Конспект открытого индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах».


МБОУ – СРЕДНЯЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №25
Конспект
открытого индивидуального логопедического занятия на тему:
«Автоматизация звука [Ч] в слогах, словах».
(2-й класс)
Составила:
Учитель-логопед
Основина Е.Ю.
Цель: закрепление правильного произношение звука [Ч] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционные:
- закрепить правильную артикуляцию при произнесении звука [Ч ];
- автоматизировать звук в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику;
- совершенствовать речевую моторику и зрительное восприятие;
Развивающие:
- совершенствовать речевую моторику и зрительное восприятие;
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику
- развивать выразительность речи
Воспитательные:
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
- воспитывать в детях интерес к активному участию.
Оборудование:
Картинки (мяч, черепаха, часы), Снегурочка, карточки со скороговорками, карточки с пропущенной буквой Ч.
Ход занятия:
Организационный момент
Упадет – поскачет,
Ударишь – не плачет (мяч)
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки
А все на одном месте (часы)
Снизу камень, сверху камень,
Четыре ноги, одна голова (черепаха).
Какой звук встречается во всех названных словах-отгадках?
Закрепление раннее изученного:
звук ч
Гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой? Губы Язык Воздушная струя Краткий или долгий? Давай произнесем звук [Ч ].(губы вытянуты вперед, немного округлены; зубы чуть-чуть приоткрыты; край языка приподнят к твердому небу).Какой это звук?
Уточнение артикуляции звука.
Смотрим в зеркало, произносим звук Ч-Ч-Ч и правильно полными ответами отвечаем на мои вопросы.
- При произнесении звука [Ч], губы принимают положение “улыбки” или “трубочки”; зубы сомкнуты или разомкнуты; кончик языка поднят или опущен; воздушная струя тёплая или холодная; воздушная струя широкая или узкая, плавная или прерывистая, сильная или слабая?
- При произнесении Звука [Ч], губы принимают положение “трубочки”. (Повторить ответ нескольким детям.)
– При произнесении звука [Ч], зубы разомкнуты.
– При произнесении звука [Ч], кончик языка поднят.
– При произнесении звука [Ч], воздушная струя тёплая.
– При произнесении звука [ч], воздушная струя широкая.
– При произнесении звука [ч], воздушная струя прерывистая.
– При произнесении звука [ч], воздушная струя сильная.
Сообщение темы занятия
Изолированно звук получается красиво, а в словах и предложениях звук также будет звучать правильно? Давай попробуем.
Чтобы узнать, кто придет к нам в гости нужно разгадать слово (по первым буквам)
Снег, Наст, Ель, Гирлянда, Утренник, Радость, Огни, Чудо, Карнавал, А
1) Логопед: Прежде, чем мы отправимся в путь, давайте покажем Снегурочке гимнастику языка и губ:
- «улыбка»;
- «заборчик»;
- «вкусное варенье»;
- «часики»;
-«лошадка».
2) Автоматизация в прямых и обратных слогах:
Ча-ча-ча ач-ач-ач чы-че-чоЧю-чу-че оч-уч-ич чи-чу-ча4. Чистоговорки со звуком [Ч]:
Чи, чи, чи — на стройке кирпичи.Чи, чи, чи — ножик наточи.Чи-чи-чи – огонь горит в печи.Чи-чи-чи – очень нам нужны мячи.Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.Че, че, че — грач на каланче.Че, че, че — ворона на плече.Че-че-че - мы мечтаем о мяче.
Игра «Скажи «ласково»
Заяц (зайчик), палец (…), мяч, калач, огурец, перец, венок, бубен.
5. «Один — много»
Врач (врачи), грач (…), чиж, мяч, калач, ключ, чёлн(челны), что это?
Работа с толковым словарём. Челн - выдолбленная из дерева лодка.
6. Подобрать слова на Ч, к существительным
Чёрный плащ
Чудесная погода
Чистая тарелка
Черствый хлеб
Честный человек
Чарующий голос
7. Работа с карточками.
- С помощью фломастера заполни пропуски буквой Ч.
Води..ка, Ли..ико, Зай..ик, Зуб..ик, Огур..ик.
Итог. Что запомнил(а)? В чем были трудности? Что было легко?