Технологическая карта «Духовная жизнь Серебряного века»


Юденко И.В.
«Духовная жизнь Серебряного века»
Название предмета: история Класс: 8-9( в зависимости от учебника) Класс заранее делится на микрогруппы (микрогруппу необходимо сформировать таким образом, чтобы в неё входили учащиеся, успеваемость которых по предмету — одного уровня. Это необходимо для более адекватного оценивания общей работы коллектива) Уроки №
(90 мин) Дата:
Тема:  «Духовная жизнь Серебряного века»
Образовательные цели: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.
Развивающие цели: расширение проблематики с помощью дополнительных вопросов по данной теме;
углубление знаний при помощи использования дополнительных материалов при подготовке к занятию;
учащиеся должны продемонстрировать умение работать с различными видами исторических источников;
Воспитательные цели: формирование умения коллективного обсуждения (поддерживать диалог в микрогруппах, находить консенсусное решение, аргументировать свою точку зрения, слушать оппонента, выражать готовность принять позицию другого учащегося).
Место урока в системе уроков данного раздела: Урок контроля и коррекции знаний, умений, навыков и способов умственных действий
Тип урока: Коллоквиум
Основные термины и понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.
Межпредметные связи: История, литература, искусство
Познавательные УУД: Методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; построение речевых высказываний в устной и письменной форме
Коммуникативные УУД: Уважительное отношение к одноклассникам;
внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие; коллективное обсуждение проблем.
Регулятивные УУД: Осознание качества и уровня усвоения материала
Личностные УУД: Оценивание себя в социальных ролях: ученик, докладчик, оппонент
Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал ( если нет возможности работать в компьютерном классе, то доп. материал распечатывается)
№ Этап урока Форма/приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Подготовительный Индивидуальная, самостоятельная работа Вводная беседа о значении культуры в историческом процессе.
Чтобы понять, как культура влияет на человека, попробуем разобраться, «что такое культура». Из курса обществознания вы знаете: Культура - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизни. В РФ это понятие связывают с театром, музыкой и даже манерой поведения человека в обществе.
Давай те вспомним:
- Какие потрясения и изменения были в жизни России в начале XX века? Почему после таких потрясений все таки происходит расцвет, а не закат культуры? (Ответы детей)

