Конспект интегрированного логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»


Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения.
(коррекция звукопроизношения + театральная деятельность)
Конспект интегрированного логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах и предложениях»
(подгрупповое логопедическое занятие по закреплению изученного материала для дошкольников с нарушением зрения 5 лет)
Цель: закрепить навык правильного произношения звука [Ш] в слогах, словах и предложениях. Развивать коммуникативную активность и творческие способности детей с нарушением зрения.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
• корригировать произношение;
• корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
развивать умение составлять простое предложение по образцу;
• корригировать и развивать слуховое восприятие;
• корригировать речевое дыхание;
• корригировать и развивать мелкую моторику кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности);
• развивать общую моторику, чувство ритма, а также умение согласовывать речь с движением;
• развивать внимание, память, логическое мышление;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости, эмпатию).
корригировать развивать динамическую сторону общения, эмоциональность и выразительность невербальныхе средства общения, позитивное самоощущение, творческие способности.
образовательные:
• уточнить и расширить словарь по темам «Зимняя одежда», «Дикие животные зимой»;
продолжать обучать детей четкому выполнению инструкций;
продолжать обучать детей работе с различными видами наглядности.
воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям;
• воспитывать самостоятельность, инициативность;
• воспитывать у детей способность к эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми.
здоровьесберегающие:
• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
• соблюдать правильную посадку детей;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдать режим охраны зрения;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование:
компьютерная презентация «Зима в лесу»,
маскарадные костюмы (шапочки) медведя, лисы, дятла,
мягкие модули, задрапированные белой тканью (имитация медвежьей берлоги),
мягкая игрушка медведь,
картинки по лексическим темам «Зимняя одежда» и «Зимние головные уборы»,
небольшие бумажные снежинки;
массажная дорожка.
Предварительная работа: разучиванне песни-инсценировки «Почему медведь зимой спит» слова А. Коваленкова,  музыка Л. Книппер.
Ход занятия
Этапы
занятия
Виды
работы наэтапеДеятельность
педагога
Деятельность
ребенка
Какие
задачи
решались
в ходе
выполнения
заданий
I.
Оргмомент.
Психогимнастика «Зима»
Логопед приветствует детей.
Логопед предлагает детям ответить на вопрос о том, какое сейчас время года.
Логопед предлагает детям показать, как они замерзли и съёжились, отогрелись и расслабились. Дети приветствуют логопеда.
Дети отвечают на вопрос (Сейчас зима).
Дети выполняют упражнение (имитируют предложенные действия). Способство-
вать созданию благоприятного психологического климата.
II.Основной этап. II. 1. Проверка домашнего задания (ПМили КОР). Опрос. Логопед предлагает детям составить по одному предложению со словами со звуком [Ш] в различных позициях. Дети составляют и прозносят предложения. Выяснить, на-
сколько скорри-
гировано произ-
ношение звука
в [Ш] в различных позициях.
II. 2. Актуализация знаний (АЗ). Д/и «Отгадай,
куда мы сегодня
отправимся…»
(копмьютерная презентация «Зима в лесу») Педагог предлагает детям
рассмотреть
и з о б р а ж е н и е
зимнего леса намониторе компьютера, назвать, что изображено на экране и
послушать звуки зимнего леса (шум ветра, скрип снега, стук дятла по дереву и т.п.). Дети называют, что изображено на экране
к о м п ь ю т е р а ,
слушают звуки и
определяют, кто
или что может
издавать их. Привлечь внимание и вызвать
интерес ребенка
к занятию.
Актуализировать
знания по теме
занятия. Корригировать и развивать слуховое восприятие
II.3
Сообщение темы
занятия.
Повторение и закрепление изученного материала. Беседа.
Д/и «Составь предложение», «Назови лаского»
Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии все его участники отправятся в зимний лес, в где будут продолжать учиться правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.
Логопед сообщает детям, что они также узнают еще одну причину, по которой бурый мишка спит зимой. И предлагает детям подумать и вспомнить о том, как проводит зиму медведь и другие дикие животные, а также поразмышлять над причинами особенностей зимнего поведения (смене окраски, зимней спячи и т.п.) диких животных.
