Презентация «Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»


«Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Чистякова Ирина Сергеевна, воспитатель Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №20 «Тополек»Педагогический стаж 22 года «Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш –Не получится пейзаж».              В. Лирясова. Мелкая моторика— это способность выполнения мелких движений пальцами и руками посредством  скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем.       Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.   Актуальность выбранной темыПальчиковые игры – это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребенка, стимулирующая его развитие. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Учёными Т. Н. Андриевской, Л. Вантаковой - Фоминой, Г. В. Беззубцевой, М. М. Кольцовой, Т. А. Ткаченко и другими было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в психофизической сфере ребёнка. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день. Цель: развитие мелкой моторики кистей рук у детей дошкольного возраста посредством пальчиковых игр. Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук детей посредствам пальчиковых игр, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности;создать картотеку пальчиковых игр;привлекать родителей к проведению пальчиковых игр в домашней обстановке; Новизна темыФедеральный государственный образовательный стандарт переносит акцент с формирования знаний, умений и навыков на воспитание общей культуры, развитие (качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность) ребенка не через систему знаний, а через эффективные формы организации воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Игре, как форме организации детской деятельности, отводится важная роль, эта особая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для дошкольников должны проходить в форме игры. Одним из вариантов развивающих игр являются пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребенка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной игровой форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры. В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире. Пальчиковые игры помогут детям освоить счет, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность к восприятию художественного слова, развивать память, воображение и речь. С помощью игр можно в интересной форме организовать любой режимный момент, совместную и самостоятельную деятельность детей, построить увлекательное занятие в детском саду. Также пальчиковые игры дают возможность родителям играть с детьми, радовать их, вместе с тем развивать и мелкую моторику. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Наилучшего результата в развитии мелкой моторики ребенка позволяет добиться специальный принцип подбора игр, который представлен ниже. Ожидаемые результаты:В результате предложенных упражнений разовьется мелкая моторика, кисти рук приобретают подвижность гибкость, исчезает скованность движений, развивается речь детей.Дети проявляют интерес к пальчиковым играм, используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.Родители становятся единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию речевых пальчиковых игр. Объем и содержание работы{7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Направление деятельностиСодержание деятельности Диагностика развития мелкой моторики рук.Проведение диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет.Создание картотеки пальчиковых игр«Наши пальчики играют»Подготовка наглядного материалаКонсультации на стенд, папки передвижки, памятки для родителей.Составление перспективного плана Конспекты НОД направленные на развитие мелкой моторики по средствам пальчиковой игрыСоставление перспективного плана пальчиковых игр.Систематизация, дополнение картотеки пальчиковых игр «Наши пальчики играют».Индивидуальные беседы с родителямиДать родителям рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики и пальчиковой игрыОзнакомление родителей с информацией на тему «Пальчиковая игра, что это?»Размещение папки передвижки в раздевалке, для ознакомления родителей с информацией. {7DF18680-E054-41AD-8BC1-D1AEF772440D}Направление деятельностиСодержание деятельности Индивидуальные консультации для родителей.Консультирование родителей по вопросам, возникающим в процессе реализации работы.Игра-беседа с детьми.«Наши помощники» - вызвать у детей интерес к пальчиковым играм.Проведение кружка «Веселые пальчики»НОД соответствие перспективного плана.Привлечение родителей к выполнению дома пальчиковой гимнастики.Создание, раздача памятки для родителей: «Поиграем с мамой дома»Включение пальчиковой гимнастики в различные режимные моменты.Каждодневное систематическое выполнение пальчиковой гимнастики.Диагностика развития мелкой моторикиПроведение повторной диагностики уровня развития мелкой моторики детей 4- 5 лет. Обследование мелкой моторики рукСТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯЦель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев).Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». 1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх . Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 5( дети 5-6 лет до 10)3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 ( дети 5-6 лет до 10)ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯВырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг. При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯУзнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ Вдевание шнурка в дырочки.. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение)Графические навыки.«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги. Пальчиковые игры Способствуют развитию речи. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим ра­ботоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно «рассказывать» целые истории!Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.Помогают в игре формировать элементарные математические представления.Учат ребенка  концентрировать внимание и правильно его распределять.Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Пальчиковые игры возможно использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при непосредственной образовательной деятельности.  Но взрослым не следует забывать некоторые правила:Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев лица.Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и небрежных движений пользы не будет.Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно. Чтобы приобретенные  навыки закреплялись, следует повторять хорошо знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать новые.Старайтесь применять различные пальчиковые игры, используя сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, изолированные движения каждого из пальцев. Помните, чтов коре головного мозга имеется отдельная область проекции для каждого пальца.Повторяйте игры как для правой, так и для левой руки.Пальчиковые игры повышают тонус коры головного мозга, поэтому соблюдайте осторожность при работе с детьми с повышенной судорожной готовностью. Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 – 7 лет) - 10-15 минут в день. Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые игры планомерно. Принцип подбора пальчиковых игрСтандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.) использует в основном движения сжимания, изредка – растяжения и почти никогда – расслабления. К тому же в эти занятия включена обычно только социальная зона руки – большой, указательный, средний пальцы, смежная с ними часть ладони и соответствующие им двигательное поле – зона, несущая основную нагрузку в быту и в общении. Безымянный палец и мизинец остаются пассивными. Эффективность таких занятий не слишком велика. Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом, чтобы:сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;использовались изолированные движения каждого из них.Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.На наш взгляд, наибольший интерес представляют игры: на расслабление; в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).Таким образом, приведём перечень некоторых игр (для игр со словами даны первые строчки текста, для игр без слов – краткое описание движений; помимо народных игр включены и авторские, имеющие широкое распространение). ЗаключениеТаким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.Я стараюсь предоставить детям возможность всегда испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Список литературыАлександрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок / Т.В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. - №7. – (С. 33-37.)Алябьева, Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006 Белкина, В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», 1998Здравствуй пальчик! Как живешь?: картотека пальчиковых игр / сост. Л. Н. Калмыкова. – Волгоград: Учитель, 2014. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. –( С. 60-64.) Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет / сост. Т. В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. Рогожина, Е. Упражнения на развитие мелкой моторики /Е. Рогожина//Дошкольное воспитание. – 1998. - №9 . Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков / Г. Соколова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)Соколова, Е. В. Тренируем пальчики. – Ярославль: Академия развития, 2010. Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2012. Чайка, Е. С. Большая книга развивающих упражнений/ Е. С. Чайка. – Минск: Харвест, 2009. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/palchikovye-igry