Рабочая программа по музыке для детей с тяжёлыми нарушениями речи 1 дополнительный класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 3 г. Сковородино
Рассмотрено на заседании ШМО №__________________
Руководитель ШМО____________________
______________________
Протокол №________________
от « »______________________2016г. Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________________Л.С.Ларина
« »_________________2016 г. Утверждаю
Директор МБОУ СОШ №3г.Сковордино
__________________ Т.И. Голдынская
Приказ №_________________
« » _______________2016г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Музыка»
на 2016/2017 учебный год
Классы: 1 (доп.) – 4
(ФГОС НОО обучающихся с ТНР, вариант 5.2)
Программу разработала: Мельничук С.В.
2016
№ Содержание Страницы
1 Пояснительная записка 3
2 Общая характеристика учебного предмета 4
3 Место учебного предмета в учебном плане 9
4 Ценностные ориентиры коррекционного курса 10
5 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 11
6 Основное содержание коррекционного курса: 1 (доп.) – 4 классы 13
7 Контроль предметных результатов 29
8 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 32
9 Список литературы (основной и дополнительный). 35
10 Приложение
Формирование УУД на предмете «Музыка»
39
I Пояснительная записка
Программа адресована обучающимся с 1 (доп.) по 4-й классы для обучающихся с ТНР.
Рабочая программа по Музыке начального общего образования составлена на основе:
Примерной программы по музыке (Примерные программы начального общего образования. Ч.1. – М.: Просвещение, 2011);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ ( утверждён приказом МИНОБРНАУКИ России №1598 от 19.12.2014 г.)
Приложение №5 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 г. (вариант 5.2.)
Проекта «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи» от 30.03.2015 г.
Базисного годового учебного плана начального общего образования обучающихся с ТНР (вариант 5.2.), I отделение.
Учебного плана МБОУ СОШ №3 г.Сковородино (приказ № от « » августа 2016 г. (ФГОС НОО обучающихся с ТНР).
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №189 от 29.12.2010 «Об утверждении Сан.Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно—эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Обучение ведется по УМК:
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка 1-4 классы»:
Учебник для учащихся 1-4 классов, М., Просвещение, 2012;
Рабочая тетрадь для учащихся 1- 4 классов, М., Просвещение, 2014.
Количество учебных часов: 168 ч, в неделю 1 ч.
Срок реализации рабочей учебной программы: пять учебных лет.
Уровень обучения: базовый.
II Общая характеристика учебного предмета, курса
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Уроки музыки являются важным средством музыкально-эстетического воспитания обучающихся с ТНР. У обучающихся формируются глубокий и устойчивый интерес и любовь к музыке.
Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Основными задачами обучения музыке обучающихся с ТНР являются:
формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
формирование основ музыкальной культуры, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-целостному восприятию произведений музыкального искусства;
развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к свободной голосоподаче и голосоведению;
создание благоприятных предпосылок для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации;
развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом;
формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого развития обучающихся;
закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Стратегия целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; формированию ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований; становлению самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры — народному и профессиональному музыкальному творчеству — направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В основе программы — отечественное и зарубежное классическое музыкальное наследие, духовная (церковная) и современная музыка, народное музыкальное и поэтическое творчество.
Содержание программы "Музыка"обеспечивает возможность разностороннего развития учащихся через наблюдение, восприятие музыки и размышление о ней; воплощение музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций; разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений; игру на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электронных); импровизацию в разнообразных видах музыкально-твореской деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, нструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, С. С. Прокофьев, Г. В. Свиридов, Р. К. Щедрин, И.-С. Бах, В.-А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями со временных композиторов для детей.
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Слушание музыки является важным элементом музыкально-эстетического воспитания детей. Оно способствует восприятию и пониманию музыки во всем богатстве ее форм и жанров, расширяет музыкальный кругозор, развивает музыкальное мышление, обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает у учащихся музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Слушание музыки является важным средством воспитания музыкального слуха, что создает благоприятные предпосылки для коррекции просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных произведениях обеспечивает овладение обучающимися комплексом просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации).
Восприятие музыки во многом зависит от установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки. После прослушивания музыкального произведения следует перейти к его анализу Анализ при активном участии учеников, привлекая внимание к средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, характер мелодии, состав исполнителей, форма произведения).
