Технологическая карта урока математики на тему Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже. (1 класс) Гармония


Технологическая карта урока
Предмет, класс Математика ,1 класс
УМК, автор программы «Гармония», Н.Б.Истомина
Учитель Утарбаева Елена Анатольевна
Тема урока, № урока в рабочей программе № 36 Построение отрезка. Выявление отрезков на сложном чертеже.
Цель урока Познакомить с отрезком и научить их чертить эту фигуру с помощью линейки. Формировать умение находить отрезки на чертеже и использовать отрезки для моделирования отношений.
Тип урока Урок-открытие новых знаний
Задачи урока обучающие развивающие воспитательные
познакомить с понятием новой геометрической фигуры - отрезок, формирование умения чертить отрезок с помощью линейки и умения составлять фигуры из отрезков - развивать математические способности, память, внимание, речь, целеполагание, самооценку; овладение способами совместной деятельности.
создание благоприятной среды для развития учащихся, формирование познавательных мотивов учения.
Планируемые результаты урока - распознавать, называть, изображать геометрическую фигуру (отрезок)
ИОС урока Учебно-методическое обеспечение Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный проектор, компьютер, программные средства)
Истомина Н.Б. Математика Учебник 1 класс. В 2 частях Ассоциация ХХΙ век, 2011 Рабочая тетрадь по математике «Ассоциация ХХΙ век», 2014 г. м /проектор, компьютер.
Организационная структура урока
Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1.Организационный момент
Цель: создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала. Солнце на небе проснулось. Нам, ребята, улыбнулось. Глазки тихо закрываем, Руки к небу поднимаем. Лучик солнышка возьмем И к сердечку поднесем.
- Вы чувствуете солнечное тепло?..
- Пусть сегодня на уроке благоприятствует теплая дружеская атмосфера. Настраиваются на урок.
Личностные: самоопределение: мотивация к учению;
2.Актуализация знаний
Цель: а) повторить ранее изученные геометрические фигуры;
б) повторить умение обозначать цифрой число предметов. -Сегодня мы с вами вновь отправляемся в страну геометрических фигур.
- Что вы знаете об этой стране? - Проверим ваш багаж знаний.
-Рассмотрите геометрические фигуры. Сколько их? Запишите число фигур цифрой.
-Какие из них вы знаете? Сколько их? Запишите.
-Докажите, что 1и 2 фигуры – прямые.
-Чем отличается луч от прямой?
-Что можно обозначить цифрами 2 3 1 Смотрят слайды и участвуют в диалоге с учителем
8
7
можно продлить, приложив линейку
у луча есть начало, можно продлить в одну сторону
2 прямые,2 луча, 3 кривые линии, 1 новая фигура Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: логические
– анализ объектов с целью выделения признаков:
- определять геометрическую фигуру: точка, прямая и кривая линии и обосновывать своё мнение;
-сравнивать геометрические фигуры и обосновывать свое мнение;
3.Постановка учебной задачи
Цель: а) выявить и зафиксировать проблему;
б) согласовать тему и задачи урока. -Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
-Что бы вы хотели узнать об этой фигуре? О новой фигуре
Как называется? Как её чертить?... Регулятивные: :целеполагание;
принимают  учебную задачу урока
4.Изучение нового материала.
Цель: а) познакомиться с новой геометрической фигурой – отрезком;
б) выявить отличительные особенности отрезка. -Что же это за фигура?
- Как она называется?
Послушайте историю и догадайтесь.
Однажды линия прямая
Пришла на день рождения.
Но почему-то грустная,
В ужасном настроении.
“Ты почему грустишь сейчас?” –
Спросили гости линию.
“Забыла я подарок взять –
Фигуру темно-синюю”.
Стали думать все, как быть,
Из тупика как выходить.
Вот воскликнул кто-то:
“Я придумал что-то!
Ты, прямая, – без конца,
Дай себя кусочек!
Не потеряешь ты лица –
В тебе так много точек!”
Прямая улыбнулась,
Привстала, повернулась,
Кусочек отщипнула,
И имениннице кивнула:
“Я хочу тебя поздравить
С днем рождения.
Мой подарок очень личен,
С двух сторон он ограничен –
Вырезаю из себя
И дарю тебе любя!”
-Как получили новую фигуру?
-Поэтому её так и назвали –…… отрезок
-Отрезок это прямая линия?
- А чем отличается отрезок от луча, ведь луч тоже часть прямой?
- Можно ли продлить отрезок как прямую?
-Что же такое отрезок?
№ 141 Слушают историю
Отрезали от прямой
Нет, её часть
У луча есть только начало, а у отрезка есть начало и конец
Нет
Это часть прямой, у которой есть начало и конец. Познавательные: логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;
Физминутка5.Первичное закрепление.
Цель: умение распознавать отрезок среди других геометрических фигур. а)-Рассмотрите рисунок. Сколько на нём отрезков? (слайд)
Покажите их.
- Какие еще геометрические фигуры есть на рисунке?
б) с.65, №142
-Для чего мы выполняли эти задания? Один ребенок у доски показывает группу фигур, остальные считают
Учились узнавать отрезок среди других геометрических фигур Регулятивные : контроль, коррекция
6.Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль по эталону.
Цель: а) построить отрезок на основе полученных знаний;
б) тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- Как вы думаете, какова будет дальнейшая работа с отрезком?
- Чему мы должны будем научиться?
- Для этого нам необходимо составить план, как правильно построить отрезок.
Итак, что нам необходимо для построения отрезка.
Шаг 1. Берем линейку, карандаш.
Шаг 2. Ставим на листе бумаги 2 точки.
Шаг 3. Накладываем линейку на лист.
Шаг 4. Соединяем точки карандашом по линейке.
Шаг 5. Даем имя отрезку.
- Используя план построения отрезка , самостоятельно начертите его. Чертить отрезок
Линейка, карандаш Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные : самоопределение
7. Включение нового знания в систему знаний.
Цель: проверить умение использовать новые знания в системе знаний. - Что мы можем делать с отрезком?
- Что еще можно делать с отрезками, узнаете при выполнении следующего задания:
С.66, №145
- Что еще делали с отрезками? Узнавать среди других геометрических фигур, чертить
Сравнивали Коммуникативные:
-формулировать высказывание, используя математические термины, в рамках учебного диалога
9. Рефлексия деятельности. - Выполнили задачи урока?
- С какой геометрической фигурой познакомились?
- Что узнали об отрезке? Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование