Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности

С.Н. Пономарева воспитатель I категории
МДОУ «Детский сад №2»

Развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике в совместной и самостоятельной деятельности
Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики является одним из связующих звеньев в науке и искусстве с давних времен. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте.
Математическое развитие детей - значимый компонент формирования «целостной картины мира» ребенка, где одной из главных задач является – развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте, и поэтому обучение дошкольников началам математики отводиться важное место в программах дошкольного образования. «Формирование элементарных математических представлений» является одним из компонентов образовательной области «Познания» («Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»). Приобщение к этой области познания в игровой и занимательной форме помогает ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.
Работая с детьми по данной теме, мной были поставлены следующие задачи:
развитие у детей познавательного интереса к математике;
развитие когнитивных процессов у ребенка (память, внимание, воображение, мышление, восприятие);
осуществление математической подготовки детей к обучению в школе.
Считаю, что для осуществления эффективного математического развития ребенка наряду с организованными формами обучения детей (специальные занятия), необходимо продумать и организацию самостоятельной и совместной деятельности детей.
Развитию у детей интереса к математике способствует – игра, одна из самых привлекательных для детей деятельность. Для этого мною в группе для детей был создан уголок «Занимательная математика», оснащенный играми, пособиями и материалами (в уголке находиться разнообразный занимательный материал: настольно-печатные игры, игры для логического мышления, игровые комплекты Воскобовича, дидактические средства Кюизенера, развивающие кубики Никитина; блоки Дьенеша, головоломки «Танграм»), которые развивают мысль, побуждают детей к игровым умственным действиям. Организацию уголка осуществляю с обязательным посильным участием детей и родителей, что создает у детей положительное отношение к играм, интерес, желание играть. Детям предоставляется возможность выбрать интересующую их игру, пособия математического содержания и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой.
Кроме этого, в группе созданы специальные альбомы и картотеки занимательной математики - «Сложи квадрат», «Найди пару», «Собери бусы», «Найди дорожку», альбомы «Что не подходит», «Широкое – узкое», «Развиваем внимание». При правильной организации и руководстве со стороны воспитателя эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, интереса. Таким образом, математические представления у детей обогащаются и систематизируются. Успех игровой деятельности, увлеченность определяется интересом самого воспитателя к математическим задачам и играм.
Руководство самостоятельной и совместной математической деятельностью в уголке направлено на поддержание и дальнейшее развитие у детей интереса к математике. Свою работу я организую с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, предлагая ребенку игру, ориентируясь на уровень его умственного и нравственно-волевого развития, проявления активности. Привлекаю малоактивных детей, стараясь их заинтересовать игрой, и помогаю освоить ее. Интерес к игре становится устойчивым тогда, когда ребенок видит свои успехи.
Играя и занимаясь с детьми, я способствую развитию у них умений:
- оперировать свойствами, отношениями объектов, числами; выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;
- сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;
- проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;
- рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.




15