Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс УМК Перспектива


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. 2 КЛАСС. А.А.ПЛЕШАКОВ. УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
№ Тема урока Деятельность учащихся Деятельность учителя УУД Дата
Вселенная, время, календарь (15 ч)
1 Мы – союз народов России. Научатся: называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети; находить и показывать субъект на политической карте России. Создать условия: для ознакомления учащихся с учебником, рабочей тетрадью; формирования представлений о многообразии субъектов Российской Федерации. П: находят и выделяют необходимую информацию.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: высказывают свою точку зрения на события и поступки.
Л: понимают значение русского языка как государственного языка РФ. 2 Мы – жители Вселенной. Научатся: называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе; определять по схеме число планет Солнечной системы. Создать условия: для формирования представлений о строении Вселенной; о планетах и порядке их расположения в Солнечной системе. П: понимают зависимость осенних изменений в неживой природе.
К: оформляют свои мысли в устной речи.
Л: осознают значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе 3 Наш «космический корабль» – Земля. Научатся: определять стороны горизонта; пользоваться компасом; находить на глобусе океаны и материки; определять материк, на котором расположена наша страна. Создать условия: для отработки навыков определения сторон горизонта (действуя по инструкции). П: умеют ориентироваться в учебнике.
Р: предлагают маршрут кругосветного путешествия.
К: соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л:осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле. 4 Наш «космический корабль» – Земля. 5 Время. Научатся: приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт. Создать условия: для формирования навыка определения времени (прошлое, настоящее, будущее. П: устанавливают причинно-следственные связи.
Р: сравнивают ответы с тем, что изображено на фото.
К: вступают в беседу с одноклассниками.
Л: осознают образ времени.. 6 Сутки и неделя. Научатся: давать научное объяснение смены дня и ночи и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени – сутки и неделю. Создать условия: для формирования представлений о связи естественных единиц измерения времени с движением Земли вокруг своей оси и сменой дня и ночи. П: ориентируются в своей системе знаний.
Р: умеют работать по предложенному плану.
К: участвуют в диалоге.
Л: осознают образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. 7 Месяц и год. Научатся: давать научное объяснение изменению внешнего виды
Луны в течение месяца, используя схему; выстраивать правильную последовательность месяцев
года. Создать условия: для формиро-вания представлений о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли. П: дополняют и расширяют знания о единице измерения времени «месяц».
Р: умеют работать по предложенному плану.
К: высказывают свою точку зрения.
Л: осознают важность наблюдения за живой и неживой природой. 8 Времена года. Научатся: объяснять причину смены времен года с помощью схемы; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года. Создать условия: для формирования умений устанавливать по схеме связь сезонных изменений
в природе с движением Земли вокруг Солнца и наклоном земной оси. П: наблюдают и определяют реальную длительность сезонов своего края.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: понимают важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. 9 Погода. Научатся: измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради. Создать условия: для формирования умений конструировать определение понятия «погода»;
различать виды термометров и пользоваться каждым из них. П: наблюдают за изменениями в окружающем мире.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: умеют работать в группе.
Л: понимают необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами 10 Погода. 11 Календарь – хранитель времени, страж памяти Создать условия: для формирования умений ориентироваться в сведениях, находить в календаре дату своего рождения. Научатся: пользоваться современным календарем; отличать старинные и современные календари. П: сравнивают календари разных типов.
Р: умеют работать по предложенному плану.
К: слушают и понимают других.
Л: понимают условность начала нового года. 12 Праздники для всех. Научатся: описывать празднование одного из праздников в своем городе (селе); иллюстрировать свой рассказ фотографиями. Создать условия: для формирования умений кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря. П: определяют различие между государственными и международными праздниками России.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: соблюдают правила речевого этикета.
Л: понимают важность праздников. 13 Народный календарь.
Научатся: наблюдать за поведением животных, изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе, определять экологические термины. Способствовать: пониманию важности народного календаря.условия: для формирования понятия об экологии как науке об охране природы. П: устанавливают причинно-следственные связи.
Р:умеют работать по предложенному плану.
К: аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой. 14 Экологический календарь. 15 Повторение изученного по разделу «Вселенная, время, календарь». Научатся: самостоятельно применять полученные знания при выполнении самостоятельной работы. Создать условия: для проверки
усвоения изученного материала; анализа ошибок и коррекции
знаний. П: анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты.
