ещё есть носик, рот, усы.
Л: Верно. А какие у него усы?
Дети: Усы у него длинные.
Л: Ребята, а у кролика есть маленький комочек пуха. Что это такое?
Дети: Это у кролика хвостик и находится он сзади .Л: Какой он?
Дети: Хвост у кролика маленький.
Л: Правильно. Чем покрыто тело кролика?
Дети :Тело кролика покрыто шерстью.
Л : Какого цвета шерсть?
Дети: Кролик белого цвета.
Л:Что кушает кролик?
Дети: Кролик – травоядное животное. Кролик также может питаться травой, зёрнами, веточками деревьев и кустов, пьёт воду, но ещё он есть свежие овощи и фрукты, которые ему даёт человек.
Л: Ребята, а вы знаете как называются детёныши у кроликов?
Дети: Детёныши кроликов называются - крольчата.
Физкультминутка
Мы на ферме побывали,
Белых кроликов видали.
Шустренькие кролики
То ложились, То кружились
В проволочном домике.
Лапками стучали,
Весело пищали.
Мы зверькам не травки жесткой —
Клеверу достанем...
Вырастайте с нежной шерсткой,
С круглыми хвостами. Идут по кругу, взявшись за руки.
Прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.
 
Кружатся.
Хлопают в ладоши.
Топают ногами.
 
Идут по кругу, взявшись за руки.
 
Вновь прыгают по кругу, сделав «ушки» из пальчиков.
Составление описательного рассказа.
Дети по очереди составляют рассказ с опорой на картинку.
Сравнение зайца и кролика.
Л:- А теперь посмотрим на наши картинки и подумаем, чем похожи кролик и заяц?
Ответы детей: – строением тела, мехом, питанием – оба травоядные, пользой человеку.
Л:- «А чем отличаются? »
Ответы детей – кролик живет с человеком, а заяц в лесу, у кролика цвет меха может быть разным и не меняется на зиму, кролик ест овощи и фрукты, о зайце не заботится человек.
Звуковой анализ слова Кролик.
Дети сначала на парте, потом в тетрадях выполняют задания
Итог занятия
Ребята, что мы делали сегодня на занятии?
-Молодцы, ребята, мы с вами сегодня говорили о кролике. Вспомнили зайца.
Эти животные очень похожи. У них одинаковое строение тела, они оба травоядные, но заяц сам добывает себе пищу. В отличие от зайца, кролик не меняет цвет меха на зиму и может быть не только серый или белый. И о домашних животных, в отличие от диких, человек заботится, ухаживает.
У вас на партах лежат карандаши и листочки бумаги, мы разукрасим кролика!