Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи через игру


РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Как показывают большинство исследований, при занятиях с детьми  имеющими тяжелые нарушения речи, наиболее эффективными являются игровые приемы.
Используя их, логопед может почти на 50 процентов улучшить результаты своей коррекционно-образовательной деятельности.
Приведу описание некоторых игровых приемов и способов, применяемых в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Дифференциация звуков на слух
Ребенок выполняет действие молча.
Подними нужный символ (например, флажок).
Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребенок должен поднять флажок, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребенком.
Найди необходимый символ среди многих.
Логопед и ребенок определяют наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [с] — это насос, [ж] — это жук, [з] — звонок и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребенок должен поднять соответствующий символ, если в слове есть тот или иной звук.
Сделай соответствующие движения на заданный звук.
Логопедом и ребенком определяются наиболее адекватные символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [с] — это пролетающий самолет (рукой), [и] — это улыбка, [щ] — щетка (чистит щеткой) и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребенок должен показать движение или соответствующий символ, как заранее определено, в случае, если в слове есть тот или иной звук.
Превратись в заданный звук.
Логопедом и ребенком определяются наиболее адекватные позы-символы, присущие тому или иному звуку, например, звук [ч] — это Чебурашка, [о] — это олень, [т] — топор и т.д. При произнесении различных слов логопедом ребенок должен изобразить соответствующий символ в случае, если в слове есть тот или иной звук.
Подними подходящую букву.
Логопед произносит слоги, слова, в которых определенный звук находится в разном положении. Ребенок должен поднять букву, если звук находится в том положении, которое заранее определено и взаимно оговорено логопедом и ребенком.
Дифференциация звуков в произношении
Изолированные звуки
Узнай звук по артикуляции.
Логопед показывает артикуляцию того или иного звука, который ребенок должен назвать, если он правильно определил его.
Узнай звуки по символам.
Логопед показывает символ того или иного звука, который ребенок должен назвать, если он правильно определил его. Символом звука может служить как поза тела, та или иная фигурка, предмет, так и его графическое изображение.
Выбери среди многих.
Логопед называет слоги, слова, в которых присутствует определенный звук. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, если звук есть в этом слове или слоге. Также можно из нескольких картинок, изображающих предметы, выбирать ту, в названии которой есть нужный звук.
Правильно — неправильно (преднамеренные ошибки логопеда). Тут открывается большой простор для творчества логопеда, так как в это занятие можно включить практически все виды игр, единственным изменением в которых будет их периодическое намеренно ошибочное проведение. Например, показывать на то или иное слово, звук, неправильный символ. Или определять звук неправильным движением и т.д.
Звукоподражание, стихи-потешки (ребенок считает, сколько раз прозвучал заданный звук).
В процессе произнесения речевого материала ребенок отхлопывает, отстукивает, встает, садится тогда, когда услышал нужный (оговоренный) звук.
Дифференциация звуков в слогах
Повтори за мной цепочку слогов «за-жа-за» и т.д.
Узнай символы, проговори слог с гласным звуком. Например, при предъявлении символа «насос» ребенок произносит звук [с] с любым (определенным) гласным звуком — «са», «со» и т.д.Сколько раз услышишь хлопки, столько раз произнеси заданный слог (2 — «за», 3 — «жа») и т.д.
Хлопни столько раз, сколько я произнесу слогов, повтори их.
Перепутаница.
Ребенок хлопает, логопед преднамеренно произносит слог большее или меньшее количество раз.
Считалка.
Логопед показывает цифры, ребенок произносит слоги соответствующее количество раз. (Попутно формируются элементарные математические представления.)
Назови слоги по символу. Логопед показывает символ, а ребенок называет те слоги, в которых есть звук, соответствующий тому или иному символу.
Право-лево.
Логопед отстукивает (например, левая рука — «за», правая — «жа»), а ребенок, наблюдая и считая, сколько раз и какой рукой логопед отстукивает, повторяет это количество раз слоги «за» и «жа».
Добавь слог в конце слова.
Логопед называет слог, а ребенок добавляет из имеющихся или оговоренных нужный, по его мнению (например: ко — «жа», ко — «за»). Также можно пользоваться символами для предъявления первого слога логопедом.
Дифференциация звуков в словах
Придумай слово на заданные символы.
Логопед показывает символ того или иного звука, а ребенок придумывает слово с его участием в разном (оговоренном) положении.
