Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс умк перспектива


Календарно-тематическое планирование
№ урока № урока в теме Дата урока Тема урока Основные виды учебной деятельности учащихся
План. Факт. I четверть (18 часов)
Мы - граждане единого Отечества (10+2 часа )
1. 1 Общество - это мы! Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества. Сопоставлять понятия "гражданин" и "соотечественник", выявлять общее и различное.
2. 2 Российский народ. Характеризовать государственную символику России, оформлять Календарь памятных дат.
3. 3

Конституция России. Различать права и обязанности гражданина России. Употреблять специальную лексику Конституции. Приводить примеры свобод из Конституции.
4. 4
Права ребенка. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России, формирование зрительных образов и представлений.
5. 5 Государственное устройство России. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений ее Конституцией. Объяснять, в чем состоит роль Президента и трех ветвей власти в России.
6. 6 Российский союз равных. Характеризовать особенности субъектов РФ
7. 7 Государственная граница России. На карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море. Показывать на карте государственную границу России.
Развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними.
8. 8 Проект "Заочное путешествие по республикам РФ". Презентовать заочное путешествие в одну из республик РФ. Показывать ее положение на карте, называть столицу.
9. 9 Путешествие за границу России. По карте определять названия столиц. Рассказывать о важнейших природных и культурных объектах.
10. 10 Сокровища России и их хранители. Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки.
11. 11 Творческий союз. Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов России и своего края.
12. 12 Проверочная работа по разделу "Мы - граждане единого Отечества". Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
По родным просторам (18+4часа)
13. 1  Карта - наш экскурсовод.
Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу.
Находить на физической карте России природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике.
14. 2  По равнинам и горам. Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. Формирование зрительных образов и представлений.
15. 3  В поисках подземных кладовых.
Изучать полезные ископаемые разных регионов России, рассказывать о них. Извлекать информацию из разных источников.
Формирование зрительных образов и представлений.
16. 4 Наши реки. Составлять схему "Части реки". Учиться показывать реки на карте. Сравнивать реки по протяженности, перечислять их в порядке уменьшения протяженности.
17. 5
Озера - краса Земли. Учиться показывать озера на карте. Сравнивать озера по глубине.
Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки.
18. 6 Проект "Реки (озера) России". Презентовать фоторассказ на заданную тему.
Развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними.
II четверть (14 часов)
19. 7  
По морским просторам. Различать озера и моря по существенному признаку. Учиться показывать моря на карте.
20. 8 С севера на юг. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Анализировать схему нагревания поверхности Земли солнечными лучами, на ее основе объяснять причины смены природных зон с севера на юг.
21. 9 В ледяной пустыне.
Находить на карте зону арктических пустынь, рассказывать по карте об этой зоне. Узнавать природные зоны по фотографиям. Развивать зрительные представления о предметах внешнего мира и способах действий с ними.
22. 10 В холодной тундре. Знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры. Приводить примеры экологических связей в тундровом сообществе.
Формирование зрительных образов и представлений;
23. 11 Среди лесов. В ходе практической работы в группах определять в гербарии растения леса, готовить сообщения о них, презентовать подготовленные сообщения.
24. 12  В широкой степи. Сравнивать природу зоны степей с природой лесов и тундры. Приводить примеры экологических связей в степном сообществе.
Формирование зрительных образов и представлений.
25. 13 В жаркой пустыне. Находить на карте зоны пустынь и полупустынь, рассказывать о них по карте. Знакомиться по рисункам учебника с животным миром пустыни.
26. 14  У теплого моря.
Находить по карте субтропики. Сравнивать природу зоны субтропиков с природой пустынь. Знакомиться по гербарным образцам с растениями Черноморского побережья Кавказа.
27. 15 Викторина "Природные зоны России". Оценить свои знания и умения по изученной теме.
28. 16 Мы - дети родной земли. Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Анализировать, как отражается ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах и поговорках.
29. 17 В содружестве с природой. Различать особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов России.
Формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов.
30. 18 Как сберечь природу России. Знакомиться с экологическими проблемами и охраной природы в разных природных зонах. Выполнять задания в рабочей тетради. Готовить сообщение классу, презентовать его.