«Многим русским свойственны сильные душевные порывы и всплески социальной активности между долгими периодами депрессии и «самокопания».
Джефри Горер В русском искусстве такая депрессия и кризис наступили после «Золотого века» русской культуры, а в начале XX века после долгой депрессии снова происходит расцвет, названный историками «Серебряным веком».
XX век – век индустриализации. В век индустриальной эпохи рушились традиционные ценности человечества. У людей возникает депрессия растерянность, страх, непонимание происходящего. Устоявшиеся привычные нормы, что хорошо, а что плохо, уже не работают.
Анализ основных направлений культуры
Ситуация начала XX века стимулирует философские поиски, цель которых - выработка общероссийской идеи, т.к. идеи «Официальной теории народности» сдали свои позиции. Поисками занялась группа выдающихся философов и правоведов, объединившиеся вокруг сборника «Вехи». Идеи «веховцев» были восприняты критично, как со стороны правительства, так и со стороны представителей интеллигенции. Суть изысканий состояла в том, что левая и леворадикальная интеллигенция не может стать во главе государства, т.к. не может решить поставленные задачи. Таким образом, общенациональная идея в начале XX века так и не была найдена.
Что касается науки и образования «Серебряный век» характеризуется их подъемом. Растет число средних учебных заведений, уменьшается количество безграмотных, образование становится доступным всем слоям населения.. В 1913 году проходит первый Всероссийский съезд учителей Развивается и высшее образование. В науке большой прорыв и новые достижения: проводятся исследования в области физиологии растений (К.А.Тимирязев); в области высшей нервной деятельности (И.П.Павлов, И.М.Сеченов); была создана теория иммунитета (И.И.Мечников); заложены теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения (Н.И.Жуковский); разработана теория реактивного двигателя (К.Э.Циолковский); изобретено радио (А.С.Попов)
Идёт развитие и исследовательская деятельность в области: военного дела, геологии, истории, металлургии, географии. В течение изучения темы осуществляют самостоятельный информационный поиск по предложенному списку. Составляют карту знаний (граф) изучаемой темы. Отдельные учащиеся (по желанию) подготавливают доклад по одному из вопросов
II Организационный Фронтальная У нас сегодня не совсем обычный урок, мы проведем урок-коллоквиум.
Для вас подготовлены вопросы по данной теме, ответы на поставленные вопросы вы найдете сами в учебнике, в дополнительной литературе, а также путем поиска в сети Internet. Вашим группам предоставляется время (30—35 мин) на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов. На следующем уроке заслушаем мы ответы и выставляем оценки .И так наши вопросы:
Образование и просвещение
Славянофилы и западники
Достижения в науке
Духовные поиски, мистические учения
Поэзия Серебряного века
Театр и музыка
Живопись Серебряного века
Стиль модерн в архитектуре и скульптуре Настраиваются на работу
III Работа по поставленным вопросам Фронтальная Учащимся предоставляется время на совместное обсуждение поставленных вопросов для выработки коллективных ответов. Самостоятельная работа учащихся с дополнительным материалом и материалами учебника
http://ricolor.org/history/cu/his_cult/silver/http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=50&themeid=166http://www.historicus.ru/kultura_Serebryanogo_veka_v_Rossii/IV Слушание и обсуждение докладов Фронтальная а) в порядке, установленном преподавателем, представители от микрогрупп зачитывают выработанные в ходе коллективного обсуждения ответы;
б) учащиеся из других микрогрупп задают вопросы отвечающему учащемуся, комментируют и дополняют предложенный ответ;
в) преподаватель регулирует обсуждение, задавая наводящие вопросы, корректируя неправильные ответы (важно, чтобы преподаватель не вмешивался напрямую в ход обсуждения, не навязывал собственную точку зрения);
г) после обсуждения каждого вопроса необходимо обобщить выводы и перейти к обсуждению следующего вопроса (вопросы целесообразно распределить таким образом, чтобы ответы микрогрупп чередовались);
д) эксперты-консультанты могут вмешиваться в ход обсуждения, задавая вопросы и высказывая собственную позицию; они могут отстаивать определенную концептуальную позицию;
е) после обсуждения всех предложенных вопросов преподаватель обобщает сделанные выводы.
Слушают докладчиков. После того как доклад прочитан, задают уточняющие вопросы. При желании, аргументированно дополняют или исправляют докладчика. Докладчик соглашается или нет, обосновывает свою позицию
V Заключительный Фронтальная – В начале XX века происходит колоссальный расцвет русской культуры, появляются новые направления музыки, живописи, литературы Серебряного века и новые произведения искусства.
Ответ учащихся на проблемный вопрос урока
– Почему период развития культуры в начале XX века назван Серебряным веком?
Вопросы для обсуждения:
– Какие достижения искусства и науки, русской культуры начала ХХ в. вы для себя открыли?
- Что изменилось в системе просвещения во второй половине XIX в. по сравнению с первой?
- Докажите, что русская наука второй половины XIX в. вышла на мировой уровень.
- Каковы причины выдающихся достижений русских учёных?
- Какие проблемы, волновавшие русское общество, поднимала литература второй половины XIX и.?
- Что нового внесли передвижники в русское искусство?
- Какие принципиально новые явления появились в архитектуре? Чем они были вызваны?
- Какие темы стали ведущими в русском музыкальном искусстве?
- Какие новые черты появились в театральном искусстве?
- Поясните причины, по которым художники второй половины XIX в. отображали не только жизнь народа, но всё чаще обращались и к историческим сюжетам.
- Какой вклад внесла российская культура второй половины XIX в. в мировую культуру?
Отвечают по желанию
VI Рефлексия Индивидуальная Заполняет оценочный лист
№ ________________________________
Фамилия ____________________________
Оценка за общий ответ _________________
Индивидуальная работа ________________
Итоговая оценка_______________________
Заполняется подготовленный к коллоквиуму оценочный лист. Оценивают каждый сам себя.
Фронтальная Объявляет оценку, объясняет и обосновывает выставленные оценки. Делает рекомендации Сравнивают самооценку с оценкой учителя. Делают выводы
 
Журавлева О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 8 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / О. Н. Журавлева. — М. : Просвещение, 2015. — 191 с
Данилов А . А . История России. XIX век. Поурочные разработки.8 класс : пособие для учителей общеобразоват. органи-
заций / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. — М. : Просвещение, 2014. — 144 с.
http://ricolor.org/history/cu/his_cult/silver/http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&subid=50&themeid=166http://www.historicus.ru/kultura_Serebryanogo_veka_v_Rossii/