В процессе осуществления этого вида деятельности следует применять разнообразные учебные пособия и технические средства обучения, что обеспечивает возможность разнообразить слуховые впечатления от звучания симфонического оркестра, инструментальной и вокально-хоровой музыки.
Слушание музыки обогащает опыт эмоционально-образного восприятия музыки различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
Пение имеет большое коррекционное значение для обучающихся с ТНР. Развивая вокально-хоровые навыки, необходимо учитывать, что у большинства обучающихся с ТНР имеется недостаточность слухового внимания, координации между дыханием и голосом. Обучение пению начинается с правильной певческой установки: сидеть (или стоять) прямо, ненапряженно, слегка отведя плечи назад.
Это необходимо для развития фонационного дыхания и формирования детского певческого голоса. Фонационное дыхание должно быть свободным, ровным, глубоким - это необходимо для развития мягкого, красивого вокального звучания голоса.
Важной задачей является формирование и охрана детского голоса. При подборе песен для обучающихся с ТНР учитывается характер нарушений психофизиологического и речевого развития детей, что обусловливает отбор вокального и речевого материала.
Усложнение в обучении пению идет постепенно, с соблюдением последовательности в выборе песен и упражнений. Специальные вокальные упражнения - распевания должны соответствовать определенным певческим и коррекционным задачам, обеспечивая координированную работу дыхательной и голосовой мускулатуры, свободную голосоподачу и голосоведение, закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции звуков.
Работа по обучению пению включает в себя несколько этапов. После беседы и исполнения песни проводится разбор текста. Затем отхлопывается ритмический рисунок песни с одновременным проговариванием текста. Мелодическое разучивание песни может начинаться как с запева, так и с припева; при этом учитель жестом помогает исполнению трудных музыкальных фраз и отдельных слов.
Развивая у детей сознательное и эмоциональное отношение к содержанию песни, учитель приучает их к художественной выразительности в пении, воспитывает музыкальный вкус.
Обучение пению обеспечивает самовыражение ребенка в пении, освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации.
Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально- пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Реализация данного вида деятельности способствует формированию общих представлений о пластических средствах выразительности, развитию индивидуально-личностного выражения образного содержания музыки через пластику, созданию коллективных музыкально-пластических композиций, танцевальных импровизаций. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности, а также имеют возможность выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (например, рисунки, эскизы декораций, костюмов и др.).
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Учитель самостоятельно осуществляет выбор методов обучения, придавая особое значение сбалансированному сочетанию традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
III Место предмета в базисном учебном плане
В примерной программе указано распределение часов по разделам, поэтому в рабочей программе часы по темам распределены, ориентируясь на используемый УМК авторской программы по музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной «Просвещение», 2011г. Рабочая программа включает в себя все содержательные линии, все виды музыкальной деятельности и все дидактические единицы, из которых состоит Примерная программа по музыке (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М,: Просвещение, 2010).
Количество часов примерной программы (138 ч). В связи с пролонгированными сроками обучения (1 (доп.) – 4 классы - 5 лет), количество часов увеличивается – 168 часов.
1 (доп.), 1 классы – по 33 учебные недели, 2-4 классы по 34 учебных недели.
Сравнительная таблица распределения количества часов
№ п.п Разделы примерной программы Кол-во часов по примерной программе
Кол-во часов по
рабочей программе
Рабочая программа по классам
Всего
Классы
1 (доп.) 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
1. Музыка в жизни человека 30 46 11 16 3 7
9
2. Основные закономерности музыкального искусства 60 76 18 14 15 13
16
3. Музыкальная картина мира 30 46 4
3 16 14 9
4. Резервное время 18 - - - - - -
Итого: 138 168 33 33 34 34 34
IV Ценностные ориентиры коррекционного курса
Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:
– формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
– формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
– воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду, принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
– формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
– воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
– воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.
Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения музыки являются:
— наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
— реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
— позитивная самооценка своих музыкально-творческихвозможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
— устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
— общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
— элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
— сформированность представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
— сформированность общих представлений о музыкальной картине мира;
— сформированность основ музыкальной культуры, (в том числе на материале музыкальной культуры
родного края), наличие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
— сформированность устойчивого интереса к музыке и к различным видам музыкально-творческой деятельности (слушание, пение, движения под музыку и др.);
— умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
— умение воспринимать и осознавать темпо-ритмические, звуковысотные, динамические изменения в музыкальных произведениях;
— сформированность фонационного дыхания, правильной техники голосоподачи, умений произвольно изменять акустические характеристики голоса в диапазоне, заданном музыкальным произведением;
— умение координировать работу дыхательной и голосовой мускулатуры;
— овладение приемами пения, освоение вокально-хоровых умений и навыков (с соблюдением нормативного произношения звуков);
— умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений (фольклору, религиозной, классической и современной музыке);
— умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
— овладение способностью музыкального анализа произведений;
— сформированность пространственной ориентировки обучающихся при выполнении движения под музыку;
— умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях;
— освоение приемов игры на детских музыкальных инструментах, умение сопровождать мелодию собственной игрой на музыкальных инструментах.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
— развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
— ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
— продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
— наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
VI. Основное содержание учебного предмета (1 (доп.) – 4 классы)
Программу учебного предмета «Музыка» составляют следующие разделы: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
«Музыка в жизни человека»
Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Выпускник научится:
воспринимать музыку различных жанров; размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально­творческой деятельности;
ориентироваться в музыкально­поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;
воплощать художественно­образное содержание и интонационно­мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально­исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально­творческую деятельность; музицировать.
Основные закономерности музыкального искусства.
«Основные закономерности музыкального искусства»
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация -источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Выпускник научится:
соотносить выразительные и изобразительные интонации;
узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально­пластическом движении и импровизации);
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
«Музыкальная картина мира»
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально­пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизацияи др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить музыкальный язык народногои профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально­поэтического творчества народов мира;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно­массовых мероприятий;
представлять широкой публике результаты собственной музыкально­творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.);
собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
У выпускника будут сформированы:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к оценке своей учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
1 (дополнительный) класс
Основное содержание учебного курса
«Музыка в жизни человека» (11 ч.)
И Муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки – мелодия. Обобщающий урок 1 четверти. Пришло Рождество, начинается торжество. Музы не молчали. Край, в котором ты живешь. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыка в цирке.
«Основные закономерности музыкального искусства» (18 ч.)
Музыка осени. Сочини мелодию. «Азбука, азбука каждому нужна...». Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты. Народные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа. Обобщающий урок II четверти. Добрый праздник среди зимы. Разыграй мелодию. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. Обобщающий урок III четверти. Музыка утра. Музыка вечера. Поэт, художник, композитор.
«Музыкальная картина мира» (4 ч.)
Музыка вокруг нас. Звучащие картины. Заключительный урок-концерт. Афиша.
Итого: 33 часа.
1 класс
Основное содержание учебного курса
«Музыка в жизни человека» (16 ч.)
Музыкальные портреты. Дом, который звучит. Опера-сказка. Гимн России. «С Рождеством Христовым!» Музыка на Новогоднем празднике. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Проводы зимы. Встреча весны…НРК. Музы не молчали. Край, в котором ты живешь. Великий колокольный звон. Святые земли русской. Князь Александр Невский. Святые земли русской. С.Радонежский.
«Основные закономерности музыкального искусства» (14 ч.)
Мелодия. Обобщающий урок 1 четверти. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Музыкальные инструменты (фортепиано). Природа и музыка. Прогулка. Обобщающий урок четверти. Закрепление знаний. Расскажи сказку. Колыбельные.
Мама. Мамин праздник. «Утренняя молитва». «В церкви». Обобщающий урок 3 четверти. Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню.
«Музыкальная картина мира» (3 ч.)
«Ничего на свете лучше нет». Обобщающий урок 4 четверти.
Итого: 33 часа.
Требования   к   уровню  подготовки   учащихся  
1 (доп.) - I классов
развитие устойчивого интереса к  музыкальным  занятиям;
побуждение  эмоционального отклика  на  музыку  разных  жанров;
развитие  умений  учащихся  воспринимать  музыкальные   произведения с ярко выраженным  жизненным  содержанием, определение их  характера  и настроения;
формирование  навыков  выражения  своего  отношения  музыке  в  слове (эмоциональный словарь), пластике, а  так же, мимике;
развитие певческих  умений и навыков  (координации  между слухом и голосом, выработка унисона,  кантилены,  спокойного дыхания),  выразительное  исполнение песен;
развитие  умений  откликаться  на  музыку  с  помощью   простейших   движений и пластического интонирования,   драматизация  пьес  программного характера.