Замени звук в слове.
Логопед называет тот или иной слог, а ребенок заменяет в нем на оговоренный (или любой, с той или иной группой звуков — звонкие, глухие, шипящие, свистящие) звук.
Отгадай слова по символам.
Каждый из участвующих в игре собирает в домики или корзиночки по предъявляемым логопедом символам того или иного звука (слога) слова или картинки с изображением предметов. Побеждает тот, кто больше наберет слов или картинок.
Кто больше придумает слов.
Логопед выбирает символ, картинку, слог, на который ребенок придумывает слова, получая за них очко (дается фишка). Побеждает тот, кто наберет больше очков (фишек).
Делай, как видишь, не делай, как слышишь (путаница).
Логопед договаривается с ребенком о том, что, допустим, в красную коробочку будут класть картинки, слова, в которых есть тот или иной звук. Затем дает искаженную инструкцию, а ребенок должен, не обращая внимания на нее, сделать правильный выбор.
Найди четвертый лишний предмет.
Логопед раскладывает несколько карточек с изображением предметов, а ребенок называет их. По заданию логопеда ребенок определяет, какое слово лишнее.
Составь цепочку.
По заданию логопеда ребенок выкладывает предметные картинки на определенные звуки, например [з] или [ж] в длинную — круговую или любую другую схему. В дальнейшем он должен «прошагать» по картинкам с заданным звуком, называя предметы, которые там изображены.
Игра «Лото».
Логопед дает инструкцию: разложить в две, три стопки слова или карточки с определенной позицией (местом) звуков, определенным звуком. Второй вариант: направо — одни, налево — другие. При соревновании двух-трех детей побеждает тот, кто набрал большее количество слов или карточек.
Придумай слова.
Логопед задает определенный слог или звук, на который ребенок придумывает слова. Можно усложнить задачу, определяя положение звука или слога в слове (в начале, середине, конце).
Игра «Ёлочка»
Эта дидактическая игра не имеет окончания, так как в нее можно включить практически все темы и понятия, которые осваиваются детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Такой игрой можно начать учебный год и ею же его закончить.
Можно начать с обсуждения, почему елочка сначала была в снегу, потом начала оттаивать, а позже распушила ветки и стала излучать приятный аромат.
Далее, представив ее в виде плоской фигуры, можно обсудить, где находятся ее правая и левая стороны.
После этого можно начать украшать ее игрушками, гирляндами бус и лампочек. Здесь достаточно большой простор для развития не только пространственной ориентации и цветовой дифференциации, но и всего комплекса понятий, составляющих собственно речь.
В дальнейшем начинается кропотливая работа, которая не имеет достаточно четкого окончания, так как ее можно продолжать и продолжать.
Логическое несоответствие. Что можно и что нельзя повесить на елку? Какого размера украшения вешаются на елку?
Дифференциация звуков.
Например, свистящих — шипящих, звонких — глухих, мягких — твердых, сонорных звуков при развешивании украшений на елке. При этом не забывая, что развивать ориентацию в пространстве (право — лево, верх — низ и т.д.) также никогда нелишне.
Выделение звуков в слоге, слове.
В начале, середине, конце, например — гласных и согласных, звонких — глухих и т.д. при развешивании украшений. («А какие украшения с данным звуком висят справа? Или внизу?»)Части речи. «Что?», «Кто?», «Какой?» предмет висит на елке. «Что делает?» предмет на елке и «Как?»
Категории предметов.
По имеющимся и висящим предметам на елке разворачиваются дискуссии: «Что съедобно и несъедобно?», «Летает или не летает?», «Живое — неживое?»
Категории понятий.
«Где мебель, а где бытовые предметы?», «Это воздушный или наземный транспорт?», «Дикие — домашние животные?», «Деревья — кустарники?» и т.д.Формирование счетных навыков.
Сколько и чего висит на елке? Сколько справа, сколько слева? Где и чего больше?
Конечно, здесь названы далеко не все понятия, категории и темы, которые осваиваются детьми в дошкольном и школьном возрасте, однако это сделано для того, чтобы творческая фантазия и поиск не ограничивались, и каждый из педагогов получил возможность для самореализации, так как подобную коррекционно-образовательную деятельность могут осуществлять не только логопеды или дефектологи, но и воспитатели, учителя, родители.