Р: оценивают правильность выполнения действий.
К: соблюдают правила речевого этикета.
Л: проявляют интерес к учебному материалу. Осень (17 ч)
16 Осенние месяцы. Научатся: находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев. Создать условия: для формирования представлений о народных названиях осенних месяцев; ознакомления со старинными осенними праздниками народов России. П: описывают красоту осенней природы и произведений искусства.
Р: оценивают правильность выполнения действий.
К: проявляют заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде.
Л: осваивают личностный смысл учения. 17 Осень в неживой природе. Научатся: понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной
поверхности по отношению к Солнцу. Создать условия: для формирования представлений об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия, особенностях ранней и поздней осени. П: наблюдают за погодой осенью, делают выводы об изменении погоды.
Р: оценивают правильность выполнения действий.
К: аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: проявляют интерес к учебному материалу. 18 Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Научатся: различать в обрядах и обычаях осеннего равноденствия
особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, ското-водов. Способствовать: ознакомлению учащихся с народными праздниками земледельцев, охотников и оленеводов; пониманию связи народных праздников с сезонными изменениями в природе. П: строят логическую цепочку рассуждений, делают выводы.
Р: умеют работать по предложенному плану.
К: отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета.
Л: понимают важность народного календаря. 19 Звездное небо осенью. Научатся: что подразумевали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые. Создать условия: для ознакомления с созвездиями Большая Медведица и Лебедь, с древнегреческими мифами о них. П: расширяют сведения о созвездиях, мифах.
Р: осуществляют самопроверку.
К: отстаивают свою точку зрения.
Л: осознают важность бережного отношения к Земле. 20 Трава у нашего дома. Научатся: рассказывать по наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью; определять причины пожелтения травы осенью. Создать условия: для ознакомления учащихся с травами, с их особенностями и значением для человека. П: понимают зависимость осенних изменений в живой природе.
Р: оценивают правильность выполнения действий.
К: аргументируют точку зрения с помощью фактов.
Л: соблюдают моральные нормы поведения. 21 Старинная женская работа. Научатся: называть последовательность трудовых операций в работе со льном; называть известные ткани. Способствовать: ознакомлению
с важнейшим старинным женским трудом – работой со льном, его значением в жизни. П: строят логическую цепочку рассуждений.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: участвуют в диалоге, слушают и понимают других.
Л: осваивают личностный смысл учения 22 Деревья и кустарники осенью. Научатся: сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам), состояние лиственных и хвойных растений осенью. Способствовать: дальнейшему
ознакомлению с деревьями, кустарниками и вечнозелеными хвойными растениями средней полосы, с растениями цветников, клумб, цветущими осенью. П: владеют логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
Р: осуществляют самопроверку.
К: соблюдают правила речевого этикета.
Л: осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле. 23 Чудесные цветники осенью. 24 Грибы. Научатся: сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике. Создать условия: для ознакомления с грибами; изучения строения гриба; определения съедобных и несъедобных грибов. П: имеют представление о Царстве Грибов.
Р: оценивают правильность выполнения действий.
К: отстаивают свою точку зрения.
Л: проявляют интерес к учебному материалу. 25 Шестиногие и восьминогие. Научатся: узнавать изученных насекомых на рисунках; раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Создать условия: для ознакомления с насекомыми и пауками, с этапами развития бабочки и стрекозы; определения отличия насекомых от паукообразных. П: ориентируются в своей системе знаний.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.
Л: осваивают личностный смысл учения 26 Птичьи секреты. Научатся: определять причины,
по которым перелетные птицы
улетают; различать перелетных и зимующих птиц. Создать условия: для ознакомления с перелетными и зимующими птицами. П: извлекают необходимую информацию.
Р: осуществляют самопроверку.
К: аргументируют свою точку зрения.
Л: осознают важность бережного отношения к птицам. 27 Как разные животные готовятся к зиме. Научатся: устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Создать условия: для ознакомления с тем, как животные готовятся к зиме. П: имеют представление о жизни животных в зимний период.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: участвуют в диалоге, слушают и понимают других.
