Конспект урока Окружающий мир 2 класс по теме Дикие и домашние животные


ГБПОУ «Курганский педагогический колледж »
Технологическая карта урока окружающего мира
на тему:
«Дикие и домашние животные»
УМК «Школа России»
2 класс
Составители: учителя начальных классов
МКОУ «Кислянская средняя общеобразовательная школа» Попова О.В.,
Курган, 2016 г.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид: комбинированный (беседа, практикум).

Цель урока: организовать деятельность учащихся по формированию знаний о диких и домашних животных, их сходстве и различиях и умения характеризовать их роль в природе и жизни человека.
1. Обучающие: создать условия для формирования умений сравнивать и различать диких и домашних животных, делать выводы под руководством учителя; познакомиться с образом жизни ранее не известных им животных, находить ответы на поставленные вопросы, используя свой жизненный опыт и знания, полученные на уроке.2. Развивающие: содействовать развитию умения выделять существенные признаки, обобщать полученные знания, вести информационный поиск; развитию коммуникативных компетенций через работу в группе, во фронтальной беседе; способствовать развитию устной речи, внимания, аналитического мышления.
3. Воспитательные: воспитывать бережное и эмоционально-ценностное отношение к животным, способствовать формированию умения работать в парах, группах; формированию положительной мотивации к изучению предмета «окружающий мир» и адекватной самооценки учеников. 
Представление о результатах:
Личностные:
1) проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;
2) осознавать ответственность за общее дело; 
3) выражать свое мнение; проявлять чувство ответственности за животных;
4) проявлять положительное отношение к уроку, понимать необходимость в учении;
5) следовать моральным и этическим требованиям;
6) проявлять интерес к поставленной проблеме.
Метапредметные:
Познавательные:
1) осознавать необходимость нового знания;
2) ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного;
3) работать с разными видами информации и ориентироваться в ней; 4) выполнять действия по образцу; 5) задавать проблемные вопросы и отвечать на них; 6) анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать факты и явления;  7) осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;  8) строить сообщения в устной форме;
9) проявлять познавательную активность;
10) находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке;
11) извлекать информацию, представленную в разных формах, устанавливать причинно - следственные связи.

Регулятивные:
1) определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
2) понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
3) высказывать свою версию;
4) планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
5) уметь адаптироваться к сложным учебным ситуациям;
6) уметь осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью;
7) проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать свою версию;
8) находить и исправлять ошибки самостоятельно.
Коммуникативные:
1) сотрудничать со сверстниками при работе в группе и в паре;  2) принимать коллективное решение; 
3) слушать собеседника и вести диалог;
4) излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
5) совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
6) оформлять свои мысли в устной форме;
 Предметные:
1) находить связи в природе, между природой и человеком; 2) сравнивать животных, объекты природы и делить их на группы; 3) соотносить группы животных и их существенные признаки, различать диких и домашних животных;  4) выделять характерные особенности домашних животных;
5) актуализировать знания детей по данной теме;
6) уметь систематизировать знания по теме. 
Технология: - развивающее обучение с использованием ИКТ; здоровьесберегающая; обучение в сотрудничестве; игровая технология.
-сохранять здоровья детей путём чередования различных видов деятельности, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
Технологическая карта урока
Основные понятия Дикие и домашние животные
Ресурсы
- Плешаков А.А. Окружающий мир .2-й класс. Часть 1. С. 72–75.
-Плешаков А.А. Окружающий мир .2-й класс Рабочая тетрадь. С. 50–53.
- Иллюстрации диких и домашних животных: собака, кошка, корова, баран, поросёнок,
лошадь, волк, медведь, бобры, белка, лягушка, лиса.
-Карточки со словами: животные, рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные,
пресмыкающиеся, домашние, дикие;
- Сигнальная карточка « светофорчик». 
-Презентация к уроку. Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная, групповая работа.
Этапы урока Задания, выполнение которых обучающимися приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность
учителя Деятельность
обучающихся Планируемые результаты
I. Мотивация к учебной деятельности
(2 мин.).
Цели:
-сконцентрировать внимание обучающихся; - проверить готовность рабочих мест. 
-создать положительный настрой учащихся на урок.  Проговорить правила поведения на уроке. Объяснить, для чего нужно эти правила выполнять.
-Вспомним правила поведения на уроке.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
-Улыбнитесь друг другу, пожелаем всем удачи – за работу, в добрый час. Проговаривать хором правила Личностные УУД :
4, 5.
Коммуникативные УУД
5, 6.
II. Актуализация знаний (3 мин.).
Цель:
-актуализировать имеющие знания о растениях. -мотивировать обучающихся к изучаемой теме  Учитель контролирует.
Расшифровывают анаграмму. Вспоминают группы животных, составляют кластер.  - О чём мы говорили на предыдущем уроке?
- На какие группы можно разделить растения?
(Индивидуальный опрос)
- Какие растения называются дикорастущими?
- Как называются растения, которые выращивают люди?
- Для чего люди их выращивают?
(Самостоятельная работа.)
- Возьмите подписанные листочки. На доске под номерами вы видите названия растений. Выпишите номера дикорастущих растений в первый столбик, а культурных растений - во второй.
1. Одуванчик 6. Астра
2. Подорожник 7. Рогоз
3. Смородина 8. Сосна
4. Картофель 9. Яблоня
5. Крапива 10. Клубника
- Сдайте работы.
-Расшифруйте анаграмму и скажите: кому будет посвящен наш урок? ЕЫНТОВИЖ -Вспомните, на какие группы делятся животные? -Назовите признаки различных групп животных и приведите примеры
звери