Затем предупреждает детей, что на прогулку в зимний лес нужно тепло одеться и демонстрирует детям картинки с изображением зимней одежды, в названии которой есть звук [Ш], предлагает назвать кажду вещь и составить предложения по образцу: «Я надену шапку», а также назвать вещи ласково. Дети вспоминают, как правильно произносится звук [Ш].
Дети вспоминают основные особенности поведения диких животных зимой.
Дети называют одежду (шарф, шуба, шапка и т.п.). Составляют предложения, и называют вещи лаково (шапка - шапочка, штаны – штанишки и т.д.).
Определить уро-
вень осведомленности каждого ребенка о правильномпроизношениизвука[Ш].
Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык
ответа на вопрос
полным предложением.
Развивать умение составлять простое предложение по образцу.
Формировать навык словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в словах и предложениях.
II.4
Закрепление изученного материала.
Динамическое упражнение на развитие чувства ритма с проговариванием чистоговорки
Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
Динамическая пауза с театральной деятельностью: исполнение песни-инсценировки «Почему медведь зимой спит»
Логопед сообщает, что поход в зимний лес начинается и предлагает выполнить динамическое упражнение, сопровождаемое проговариванием чистоговорки:
Ош-ош-ош – в зимний лес пойдешь?
Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.
Шу-шу-шу - в зимний лес спешу.
Шлепки ладонями по коленям и т. д.
Логопед предлагает детям погреть ручки, выполнив упражнение пальчиковой гимнастики.
Логопед сообщает детям, что они добрались до берлоги медведя. Предлагает им переодеться в костюмы лесных животных и рассказать свою историю о том, почему медветь зимой спит. Дети выполняют упражнение, стараясь правильно произносить звук [Ш] во время проговаривания речевого материала.
Дети выполняют упражнение.
Дети переодеваются в костюмы и исполняют песню-инсценировку. Развивать чувство ритма. Развивать ФВ, общую моторику.
Закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в слогах и предложениях во время проговаривания чистоговорки.
Развивать мелкую моторику.
Развивать общую моторику. Корригировать и развивать динамическую сторону общения, эмпатию, эмоциональность и выразительность невербальныхе средства общения, позитивное самоощущение, творческие способности.
II.4
Закрепление изученного материала.
Д/и «Выбери подходящее слово»
Д/и «Закончи словечко».
Д ы х а т е л ь н о е
упражнение «Сдуй снежинку».
Зрительная гимнастика. Д/и «Звездочки» Логопед демонстрирует детям «медвежью берлогу» и игрушечного медведя. Затем предлагает детям послушать предложения о мишке и закончить каждое из них словом сходным по звучанию, выбрав подходящее слово из трех предложенных. Затем логопед предлагает детям проговорить получившиеся предложения.
Логопед предлагает детям научить мишку играть в веселую игру «Закончи словечко».
Логопед проговаривает начало слов, предлагает детям закончить слова, добавив в конце звук [Ш] (ду…, ту…, ва…, на…, кы.., мы.., камы…, малы…),
а затем проговорить получившиеся слова целиком.
Логопед предлагает детям помочь мишке засыпать снегом берлогу. Раздает детям бумажные снежинки и предлагает сдуть снежинки с ладошки, контролируя правильность выдоха.
Логопед сообщает детям, что даже звезды хотят помочь мишке покрепче уснуть и просит детей проследить взглядом за светом ночника проектора звездного неба – «звезды танцуют». Дети слушают предложения, затем заканчивают каждое из них похожим по звучанию словом, выбрав подходящее слово
Затем дети проговаривают составленные предложения.
Дети заканчивают слова, добавя в конце звук [Ш] а затем проговаривают получившиеся слова целиком (душ, тушь, ваш, наш, кыш, мышь, камыш, малыш).
Дети выполняют упражнение, повторяя несколько раз, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на все большее расстояние.