31. 19 По страницам Красной книги.
Знакомиться с растениями и животными из Красной книги России. Выполнять задания в рабочей тетради. Делать выводы по теме урока.
32. 20 По заповедникам и национальным паркам. Знакомиться с заповедниками и национальными парками России. Читать и обсуждать рассказ "В пещере" из книги "Великан на поляне", формулировать соответствующие правила экологической этики.
III четверть (19 часов) 33. 21 Проект "Заповедники и национальные парки России". Презентовать проекты на заданную тему. Оценивать презентации других ребят.
34. 22 Проверочная работа по разделу " По родным просторам." Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
Путешествие по Реке времени (23+4 часа)
35. 1  В путь по Реке времени. Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия история.
36. 2 Путешествуем с археологами. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике, отмечать их возраст по схеме.
Формирование зрительных образов и представлений.
37. 3 В путь по страницам летописи. Показывать на исторической карте места обитания разных племен. Характеризовать внешний вид женских украшений по изображениям в учебнике.
38. 4 Истоки Древней Руси. Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города. Называть имена родоначальника правящей княжеской династии и его родича, объединившего северный и южный центры Древнерусского государства.
Развитие временных представлений.
39. 5 Мудрый выбор. Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
40. 6 Наследница Киевской Руси. Составлять схему родственных отношений древнерусских князей, объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
41. 7 Москва - преемница Владимира. Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков.
42. 8 Начало Московского царства. Характеризовать деятельность великого князя Ивана ІІІ и царя Ивана Грозного.
Формирование пространственных представлений и навыков самостоятельной ориентировки.
43. 9 Подвижники Руси и землепроходцы Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках.
44. 10 Проект «Основание городов» Презентовать рассказы об основании городов.
45. 11 На пути к единству. Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны.
Называть памятники, воздвигнутые в честь Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.
46. 12 Начало Российской империи. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения ее независимости.
47. 13 "Жизнь - Отечеству, честь - никому!" Характеризовать преображения в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать значимость деятельности Ломоносова, Суворова, Ушакова.
48. 14 Отечественная война 1812 года. Характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную войну. Приводить примеры сохранения памяти об Отечественной войне 1812 года за рубежом.
49. 15 Просмотр фильма "Бородинское сражение". 50. 16 Великий путь. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в 19 веке.
51. 17 Золотой век театра и музыки. Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в 19 веке. Приводить полные названия первых консерваторий.
IV четверть (17 часов)
52. 18 Расцвет изобразительного искусства и литературы. Характеризовать достижения мирового уровня в этих видах искусства. Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей.
53. 19 В поисках справедливости Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Приводить примеры изменения названий городов и улиц.
54. 20 Век бед и побед. Характеризовать особенности развития страны.
55. 21 "Вставай, страна огромная!". Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом.
56. 22 Трудовой фронт России. Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время войны. Раскрывать понятие "трудовой фронт".
57. 23 "Нет в России семьи такой…" Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Раскрывать глубину человеческих переживаний, отразившихся во фронтовых письмах.
58. 24 После Великой войны. Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Приводить примеры разрушений и потерь в Великой Отечественной войне.
59. 25 Достижения 1950-1970-х годов. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50-70-х годах XX века.
60. 26 Экскурсия к историческим памятникам. 61. 27 Проверочная работа по разделу "Путешествие по Реке времени". Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
Мы строим будущее России (5+2 часа) 1
62. 1 Современная Россия. Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90-х годов XX века и первое десятилетие XXI века.
Формирование у детей потребности использования зрительных умений навыков для установления причинно-следственных связей при восприятии множества объектов.
63. 2 Хороша честь, когда есть, что есть. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей.
64. 3 Умная сила России. Характеризовать положительный опыт сотрудничества промышленности и науки для улучшения условий жизни сотрудников промышленных предприятий и горожан.
65. 4 Светлая душа России. Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России.
Развитие временных представлений.
66. 5 Начни с себя. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее России на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее.
67. 6 Проверочная работа по разделу "Мы строим будущее России" Проверить и оценить свои знания по изученному разделу.
68. 7 Итоговая проверочная работа за 4класс