2. Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, предложениях, скороговорках у детей подготовительной группы с ФФНР, обусловленного легкой степенью псевдобульбарной дизартрии


Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука [Ш] в словах, предложениях, скороговорках у детей подготовительной группы с ФФНР, обусловленного легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
- закрепить правильное произношение звука [Ш] в словах, предложениях, скороговорках;
2. Коррекционно-развивающие:
- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- расширять и уточнять словарный запас;
- развивать мелкую и артикуляционную моторику;
- развивать подражательность, мимику.
3. Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: карандаши, листы с заданиями, мнемотаблицы со скороговорками, кукла Миша.
Этапы Ход занятия
1. Организационный момент, развитие мимики, развитие подражательности
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам расскажу интересную историю. Жил - был на свете невоспитанный мальчик Миша. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. Покажите, как ребята рассердились на Мишу? А как Миша расстроился? Мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мишутка решил исправиться. Почистил зубки, причесался (изображаем действие) и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш Мишутка собрался в путь. И вас, ребята, Миша приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться. Подготовим наши ручки к путешествию, выполним артикуляционные упражнения (появляется герой – игрушка кукла Миша).
2. Пальчиковая гимнастика и артикуляционные упражнения, нормализация мышечного тонуса На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев.
Чтоб строгать и чтоб пилить,
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их не трудно сосчитать:
Раз, два, три, четыре, пять!
(Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках)«Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение», «Грибок», «Лошадка». Молодцы, ребята, выполнили зарядку, а теперь давайте потянемся к солнышку высоко- высоко, а теперь сбросили ручки в воду глубоко- глубоко (2 раза).
3. Сообщение темы Ребята, какие звуки повторяются в словах Миша и Мишутка? Верно, это звуки [ш] и [м’]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].
4. Анализ артикуляции - Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? (Губы выдвигаются вперед, они похожи на бублик).
- А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? (Язык поднимается к небу, за верхние зубы).
- Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднесите ладонь ко рту и проверьте.
5. Закрепление изолированного звука [ш]. Наш Мишутка шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Миша посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Миша помог маленькому другу добраться до своего домика. Давайте и мы с вами попробуем так шипеть. Проводите пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»

6. Характеристика звука [ш]. Ребята, расскажите Мише все про звук [ш]. Какой он?
1) Согласный или гласный? (согласный, т.к. ниточка рвется, песенка не поется, обозначается синим цветом и живет в синем замке).
2) Твердый или мягкий? (всегда твердый, дети стучат молоточками).
3) Глухой или звонкий? (глухой, дети проверяют работу голосовых связок тыльной стороной ладошек).
7. Развитие фонематического слуха.
- Наш Мишутка, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у Миши: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.8. Закрепление звука [ш] в чистоговорках. Идет Миша по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается:
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо пишу.
Ши-ши-ши – на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка маленькая мышка.
- Ребята, а вы сможете пропеть такие песенки? (дети четко проговаривают рифмы со звуком [ш])
9. Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
- Не успел Миша допеть последнюю песенку, как неожиданно ему на пути повстречался еж. Миша поздоровался с ежиком, и тот предложил ему поиграть в игру. Игра называется «Найди слово». Мишутка охотно согласился и стал думать. Ребята, у каждого из вас на столах лежат листы с заданием. Давайте поможем Мише определить место звука [ш] и правильно проведем «дорожки» от слова к схеме.

10. Физминутка. - Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Дети стоят возле стульчиков, взяв в руки «руль», медленно вращают его, припевая и притоптывая:
Завели машину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Накачали шину: Ш-ш-ш-ш-ш-ш!
Улыбнулись веселей
И поехали скорей!
(повторить 2-3 раза).
11. Закрепление звука [ш] в предложениях. Ну, а в этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш]

У Миши новая …
Папа едет на …
Даша нашла …
Маша помогает…
12. Закрепление звука [ш] в скороговорках. Помог Мишутка лягушонку и пошел дальше. Шел- шел и встретил лошадку. Лошадка гуляла по лужку и тихонько вздыхала: у неё никак не получалось выучить скороговорки. Тогда Миша нарисовал их, и лошадка быстро их запомнила. Вот как Миша нарисовал скороговорки, давайте и мы, ребята, выучим эти скороговорки (сначала вместе хором, затем по цепочке)

15. Итог логопедического занятия.
Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.
1. 2.
3. 1. Тренажер для автоматизации изолированного звука [Ш].
2. Рабочий лист для определения места звука в слове.
3. картинки для составления предложений.
4, 5. Мнемотаблицы со скороговорками для автоматизации звука [Ш].
4. 5.