формирование  навыков  элементарного  музицирования   на  простейших инструментах;
освоение  элементов  музыкальной   грамоты  как  средство  осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса  обучающиеся научатся:
воспринимать    музыку  различных   жанров;
эстетически    откликаться    на  искусство,  выражая  своё  отношение  к  нему  в  различных  видах  музыкально   творческой    деятельности;
определять  виды  музыки,  сопоставлять  музыкальные  образы  в звучании   различных   музыкальных   инструментов,    в том  числе  и  современных    электронных;
общаться  и  взаимодействовать  в  процессе  ансамблевого,  коллективного  (хорового  и  инструментального)  воплощения  различных   художественных    образов.
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
2 класс
Основное содержание учебного курса
«Музыка в жизни человека» (3 ч.)
Вводный. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».Масленица – праздник русского народа. «Виват, Россия!» Жанр канта в русской музыке.
«Основные закономерности музыкального искусства» (15 ч.)
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Волшебный цветик-семи-цветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. Все в движении. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Сказка будет впереди. Обобщающий урок 2 четверти по теме. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Печаль моя светла. Мир композитора. (П.Чайковский, С.Прокофьев). Мелодия-душа музыки Природа и музыка. Лирические образы русских романсов. День, полный событий Образы утренней природы в музыке. Портрет в музыке «В каждой интонации спрятан человек». Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.
«Музыкальная картина мира» (16 ч.)
Детский музыкальный театр. Опера. Детский музыкальный театр. Балет. Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Увертюра. Финал. Симфоническая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония № 40. Увертюра. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок 3 четверти. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.
Итого: 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
2 класс
развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции; классической и современной;
 понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, концерт, симфония) жанров,  в опоре на ее интонационно-образный смысл;
накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella);
расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических  движений, а также элементарного музицирования);
включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, инструментальных, пластических, художественных);
накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей,  эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
3 класс
Основное содержание учебного курса
«Музыка в жизни человека» (7 ч.)
«Настрою гусли на старинный лад» (былины). Былина о Садко и Морском царе. Певцы русской старины (Баян. Садко). «Лель, мой Лель…» Музыкальное состязание (концерт). Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» Вербное воскресенье. Вербочки. Звучащие картины. «Прощание с Масленицей».
«Основные закономерности музыкального искусства» (13 ч.)
Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. Музыкальные инструменты (скрипка). Обобщающий урок 2 четверти. «Люблю я грусть твоих просторов». Мир Прокофьева. Певцы родной природы (Э.Григ, П.Чайковский). Прославим радость на земле. Обобщающий урок 3 четверти. Древнейшая песнь материнства. «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!» Святые земли Русской. Княгиня Ольга. Князь Владимир. «Радость к солнцу нас зовет».
«Музыкальная картина мира» (14 ч.)
Опера «Руслан и Людмила». Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». «Океан – море синее». Обобщающий урок 1 четверти. Балет «Спящая красавица». В современных ритмах (мюзиклы). Сюита «Пер Гюнт». «Героическая» (симфония). Мир Бетховена. «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.
Итого: 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
3 класс
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор – исполнитель – слушатель;
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений концертного исполнения;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей; умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
4 класс
Основное содержание учебного курса
«Музыка в жизни человека» (9 ч.)
Как сложили песню. Звучащие картины. «Ты откуда русская, зародилась, музыка?» «Я пойду по полю белому…» На великий праздник собралася Русь! «Что за прелесть эти сказки!». Три чуда. Опера «Иван Сусанин». (Бал в замке польского короля. За Русь все стеной стоим…). Праздников праздник, торжество из торжеств. «Ангел вопияше». Родной обычай старины. Светлый праздник. Кирилл и Мефодий. Народные праздники. «Троица». Обобщающий урок 4 четверти. Заключительный урок – концерт.
«Основные закономерности музыкального искусства» (16 ч.)
Мелодия. «Ты запой мне ту песню…» «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…». Святые земли Русской. Илья Муромец. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…». Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…». Обобщающий урок 1 четверти. Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель.) Вариации на тему рококо. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»Танцы, танцы, танцы…«Патетическая» соната. Годы странствий. Зимнее утро. Зимний вечер. Опера «Иван Сусанин». (Сцена в лесу). «Исходила младешенька». (Опера М.Мусоргского «Хованщина»). Прелюдия. «Исповедь души». «Революционный» этюд. Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). В интонации спрятан человек. «Рассвет на Москве-реке».