Л: осваивают личностный смысл учения 28 Невидимые нити в осеннем лесу. Научатся: рассказывать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу. Способствовать: выявлению взаимосвязей между растениями и животными в осеннем лесу. П: используют графическо-творческие средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.
Р: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
К: отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: проявляют интерес к учебному материалу; соблюдают основные моральные нормы поведения. 29 Осенний труд. Научатся: выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме. Способствовать: ознакомлению
с многообразием осенних работ
в городах и в сёлах в старину и в настоящее время. 30 Будь здоров! Научатся: выполнять правила здорового образа жизни. Создать условия: для ознакомления с особенностями здорового образа жизни. 31 Охрана природы осенью.
Научатся: правилам сбора грибов, ягод, орехов; правилам поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору. Способствовать: ознакомлению
с правилами охраны природы при сборе даров осенью, с Красной книгой, обращая внимание на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью. П: имеют представления о правилах охраны природы; умеют находить необходимую информацию.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.
К: понимают точку зрения другого; сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).
Л: осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле. 32 Повторение изученного по разделу. Зима (14 ч)
33 Зимние месяцы. Научатся: находить признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы. Создать условия: для формирования умений соотносить признаки зимы в природе с особенностями жизни людей зимой. П: извлекают необходимую информацию из текста; устанавливают причинно-следственные связи.
Р: оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
К: соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: проявляют интерес к учебному материалу. Ценят и понимают через сказку базовые ценности. 34 Зима – время науки и сказок. Научатся: выделять из литературного произведения несколько зимних народных примет на погоду. Способствовать: ознакомлению
с некоторыми зимними народными приметами на погоду. 35 Зима в неживой природе. Научатся: обобщать и систематизировать наблюдения за зимними природными явлениями, за формой снежинок. Создать условия: для формирования понятий о зимних природных явлениях; о зимнем солнцестоянии. П: обобщают наблюдения за зимними природными явлениями.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: участвуют в диалоге, слушают и понимают других.
Л: осваивают личностный смысл учения. 36 Звездное небо зимой. Научатся: ориентироваться по Полярной звезде, определять созвездия Малая Медведица и Орион.
Создать условия: для дальнейшего ознакомления с картой звёздного неба. П: умеют делать элементарные сравнения; имеют представление о различных деревьях
Р: осуществляют самопроверку; предлагают маршрут кругосветного путешествия.
К: отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л:осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле.
37 Зима в мире растений. Научатся: определять породы деревьев зимой по силуэтам и плодам, соотносить зимние погодные явления и состояние природы зимой. Способствовать: формированию представлений о жизни растений зимой; ознакомлению со способами определения пород деревьев зимой по силуэтам и плодам. 38 Зимние праздники. Научатся: разбирать схему изготовления ёлочной игрушки и сделают её своими руками. Создать условия: для ознакомления с особенностями народных обычаев рождественского праздника в разных странах, обычаем украшать ель. П: умеют находить необходимую информацию; подводят итоги урока по вопросам учебника.
Р: умеют работать по предложенному плану.
К: отстаивают свою точку зрения.
Л: понимают важность народного календаря. 39 Растения в домашней аптечке. Научатся: определять, какие лекарственные растения должны быть в домашней аптечке. Способствовать: ознакомлению
с лекарственными растениями
в домашней аптечке. П: расширяют сведения о лекарственных растениях.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания.
К: участвуют в диалоге, слушают и понимают других.
Л:осваивают личностный смысл учения 40 Зимняя жизнь птиц и зверей.
Научатся: определять невидимые связи между растительным и животным миром; помогать птицам и животным зимой, формированию знаний о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Создать условия: для понимания
того, что зимой жизнь животных полностью не замирает; ознакомления с животными и птицами, занесёнными в Красную книгу. П: формируют знания о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку.
Р: осуществляют самопроверку.
К: отстаивают свою точку зрения.
Л: осознают важность бережного отношения к птицам и зверям. 41 Невидимые нити в зимнем лесу. 42 В феврале зима с весной встречается впервой. Научатся: народным веселым забавам для сверстников, проводимым во время масленичного гулянья по традициям родного края. Создать условия: для ознакомления с особым положением февраля в годовом круге, с некоторыми обычаями праздников народов мира. П: находят необходимую информацию из дополнительных источников.