Дети следят за светом, описывая взглядом различные фигуры. Развивать ФВ, мышление. Закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в словах и предложениях.
Закрепить правильное произношение звука [Ш] в позиции на конце слова.
Ф о р м и р о в а т ь правильный выдох.
Соблюдать режим охраны зрения.
II.5 Контроль знаний и умений. Д/и «Лабиринт». Логопед сообщает детям, что им пора отправляться в обратный путь и предлагает детям пройти по массажной дорожке, называя изображения на картинках, в названиях которых встречается звук [Ш] в различных позициях. Дети проходят по массажной дорожке, называя изображения на картинках, в названиях которых встречается звук [Ш] в различных позициях. Проверить навык сформированности правильного произношения звука [Ш] в словах в различных позициях.
III.1 Итог занятия.
Оценка деятельности детей. Беседа
Сюрпризный момент Педагог предлагает детям вспомнить, где они «побывали» на занятии и какой звук они учились произносить сегодня.
Затем оценивает работу детей и дарит им наклейки с изображением предметов, в названии которых есть звук [Ш], который отрабатывался на занятии. Дети называют звук, уточняют правильную артикуляцию звука. Обобщить тему занятия. Развивать память.
III.2 Домашнее задание. Объяснение Педагог предлагает детям домашнее задание по пройденной теме из пособия «Мой логопедический альбом10623557302500» Мальцевой М. А., Костыгиной В. Н. Дети получают домашнее задание. Закрепить пройденную тему во время домашних занятий.
Приложение:
Картинки по лексическим темам «Зимняя одежда», «Зимние головные уборы»: шуба, шапка, шарф, шаль, штаны, варежки, пальто, шинель, полушубок. Динамическое упражнение на развитие чувства ритма с проговариванием чистоговорки»
Ош-ош-ош – в зимний лес пойдешь?
Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию.
Шу-шу-шу - в зимний лес спешу.
Шлепки ладонями по коленям.
Шо-шо-шо – там красиво, хорошо.
Перетопы ногами.
Иш-иш-иш – встретили мы мышь.
Хлопки в ладоши, отмечающие метрическую пульсацию (хлопки над головой).
Ишку – ишку – ишку – клест клюет шишку.
Шлепки ладонями по плечам.
Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»
Очень холодно зимой,
Но мы пойдем гулять с тобой. Я надену шубку, Загните мизинец левой руки указательным пальцем правой.
Я надену шапку, Загните безымянный палец.
Я надену шарфик Загните средний палец.
И еще платок. Загните указательный палец.
А крошки-рукавички
На ручки натяну. Загните большой палец.
«Почему медведь зимой спит»
Слова А. Коваленкова Музыка Л. Книппер
1 куплет Раз морозною зимой  Вдоль опушки лесной Шёл медведь к себе домой В тёплой шубе меховой. Шёл он шёл к своей берлоге По просёлочной дороге И, шагая через мост, Наступил лисе на хвост.
2 куплет Подняла лисица крик. Зашумел тёмный лес, И медведь с испугу вмиг На сосну большую влез. На сосне весёлый дятел Белке домик конопатил И промолвил: «Ты, медведь, Должен под ноги смотреть!»
3 куплет С той поры медведь решил, Что зимой нужно спать, По тропинкам не гулять, На хвосты не наступать. Он в берлоге безмятежно Спит зимой под крышей снежной. И доволен неспроста, Что родился без хвоста.
Д/и «Выбери подходящее слово»
У мишутки пушистая … (кушетка, шубка, лапша).
У маленького мишки красивые … (двери, башня, штанишки).
У мишки на макушке маленькие … (лапки, ушки, детки).
Мишки-шалунишки не читают… (книжки, шишки, шашки).
Мишки – шалунишки под елкой собирают… (тапки, кувшины, шишки).
Д/и «Лабиринт».
Картинки: шишка, шиповник, шалаш, мышь, башня, кувшин, кушетка, кошка, малыш, груша.Домашнее задание
Мальцева М. А., Костыгина В. Н. « Мой логопедический альбом» — Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001.