«Музыкальная картина мира» (9 ч.)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. «Музыкант – чародей» (белорусская народная сказка). «Старый замок». Счастье в сирени живет… Царит гармония оркестра. Обобщающий урок 2 четверти. Русский восток. «Сезам, откройся!». Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальный сказочник.
Итого: 34 часа.
Требования к уровню подготовки учащихся
4 класс
расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с  музыкой разных народов, стилей, композиторов;
выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе  ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения давать личностную оценку музыке, умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
совершенствование умений и навыков музыкально-творческой деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
проявлять интерес к отдельным группам музыкальных инструментов;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности,  выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;  
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении  простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Основные виды учебной деятельности школьников:
хоровое и ансамблевое пение;
инсценирование (разыгрывание) песен;
слушание музыки;
пение;
рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений;. инструментальное музицирование;
коллективное музицирование на элементарных и электронных инструментах.; участие в исполнении музыкальных произведений.
Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края; о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов. 
В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л.Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. 
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать значение песенности, танцевальности, маршевости; выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный).
Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных и хоровых импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия., В процессе коллективного музицирования на элементарных детских музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети участвуют в исполнении произведений, импровизируют, пытаются сочинять ритмический аккомпанемент, подбирать мелодию по слуху.
В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. 
VII Контроль предметных результатов
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС.
динамика результатов формирования личностных и метапредметных УУД.
Данные мониторинга сформированности личностных, метапредметных и предметных УУД отражены в индивидуальных картах учащихся, речевых картах детей.. В них фиксируются результаты мониторинга на начало и конец учебного года. На основании данных сформированности предметных УУД оформляются графики состояния предметных навыков за все годы обучения ребёнка.
Оценкой личностных результатов также является оценка личностного прогресса ученика, которая реализуется в рамках накопительной системы оценивания. Накопительная система представлена в виде портфолио. Материалы портфолио, характеризуют достижения обучающихся в рамках учебной, внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах и др. Материалы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Анализ, интерпретация и оценкаотдельных составляющих и портфеля достижений в целом ведутся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального общего образования, закреплённых в Стандарте.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. В технологической карте педагога отмечается на каком уровне сформированы предметные УУД ( оптимальный, допустимый и недопустимый уровень) у учащихся класса. Используется пятибальная система оценки.
Формы учёта достижений
Обязательные формы и методы контроля Иные формы учета достижений
текущая аттестация промежуточная (четверть, год) аттестация урочная деятельность внеурочная деятельность
- устный опрос
- письменная работа
- контрольные работы
- тестовые задания
- графическая работа
-комплексная контрольная работа
- контрольная работа
- анализ динамики текущей успеваемости
- участие в выставках, конкурсах, соревнованиях
- активность в проектах и программах внеурочной деятельности
- творческий отчет по речи
и др.
- портфолио
- анализ психолого-педагогических исследований и наблюдений
Критерии и нормы оценки предметных результатов обучающихся
применительно к различным формам контроля
по музыке
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Оценка «5» ставится, если:
-дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ
самостоятельный.
Оценка «4» ставится, если:
- ответ правильный, но неполный:
- дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими вопросами учителя.
Оценка «3» ставится, если:
-ответ правильный, но неполный, средства музыкальной
выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2» ставится, если:
- ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны, учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику
исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Оценка «5» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4» ставится, если:
-наблюдается знание мелодической линии и текста песни;
- в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
- пение недостаточно выразительное.
Оценка «3» ставится, если:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни; -неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть
ритмические неточности;
- пение не выразительное.
Оценка «2» ставится, если:
-исполнение не уверенное, фальшивое.
Выполнение тестовых заданий оценивается следующим образом:
Оценка «5» ставится, если верно выполнено 86-100% заданий;
Оценка «4» ставится, если верно выполнено 71-85 заданий;
Оценка «3» ставится, если верно выполнено 40-70% заданий;
Оценка «2» ставится, если верно выполнено менее 40% заданий
VIII Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение
1 (доп.) класс
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 1 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2015
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
1 класс
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 1 кл. учеб.для общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь для 1 класс, М.: Просвещение, 2015
Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка».1 класс. (СD)
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
2 класс
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 2 кл. учеб.для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2015.
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 2 класс. М.: Просвещение, 2007.
Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина –М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
3 класс
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 3 кл. учеб.для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2014.
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2015.
Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 3 класс. М.: Просвещение, 2006. Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
4 класс
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.
Музыка: 4 кл. учеб.для
общеобразоват. учреждений. М.:Просвещение, 2014
Рабочая тетрадь к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2015.