Р: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
К: соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. 43 Зимний труд. Научатся: понимать социально-нравственное значение зимних посиделок для жизни молодежи разного возраста. Способствовать: формированию представления, как зимой люди заботятся о сохранности урожая, растениях, животных. 44 Будь здоров! Научатся: соблюдать правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период. Создать условия: для ознакомления с правилами здорового образа жизни в зимний период. П: делают выводы на основе обобщения знаний.
Р: выполняют действия в соответствии с планом.
К: знают и умеют объяснить правила народных игр.
Л: соблюдают основные моральные нормы поведения. 45 Охрана природы зимой. Научатся: соблюдать правила охраны природы зимой; защищать и охранять природу. Создать условия: для развития эстетического чувства при восприятии красоты зимней природы. П: соблюдают правила сохранения чистоты; знают особенности жизни зимой 2–3 диких животных.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания
К: понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении проблемы (задачи).
Л: осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле. 46 Повторение изученного
по разделу «Зима». Научатся: применять знания и умения при выполнении самостоятельной работы. Создать условия: для проверки уровня усвоения материала по теме «Зима». Весна и лето (16 ч)
47 Весенние месяцы. Научатся: находить признаки весенних явлений природы с указанием на особенности жизни людей весной. Способствовать: формированию умения определять признаки
весны в природе. П: ориентируются в своей системе знаний; извлекают необходимую информацию из учебника; строят логическую цепочку рассуждений.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.
К: понимают точку зрения другого; выполняют различные роли в группе.
Л: осознают важность ежного отношения к Земле. 48 Весна в неживой природе. Научатся: понимать причины потепления весной; проводить наблюдения за погодой; усвоят дату весеннего равноденствия. Способствовать: изучению сезонных изменений в неживой природе (таяние снега, ледоход, половодье и т. д.) 49 Весна – утро года. Научатся: определять общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и праздновании нового года у нанайцев. Создать условия: для формирования образа весны в мире природы и людей как поры обновления жизни. П: строят логическую цепочку рассуждений, делают собственные выводы.
Р: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).
К: аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. 50 Звездное
небо весной. Научатся: определять положение весной созвездий Большая и Малая Медведица; находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе. Создать условия: для дальнейшего знакомства со строением Вселенной; рассматривания на небе изученных созвездий. 51 Весеннее пробуждение растений. Научатся: определять причины цветения раннецветущих растений первыми; любоваться первоцветами, понимать важность и бережного к ним отношения. Создать условия: для обобщения
и расширения сведений о раннецветущих травянистых растениях, цветении деревьев. П: извлекают необходимую информацию из учебника и атласа-определителя; имеют представление о культурных цветочных растениях.
Р: осуществляют самопроверку.
К: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.
Л:осознают важность и необходимость бережного отношения к растениям. 52 Чудесные цветники весной. Научатся: определять названия культурных растений весенних цветников, находить их в атласе-определителе. Создать условия: для ознакомления с культурными растениями
весеннего цветника, мифами и легендами о цветах. 53 Весна в мире насекомых. Научатся: любоваться красотой
бабочек; определять, в чём полезность пчел, ос, шмелей и муравьев, в чём состоит взаимосвязь насекомых и птиц. Создать условия: для формирования представлений о пробуждении насекомых весной. П: дополняют имеющиеся знания о насекомых.
Р: осуществляют самопроверку.
К: аргументируют свою точку зрения.
Л: осознают важность бережного отношения к насекомым. 54 Весна в мире птиц и зверей.
Научатся: определять, какие изменения в жизни птиц и зверей происходят весной; осознавать важность бережного отношения к птицам и зверям. Способствовать: формированию представлений о весеннем поведении птиц и зверей. П: знают о весенних изменениях в жизни птиц и зверей.
Р: осуществляют самопроверку.
К: отстаивают свою точку зрения.
Л: осознают важность и необходимость бережного отношения к птицам и зверям. 55 Невидимые нити в весеннем лесу. 56 Весенний труд Научатся: различать особенности весеннего труда у женщин и мужчин в старину. Создать условия: для ознакомления с видами старинной женской и мужской работы весной; сопоставления их с совре-менными видами весенних работ в селе и городе, в садах, огородах, поле. П: имеют представление о весенних формах работы в огороде и в саду.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.