птицы насекомые рыбы
- О растениях.
1. Кустарники, деревья, травянистые.
2. Овощные, плодовые, зерновые, декоративные, прядильные.
3. Дикорастущие и культурные.
- Которые растут в природе сами по себе.
- Культурные.
- Для своих нужд. (Еда, одежда, украшение)
Выполнение работы детьми на заранее подготовленных листочках.
Потом один ученик устно проговаривает ответы, остальные с помощью карточек показывают, согласны или нет.
(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые, земноводные.)
- У зверей -шерсть, у птиц – перья, у рыбы – чешуя,
У земноводных – тонкая кожа, у насекомых- много лап.
Животные

Познавательные УУД
9.
Коммуникативные УУД
1, 6.
Предметные УУД
1, 2.
III. Введение в тему урока (определение основного вопроса урока)
(8 мин.).
Цель:
-подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели. -привлечь внимание детей к принципиально новым сведениям о животных, развивать умения отгадывать загадки, объяснять смысл названий,


Работа с загадками. 
- Загадки о животных. По мере отгадывания появляются картинки.

-Отгадайте загадки и попробуйте определить тему нашего урока. Сама пёстрая,
Ест зелёное,
Даёт белое. (корова) 
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. (ёж)
У этих спор упрямый,
Но очень интересный-
И кто кудрявый самый,
И кто богаче шерстью. (овечка)
Обежала уж весь лес.
Хвост мелькает там и здесь.
То не девица-краса-
Это – рыжая ………(лиса)

-О ком были все эти загадки?
-На какие две группы можно разделить всех перечисленных животных? .Отгадывают загадки
-О животных.
- Дикие и домашние Личностные УУД :
1, 3, 6.
Познавательные УУД
1, 2, 11, 5, 6
Коммуникативные УУД
6.
Регулятивные УУД
1, 3.
Предметные УУД
5.
IV. Формулирование темы, целей урока
(2 мин.).
Цель:
– организовать формулировку темы, цели урока с помощью учителя. Сформулировать тему, цель урока.
-Определите тему нашего урока. 
-Какую цель поставим на уроке? 