Хрестоматия и фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 4 класс. М.: Просвещение, 2006. Музыка: программа. 1-4 классы для общеобразовательных учреждений/Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина–М.: Просвещение, 2007.
Пособие для учителя /Сост. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.- М.: Просвещение, 2004.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа основного общего образования по музыке.
Авторская программа по музыке.
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки).
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки.
Учебники по музыке.
Книги о музыке и музыкантах.
Научно-популярная литература по искусству.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/.
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/.
CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».
Технические средства обучения
Музыкальный центр.
Фортепиано.
Компьютер.
Экран.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей.
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей.
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов.
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов.
Нотный и поэтический текст песен.
Изображения музыкантов, играющих на различных инструментах.
Фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Оборудование кабинета
Специализированная учебная мебель: индивидуальные столы и стулья для учащихся.
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др.
Стол учительский.
I X Список литературы (основной и дополнительный).
Научно-популярная и справочная литература для учащихся
Булучевский Ю. С. Краткий музыкальный словарь для учащихся / Ю. С. Булучевский, В. С. Фомин. — Л., 1990.
В мире искусств: словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства. — М., 2001.
Гнедич П. П. Всемирная история искусств / П. П. Гнедич. — М., 1996.
История мировой культуры: справочник школьника. — М., 1996.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое / Д. Б. Кабалевский. — М., 1970.
Музыкальный энциклопедический словарь / под ред. Г. В. Келдыша. — М., 1990.
Музыканты мира: биографический словарь/сост. М. В. Есипова, О. В. Фраёнова. — М., 2001.
Популярная художественная энциклопедия. В 2 т. — М., 1986.
Современный словарь-справочник по искусству. — М., 1999.
Творческие портреты композиторов: популярный справочник. — М., 1990.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями / Э. Финкельштейн. — М., 1991.
Х о л л Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве /Дж. Холл. — М., 1997.
Шедевры мирового оперного искусства. История создания. Либретто. — Киев, 1993.
Энциклопедия для детей и юношества: история искусства. — М., 1996.
Методическая литература для учителя
Агамова Н. С. Народные игры для детей: организация, методика, репертуар: сб. игр и развлечений по традиционной народной культуре/Н.С.Агамова, И. С. Слепцова, И. А. Морозова. — М., 1995.
Антология русской и зарубежной музыки X–XXI вв.: комплект компакт-дисков / сост. Ю. А. Зверев. — М., 2005.
Арчажникова Л. Г. Профессия — учитель музыки /Л. Г. Арчажникова. — М., 1984.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев.– М.; Л., 1973.
Горюнова Л. В. Говорить языком самого предмета… /Л. В. Горюнова. — М., 1989.
Громов Е. С. Природа художественного творчества: кн. для учителя / Е. С. Громов. — М., 1986.
З и с ь А. Я. Былины. Русский музыкальный эпос / А. Я. Зись. — М., 1981.
Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д. Б. Кабалевский. — М., 1973.
Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца: кн. для учителя / Д. Б. Кабалевский; сост. В. И. Викторов. — М., 1981.
Кабалевский Д. Б. Сила искусства / Д. Б. Кабалевский. — М., 1984.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке /Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
Кабалевский Д. Б. Антология гуманной педагогики /Д. Б. Кабалевский. — М., 2005.
Красильников И. М. Электронное музыкальное творчество в общеобразовательной школе (младшие классы): учеб.-метод. пособие / И. М. Красильников, Н. А. Глаголева.— М., 2004.
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки /В. В. Медушевский. — М., 1993.
Мели к-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности / А. А. Мелик-Пашаев. — М., 1981.
Музыка и поэзия / авт.-сост. Е. Н. Домрина. — СПб., 2004.
Музыкальное образование в школе / под ред. Л. В. Школяр. — М., 2001.
Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. — М., 2000.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. — М., 2007.
Персональный оркестр… в персональном компьютере. — СПб., 1997.
Соколов А. С. Мир музыки в зекале времен / А. С. Соколов. — М., 2008.
Толченова Н. П. Идем за синей птицей / Н. П. Толченова. — М., 1983.
Шеломов Б. Детское музыкальное творчество на русской народной основе / Б. Шеломов. — СПб., 1997.
Школяр В. А. Обновление содержания музыкального образования с методологических позиций / В. А. Школяр. — М., 1999.
