Конспект занятия обучения грамоте в подготовительной группе детей с ОНР на тему Звук и буква Д



Тема: «Звук и буква Д».
Цель: познакомить со звуками [Д] и [Д'] и буквой Д, формировать речевую активность.
Задачи:
Коррекционно-образовательные – Закрепить характеристику звуков, навыки различия звуков в словах, навыки деления слов на слоги, представления о правиле различия звука от буквы, определять звук в слове. Совершенствовать навыки чтения.
Коррекционно-развивающие – Развивать фонематическое восприятие, мелкую моторику рук, внимание, мышление, координацию речи с движением, умение составлять рассказ.
Коррекционно-воспитательные – Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: Картинный материл: мышата, камень, листья, песок, трава, домик, буква Д. Песок.
Ход урока
Организационный момент.
Психологическая установка на работу.
Улыбнемся друг другу, дети.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться!
Сообщение темы.
Логопед: Сегодня к нам пришли гости мышата Дак и Дик. Они просят нас о помощи. Мышата Дак и Дик не могут попасть домой. На их пути встречаются препятствия, которые мешают добраться до дома. Они просят вас помочь им справиться с препятствиями. Поможете мышатам Даку и Дику?
Логопед: На пути мышат появилось первое препятствие. Камень перегородил дорогу домой. Мышатам нужно обойти камень. Чтобы обойти первое препятствие необходимо выполнить задание.
Логопед: Послушайте внимательно.
Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняшки.  
Логопед: Какие звуки повторяются чаще других? Дайте характеристику звуку [Д]. Дайте характеристику звуку [Д'].
Логопед: Давайте вспомним наше золотое правило. Звуки мы произносим и слышим, а буквы (мы пишем и видим). Если звуки [Д] и [Д'], то буква...? (Д)
Тема нашего занятия "Звук и буква Д".
Логопед: Мы помогли справиться мышатам с первым препятствием, узнали тему нашего занятия. Теперь поможем справиться со вторым препятствием. Вы готовы продолжить путь?
Игра «Поймай звук»
Логопед: На пути мышат появилось второе препятствие. Листья засыпали дорогу домой. Мышатам нужно пройти через листья. Поможем? Тогда выполним втрое задание.
Логопед: Если услышите звук [Д] то хлопайте в ладоши, если звук [Д'] то топайте ножками.
Дело, домино, дудочки, Демо, подружка, дети, радость, гвоздика.
Загадки. Деление отгадок на слоги.
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней?
(Доктор)
 На улице столбом,
А в избе скатертью.
(Дым)
 Лежит – ниже коня,
Встанет - выше коня.
(Дуга)
Она идет между сел и полей,
А люди все идут по ней.
(Дорога)
Логопед: Мы справились со вторым препятствием, теперь мышата могут продолжать путь домой.
Координация речи с движением «Дом».
Логопед: Чтобы продолжить путь нам нужно отдохнуть.
Я хочу построить дом, (Складываем руки над головой “домиком”)
Чтоб окошко было в нем. (Смыкаем пальцы перед глазами окошком.)
Чтоб у дома дверь была, (Ладони поворачиваем к себе и смыкаем их ребра.)
Рядом чтоб сосна росла. (Пальцы растопыриваем и руки тянем вверх.)
Чтоб вокруг забор стоял. (Выводим руки перед собой кольцом.)
Пес ворота охранял. (Одна рука-пес.)
Чтоб на травке жил жучок, (Пальцы растопырены, смотрят вверх, пальцы правой руки – жучок. Перебираем пальцами правой руки по пальцам левой.)
Бегал быстрый паучок. (Меняем руки.)
Солнце было, (Ладони соединяем боковыми поверхностями, пальцы растопырены.)
Дождик шел. (Выполняем стряхивающие движения.)
Чтоб в саду тюльпан расцвел. (Предплечья прижимаем, пальцы – лепестки смотрят вверх.)
Чтоб флажок на доме был, (Качаем кистями рук.)
А за домом ежик жил. (Пальцы рук переплетаем, направляем вверх – “ежик”.)
Знакомство с буквой.
Логопед: Отдохнули, теперь можем продолжать помогать мышатам.
Логопед: Какой буквой обозначим звуки [Д], [Д ']? ("ДЭ") (картинный материал).
Букву Д на дне пруда
Отыскали раки.
С той поры у них беда:
То и дело драки.
Логопед: На что похожа буква "Д"? (картинный материал)
Вот стоит дымок пуская,
Буква д – труба печная.
Этот домик – буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок.
А в окошке - кошка.
Работа с песком.
На пути мышат встретился песчаный берег. Давайте поможем мышатам пройти по нему?
Логопед: Ребята, а вы знаете правила поведения при работе с песком?
Здесь нельзя кусаться, драться!
И нельзя песком кидаться!
Можно строить и творить;
Горы, реки и моря –
Чтобы жизнь вокруг была!
Никого не обижать,
Ничего не разорять!
Это мирная страна
Дети, поняли меня!?
Логопед: Давайте спрячем наши ручки в песок. Подул ветер и сдул песок. Теперь оставим отпечатки на песке.
Игра «Мой город»
Логопед: Я хочу предложить вам поиграть в игру мой город.
Логопед дает задание выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, и построить город, используя эти фигурки. Потом составить устный рассказ об этом городе и его жителях.
Логопед: Мы с вами, сегодня, познакомились с буквой Д. Давайте, напишем пальчиком на песке букву Д.
Логопед: Посмотрите, какие красивые камушки. Вам предлагаю, из них выложим букву Д.
Логопед: Мы справились с третьем препятствием, теперь мышата могут продолжать путь домой.
Игра «Назови звук»
Я предлагаю вам вырыть в песке две небольшие лунки для мячика. Одна лунка звук [Д], другая лунка звук [Д']. Затем я подталкиваю мячик в лунку и называю слово, интонационно выделяя согласный звук. Вы должны назвать выделенный звук и перекатывать мяч в лунку, в которой правильный звук. Затем задание даётся другому ребёнку и т.д.
Слова: дятел, дуб, дерево, дом, ведро, доска, помада, редиска, помидор.
Прописи.
Логопед: Мы с вами, сегодня познакомились с буквой Д. Сейчас, я предлагаю вам написать букву Д с помощью змеек.
Логопед: Я предлагаю, написать пальчиком на песке букву Д. Теперь можем, написать букву с помощью палочек.
Логопед: Посмотрите, какие красивые камушки. Я вам предлагаю, из них выложим букву Д.
Логопед: Мы справились с третьем препятствием, теперь мышата могут продолжать путь домой.
Логическое упражнение “Кто лишний?”.
Логопед: Мышат Дака и Дика от дома разделяет высокая трава, через которую им нужно пройти. Давайте поможем им.
Логопед: Прочитайте.
дым
длина
домино

дуб
дно
Данил

Дима
дни
кудри

дума
дома
туман

Логопед: Прочитайте слова из одного слога? (дым, дуб, дно, дни).
Логопед: Как определили количество слогов? (сколько в слове гласных, столько и слогов – это знает каждый из учеников).
Логопед: Прочитайте слова 3 столбика.
Логопед: Что такое домино? (настольная игра).
Логопед: Найти в 3 столбике лишнее слово (туман).
Логопед: Почему? (в этом слове нет буквы д)
Логопед: Молодцы ребята, вы помогли мышатам добраться домой. Они вам очень благодарны.
Итог урока.
Логопед: С какими звуками и какой буквой мы сегодня познакомились? Что вам понравилось больше всего?