-Дикие и домашние животные. 
-Узнать, каких животных называют домашними, а каких – дикими? Почему?  Регулятивные УУД
1.
Коммуникативные УУД
6.
Предметные УУД
4.
V. Открытие нового знания
(13 мин.).
Цель:
– организовать поиск решения учебной проблемы Проговорить последовательность действий на уроке.
Дополнительные сведения.
Учитель раздаёт карточки детям - Каких же животных мы называем дикими, а каких — домашними?
-Давайте подумаем, чем домашние животные отличаются от диких?
-Объединитесь в группы по цвету выбранного жетона и изобразите информацию графически, чем домашние животные отличаются от диких, составьте кластер на листочках.
Дикие Домашние
Живут в дикой природе (могут жить рядом с человеком) Живут только рядом с человеком (не обязательно в доме)
Сами добывают пищу. Человек кормит.
Сами устраивают жилища. Человек обустраивает жилище.
Сами заботятся о себе. Человек ухаживает, защищает.
Размножаются
независимо от человека. Разводят люди, выводят новые виды.
-Сравните столбцы таблицы и сделайте вывод: Как человек заботится о домашних животных? 
-Каких домашних животных разводят в нашем крае?
Проблемный вопрос
-А знаете ли вы, как появились домашние животные? 
Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему искать и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. 
-Отгадайте, о каких еще домашних животных говорится в загадках? Был белый дом, Чудесный дом. И что-то застучало в нем. И он разбился, и оттуда Живое выбежало чудо, — Такое теплое, такое — Пушистое и золотое! (Цыпленок) 
Черно-желты, полосаты, В домике живут ребята. Хоть они и жалят больно, Их работой мы довольны. (Пчелы) 
Приманку сорвала, И, не сказав "спасибо", Куда-то уплыла Невежливая … (Рыба) 
-Для чего человек выращивает домашних животных?
На доске появляется таблица.
-продукты питания
-шерсть
-транспортное средство
-охрана жилища
-декоративное значение
Выслушиваются мнения детей.
Групповая работа.
Из каждой группы дети выбирают ведущего, который озвучивает пункты составленного кластера. Ведущие из других групп дополняют и поправляют первого ведущего, доказывая при этом свое мнение. 
Составление кластера
Люди кормят их, готовят комбикорм, косят и сушат траву, пасут. Строят им жилища. Заботятся о потомстве.

Рассказ учителя. Показ слайдов.
-. Домашние животные – это еще и птицы (куры, цыплята, гуси, утки), и рыбы, и насекомые (пчелы). -Животные дают человеку мясо, жир, молоко, кожу, яйца, пух. шерсть, мёд, охраняют жильё. Животных человек использует как транспортное средство. Человек получает радость в общении с животными..Регулятивные УУД
7.
Познавательные УУД
1,10, 11.
Коммуникативные УУД
1,6.
Личностные УУД
1,6,3.
Предметные УУД
3,4,2.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Динамическая пауза.Цель: 2минСмена вида деятельности создает условия для снятия переутомления у детей. 
VI. Первичное закрепление.
Цель: - обобщение и применение новых знаний в игровых заданиях. Игра « Отгадай детеныша».  - Откройте учебники на стр.74.
Чтение текста «Легенды о животных»
- Постарайтесь дома найти легенды о других животных.
-Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы у кого какие детеныши? 
Учитель называет взрослое животное, а дети – детеныша этого животного: Свинья – (поросенок) Корова – (теленок) Утка – (утенок) Лошадь – (жеребенок) Овца – (ягненок) Курица – (цыпленок) Собака – (щенок) - На нашей планете огромное количество видов диких животных.
- Назовите признаки диких животных. Дети читают.
Обучающиеся называют детёнышей животных.
-Дикие животные живут в лесах, полях, на лугах, живут самостоятельно в природе: добывают себе пищу, строят себе жилища, ухаживают за своим потомством Познавательные УУД
3,7,10,11. 
Коммуникативные УУД4.
VI. Применение нового знания (10 мин.).
Цели:
-сформировать у детей представление о диких и домашних животных с помощью тренировочных упражнений в учебнике и в рабочей тетради.  Предлагает рассмотреть рисунки из учебника с. 72 и определить животных, которые там изображены

