Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах «Птичья школа»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №14 «ТОПОЛЕК»-71120021399500
Конспект
индивидуального занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах «Птичья школа»
Подготовила: Федоренкова Е.Г.
учитель-логопед
МДОУ д/с № 14 «Тополек»
Южноуральск2016 г.
Тема: «Птичья школа»
Цель: Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательная: закрепить навык правильного произно-шения звука «Р» в слогах, словах.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух и восприятие, звуковой анализ на основе выполнения заданий по определению наличия звука в слогах и словах.
Воспитательная: воспитывать навык самоконтроля за собственной речью.
Оборудование: макет дерева, тактильная дорожка, картинки птиц, цветок с бабочкой, картинки-слоги, картинки для звукового анализа, шкатулка, бусины, звуковая запись (голос вороны), картинки на слог «кар», фетровые буквы.
Ход занятия:
Л.: Сегодня к нам из леса прилетела наша старая знакомая – Мудрая Сова с радостной вестью, что птицы возвращаются домой с юга. Она приглашает нас на открытие ее лесной птичьей школы и просит помочь встретить пернатых друзей. Поможем?
Р.: Да.
Л.: Тогда, закрывай глаза, я досчитаю до 3-х, когда услышишь 3, можешь их открыть.
Л.: Вот мы и в птичьей школе. Каждое утро в этой школе начинается с зарядки. Мы тоже сделаем зарядку для языка.
1. Упражнения для языка
- Нужен нам наш язычок (ребёнок показывает язык)
Покажи скорей дружок!
Пусть широким будет он, (широкий язык на нижней губе)
Уберёшь его потом.
-Чашечка сейчас нужна
Звуку [р] она важна. (делаем «чашечку» снаружи рта)
В рот её мы занесём.
Там подержим, уберём. (держим «чашечку»)
- Молодец!
- Язычок удержи,
К верхней губке подними. (облизываем верхнюю губу)
Оближи скорей варенье
Словно ты на дне рождения.
- Хорошо!
- На гармошке для друзей
Ира, поиграй скорей! (упражнение «гармошка»)
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
2. Упражнение для выработки направления струи воздуха
Бабочка к нам залетела
На цветок тихо села.
Ветер сильный тут подул
И с цветка ее он сдул.
Л.: Мудрая сова прислала картинки птиц. Она сказала, что в школе будут учиться только те птицы, в названиях которых есть звук «Р». Посмотри внимательно и назови, какие птицы останутся в птичьей школе? (ребенок рассматривает картинки и называет птиц)
Л.: Посмотри, прилетел первый ученик и оставил здесь следы. Чтобы узнать чьи следы, нужно их перевернуть и перешагивая с кочки на кочку прочитать слоги со звуком «Р» (ребенок читает слоги: тра, тру, тро, тры, дра, дру, дро, дры, ар, ур, ор, ыр, ра, ру, ро, ры).
Л.: Осталась последняя кочка, переверни следы и узнаешь, чьи они. Давай вспомним, как зовут эту птицу? (журавль).
Л.: Наш журавль летит в птичью школу (ребенок вешает на дерево картинку с изображением журавля).
Л.: Сейчас будем встречать следующего гостя. Отгадай загадку и узнаешь, как его зовут.
«Красный клюв
И пестрый хвост
Как красив поющий….» (дрозд)
Л.: Дрозд принес слоги. Прочитай их. Найди картинки, названия которых начинаются на эти слоги. Назови эти картинки. Тебе справиться с заданием помогут стрелки. Сколько стрелок идет от слога, столько и картинок начинается на данный слог. (ра –радио, радуга, ракета, рак; ру – руки, ручка, рубашка, ро – робот, роза, ры – рыба). Дрозд летит в птичью школу (ребенок вешает на дерево картинку с изображением дрозда).
Л.: Молодец, справилась с заданием! В птичьей школе есть перемена, предлагаю устроить перемену и сделать гимнастику для пальцев.
С наступлением весны,
Птицы прилетают.
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
Возвращаются скворцы,
Работяги и певцы.
Пальцы рук сжимаются в кулаки и разжимаются.
А грачи у лужицы
Ладони раскрыты, соединены чашечкой.
Шумной стайкой кружатся. Круговые движения кистями рук.
Журавли летят торопятся,
Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.
А малиновка и дрозд,
Занялись устройством гнезд.
Пальцы рук в замок ладони открыты.
Л.: Назови следующего ученика (показ картинки с изображением сороки).
Л.: Мы знаем, что сорока любит все блестящее и яркое. В шкатулке лежат бусины, помоги сороке собрать бусы. Прочитай написанные на бусинах слоги и составь из них слова. Справиться с заданием поможет цвет и форма бусин. (собирает и читает слова: рама, рука, рыбак, ромашка). Сорока летит в птичью школу (ребенок вешает на дерево картинку с изображением сороки).
Л.: Звуковая запись. Какой птицы слышим голос? (вороны).
Л.: Как ворона подает голос? («кар-кар», она каркает).
Л.: Ворона в птичью школу принесла картинки со своими любимыми словами, все эти слова начинаются на слог «кар». Помоги ей, назови правильно картинки (карта, карман, картофель, карусель, карета, карандаш, каравай, картина). Ворона летит в птичью школу (ребенок вешает на дерево картинку с изображением вороны).
Л.: Встречаем еще одного ученика. Как зовут эту птицу? (жаворонок)
Л.: Чтобы попасть в школу, помоги жаворонку выполнить задание. Я буду называть 2 слова, а ты скажешь эти слова, одним словом. Белая грудь – белогрудая, длинные крылья – длиннокрылая, короткий хвост – короткохвостая, черные глаза – черноглазая, серые глаза – сероглазая, громкий голос – громкоголосая, пестрые крылья – пестрокрылая. Жаворонок летит в птичью школу (ребенок вешает на дерево картинку с изображением жаворонка).
Л.: Как зовут последнего ученика. Мы узнаем, если расшифруем слово по первым буквам. С помощью фетровых букв, выложи название птицы (грач). Грач летит в птичью школу (ребенок вешает на дерево картинку с изображением грача).
Л.: Предлагаю еще раз назвать птиц, которые будут учиться в птичьей школе (журавль, дрозд, сорока, ворона, жаворонок, грач).
Л.: Молодец, ты сегодня очень старалась, произносила правильно звук «Р» в слогах и словах, помогла Мудрой Сове встретить птиц в птичьей школе, поделилась с птицами своими знаниями, которые получила в детском саду. Скоро и ты в школу пойдешь, где узнаешь много нового и интересного. Мудрая Сова дарит на память об этом занятии книгу о птицах.