К: понимают точку зрения другого.
Л:осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле. 57 Старинные весенние праздники. Научатся: выразительно произносить народные благопожелания детям в Вербное воскресенье
и молодоженам на Пасхальной
неделе. Способствовать: формированию представлений о традиции отношения к берёзе в культуре разных народов России. П: перерабатывают полученную информацию; делают выводы на основе обобщения знаний.
Р: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства (учебник, тетрадь, дополнительные источники).
К: аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: понимают важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней; осознают важность и необходимость бережного отношения к Земле 58 Будь здоров! Научатся: выполнять правила здорового и безопасного образа жизни в весенний период. Создать условия: для ознакомления с правилами здорового образа жизни в весенний период. 59 Охрана природы весной. Научатся: активно участвовать в охране и защите природы родного края. Способствовать: раскрытию роли природы в воспитании эстетических чувств. 60 Лето красное. Научатся: описывать красоту летней природы. Создать условия: для формирования навыка сравнения признаков лета в живой и неживой природе. П: умеют находить признаки летних явлений природы и особенностей жизни людей летом в старинных названиях летних месяцев.
Р: умеют работать по предложенному плану, используя необходимые средства.
К: отстаивают свою точку зрения, соблюдают правила речевого этикета; аргументируют свою точку зрения с помощью фактов.
Л: осваивают личностный смысл учения; умеют ценить и понимать базовые ценности: «добро», «мир», «желание понимать друг друга», «терпение», «настоящий друг». 61 Летние праздники и труд. Научатся: разгадывать и составлять загадки о старинных орудиях труда. Создать условия: для ознакомления с обычаями летних старинных праздников. 62 Повторение изученного по разделу «Весна и лето». Научатся: самостоятельно выполнять задания, применяя знания и умения. Создать условия: для проверки уровня усвоения знаний и умений по теме. Повторение (резервные уроки) (6 ч)
63 Контрольная работа по теме «Повторение изученного за 2 класс». Научатся: самостоятельно выполнять задания, применяя знания и умения. Создать условия: для проверки уровня усвоения знаний и умений по теме. П: анализируют, сравнивают, группируют различные объекты, явления, факты; самостоятельно делают выводы.
Р: определяют самостоятельно критерии оценивания, дают самооценку.
К: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения на события и поступки; умеют работать в паре.
Л:осваивают личностный смысл учения. 64 Анализ и работа над ошибками. Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Создать условия: для формирования умений подводить итоги изученной темы и предмета в целом; построения логической цепочки рассуждений. 65-68 Повторение изученного.
Научатся: обобщать и систематизировать полученные знания. Описание материально-технического обеспеченияобразовательного процесса
1. Печатные пособия.
1. В мире природы, истории и литературы : сб. загадок / сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
2. Картографическая грамотность младших школьников : рекомендации, материалы к урокам / авт.-сост. Р. С. Гайсина. – Волгоград : Учитель, 2011.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учебник : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : рабочая тетрадь : в 2 ч. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. – М. : Просвещение, 2012.
5. Новицкая, М. Ю. Уроки по окружающему миру. 2 класс : пособие для учителей / М. Ю. Новицкая [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
6. Клепинина, З. А. Подготовка к олимпиадам по окружающему миру. 1–4 классы / З. А. Клепинина. – М. : Айрис-Пресс, 2012.
7. Модестова, Т. В. Животные : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2009.
8. Модестова, Т. В. Птицы : справочник школьника. – СПб. : Литера, 2008.
9. Окружающий мир. 2–4 классы : доп. материалы к разделу «Общество» / авт.-сост. Е. А. Ля-щенко. – Волгоград : Учитель, 2008.
10. Окружающий мир. Тематический тестовый контроль в начальной школе / авт.-сост. Н. Н. Бобкова. – Волгоград : Учитель, 2007.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://schoolcollection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http://www.km-school.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka/info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
3. Наглядные пособия.
1. Таблицы. Растения и животный мир.
2. Географические карты. Физическая карта.
3. Глобус.
4. Информационно-коммуникативные средства.
Видеофильм «Береги природу» (DVD).
5. Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
6.Специализированная учебная мебель.
Компьютерный стол.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от __________№___
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР

_______________ / Т.С. Калиниченко /
Дата___________