Выполнение заданий в рабочей тетради. № 1 (с. 50). №2 (с. 50). (Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка.)  — Отметьте зелеными фишками диких животных, а желтыми домашних. 
— Что вы можете рассказать об этих животных? 
(После выполнения работы, предлагает проверить себя с помощью «светофорчиков» желтого и зеленого цвета)
-Вариант 1 подчеркивает диких животных, вариант 2 — домашних. Проверка в парах-
Определенный сигнал светофора соотносят с названием животного. 
Наблюдайте за животными чаще. Возможно, они помогут вам приблизиться к пониманию живого языка природы, и вы воскликните : «Мир – прекрасен!»
Как люди могут помочь диким животным? Игра «Верно .Неверно.»
Разорять гнезда птиц и жилища животных и прикасаться к ним.
Ловить и уничтожать насекомых.
Вырубать деревья.
Ловить и уносить домой здоровых птенцов птиц и детенышей животных.
Зимой делай кормушки для птиц и животных!
- Послушайте стихотворение и подумайте, как мы должны относиться ко всему живому на Земле?
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятамХорошо живется с нами рядом.
- «Мы в ответе за тех, кого приручили», - Антуан де Сент- Экзюпери.
Человек- часть природы. По мере развития цивилизации и обособления в городах и селениях люди испытывали все большую потребность окружить себя животными и растениями. Настойчивое стремление человека приблизить к себе природу не случайно. Общение с животными де6лает людей добрее, а их жизнь – интереснее, дает много новых знаний и впечатлений. Однако любой зверь, большой или маленький, требует к себе любви и внимания, а еще нужно тратить на него время. Не все питомцы одинаково адаптируются к соседству с человеком. Прежде чем заводить животное, обязательно познакомьтесь с его повадками и другими особенностями. Учитесь ухаживать за своими питомцами, если они у вас есть. Будьте ответственными и милосердными хозяевами.

Ответы детей. 
(Учащиеся рассказывают все, что знают об этих животных, учитель дополняет их ответы, показывает картинки, фотографии).
Отмечают в учебнике фишками разного цвета диких и домашних животных. 
Ответы детей.
Слушают учителя. Личностные УУД
1,6.
 Регулятивные УУД5,7, 8,
Коммуникативные УУД
6.
Предметные УУД
3.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин.).
Цели:
-учить обучающихсяоценивать результат своей деятельности; - оценивать результат учебной деятельности; сформировать личную ответственность за результаты деятельности. Зафиксировать новое содержание урока.
Организация рефлексии.
Вслух читают вопросы из учебника. Фронтальный опрос. 
Оцените свои достижения на уроке. Прикрепи свой листочек на дерево
–Какую цель мы ставили на уроке?
–Какие знания мы получили, решая учебные задачи?
Начинайте свои ответы словами:
Теперь я знаю…
Я понял…
Я узнал…
Я научился…
Теперь я смогу…
-А куда нам поместить карточку
«домашние животные»?
(животные-Домашние. Дикие.)2.Оцените свою работу на уроке, используя слова:
-Мне было трудно…
-Мне было интересно…
-Я хотел бы узнать…
-Мне понравилось…
-Я хочу поделиться своими знаниями…
Все домашние животные не так уж безобидны. Ведь не стоит забывать, что предки домашних животных – дикие. Иногда домашние животные могут быть очень агрессивными, поэтому при обращении с домашними животными нужно быть осторожными – и об этом мы поговорим на следующем уроке. И помните: Мы в ответе за тех, кого приручили!Не дразните собак,Не гоняйте кошек.Не жалейте для птицНи зерна, ни крошек!И тогда воробьиПесенкой разбудят,А царапать и кусатьВас никто не будет!
Ответы детей.
Слушают учителя.
Оценивают свою работу на уроке.
Слушают учителя. Личностные УУД 3.
 Регулятивные УУД: 6.
Коммуникативные УУД .4.
Предметные УУД
6.
VIII. Д/З
(2 мин.)
Цель:
– организовать выполнение домашнего задания. Учебник с.72-75. Тетрадь с.51. Задание № 3,4. Задание по выбору: • Найти другие легенды о животных; • Сочинить сказку о диких или домашних животных. Дети записывают домашнее задание. 
– Прочитайте задание.
– Что нужно сделать?
– Как вы будете выполнять задание? Читают задание.
Личностные УУД
2,4.
Познавательные УУД9.
Регулятивные УУД
1.
Предметные УУД
3.