Щербаков А. В. Искусство и художественное творчество детей / А. В. Щербаков; под ред. Н. Н. Фоминой. — М., 1991.
Шильгави В. П. Начнем с игры / В. П. Шильгави. — М., 1980.
Юдина Е. И. Мой первый учебник по музыке и творче ству:азбукамузыкально-творческого саморазвития/ Е. И. Юдина. — М., 1997. — (У тебя получится)
Формирование УУД на предмете «Музыка»
1. Формирование личностных УУД
Характеристика деятельности учащихся
1 (доп.), 1 классы
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни,
танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках
и т. п.
Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.
Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского
творчества.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.
2 класс
Эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки, на живописные, музыкальные и литературные
образы.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Участвовать в хоровом исполнении Гимна России, гимнов города, школы.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные
образы (в паре, в группе).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля; в
коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных
праздниках.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе
образцов отечественного музыкального фольклора.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных
песенок, попевок, закличек.
Проявлять интерес к концертной деятельности известных исполнителей и исполнительских коллективов, музыкальным конкурсам и
фестивалям.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества. 2. Формирование личностных УУД на предмете
3 класс
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение,
пластическое интонирование и др.).
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке; ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений;
общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в традиционных праздниках
народов России.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).
4 класс
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать свое
мнение.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Передавать в пении, драматизации, музыкально-пластическом движении, инструментальном музицировании, импровизации и др. образное
содержание музыкальных произведений различных форм и жанров.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности.
Импровизировать на заданные тексты.
Оценивать собственную творческую деятельность.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях
Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.
Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных
образов.
2. Формирование познавательных УУД
1 (доп.), 1 классы
Наблюдать за музыкой в жизни человека.
Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Сравнивать музыкальные и речевые интонации; музыкальные произведения разных жанров; речевые и музыкальные интонации.
Выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества.
Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.
Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества.
Знакомиться с элементами нотной записи.
Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
2 класс
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов; содержание и средства выразительности
музыкальных и живописных образов.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии; различные по смыслу музыкальные интонации.
Различать особенности построения музыки: двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и
припев).
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства; триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии, художественно-
образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок,
попевок, закличек.
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью графическую запись с ее жанром и музыкальной речью композитора.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
3 класс
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Распознавать выразительные и изобразительные особенности музыки.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии; сходство и различия русских и западноевропейских произведений.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных произведений.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера, разыгрывать их и исполнять во время досуга.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Петь мелодии с ориентации на нотную запись.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
4 класс
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Определять и соотносить виды музыки.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств.
Понимать особенности построения формы музыкальных и литературных произведений.
Подбирать ассоциативные ряды к художественным произведениям различных видов искусств.
Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Называть имена выдающихся композиторов и исполнителей разных стран мира.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки; исследовать историю создания музыкальных
инструментов.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов
России.
Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.
Формировать фонотеку, библиотеку, видеотеку.
3. Формирование регулятивных УУД
1 (доп.), 1 классы
Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (в ансамбле, в оркестре).
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни,
танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках
и т. п.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.
2 класс
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах) на основе
образцов отечественного музыкального фольклора.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.
3 класс
Оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии при исполнении музыкальных
произведений.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в традиционных
праздниках народов России.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и
др.).
Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника и участвовать в их проведении.
4 класс
Корректировать собственное исполнение.
Самостоятельно работать в творческих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки; исследовать историю создания
музыкальных инструментов.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран
мира и народов России.
Создавать и предлагать собственный исполнительский план разучиваемых музыкальных произведений.
Оценивать собственную творческую деятельность.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы.
4. Формирование коммуникативных УУД
1 (доп.), 1 классы
Применять словарь эмоций.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен.
Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).
Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок; песни, танцы,
марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т. п.
Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.
2 класс
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства; триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя.
Размышлять об отечественной музыке, ее характере.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Рассказывать сюжеты литературных произведений.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы
(в паре, в группе).
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля; в коллективном
воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Создавать музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра на элементарных инструментах).
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений программного характера.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
3 класс
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки; о значении дирижера, режиссера, художника-
постановщика в создании музыкального спектакля; о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.).
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях и принимать участие в традиционных праздниках
народов России.
4 класс
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать
мнение о его содержании.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным
сочинениям.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм (песни, танцы,
фрагменты из произведений, оперы и др.).
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных
художественных образов.