Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе тема: « Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам».


Конспект занятия по художественной литературе в подготовительной к школе группе тема: « Малые фольклорные формы. «Составление рассказов, сказок по пословицам».
Елена Демина МАДОУ №320
Цель: - продолжить знакомить детей с понятием «устное народное творчество», обогащать словарь детей русскими пословицами и поговорками;
- закреплять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, загадки, пословицы, поговорки);
- учить понимать переносное значение образных выражений;
- формировать выразительность, точность речи. Воспитывать у детей любовь к народному творчеству.
Организационный момент.
Ход занятия.
Ребята сегодня мы с вами поговорим о том, что русский народ создавал веками и до сих пор продолжает создавать, об устном народном творчестве.
Много веселых песенок, замысловатых загадок и сказок. Мудрых пословиц сочинил русский народ. Какие-то из них вы уже слышали, какие-то знаете и учитесь понимать. Вот это и называют русское народное творчество. Но сегодня мы будем не только учиться понимать содержание пословиц, но и учится составлять небольшие, поучительные рассказы и сказки, опираясь на их основной смысл и содержание.
Для начала давайте вспомним, что же такое пословица и что же такое сказка?
- Ребята, кто может ответить мне на эти вопросы?
Молодцы, сказали все правильно. Но давайте все же обобщим сказанное. Сказки - это произведения, которые сочинили русский народ, и передавал «из уст в уста» через поколения, «от отца к сыну», таким образом, они и дошли до нас. В сказках заключена народная мудрость. Они учат быть трудолюбивыми и добрыми, в сказках зло всегда наказывается. Народной мудрости нас учат также и пословицы. Пословицы – это меткое слово, это поучения, как надо поступать и как не надо.
Подумайте, чему учит пословица «Не спеши языком, поспеши делом». Когда и кому так говорят? (обобщение ответов детей). Вы все верно заметили – данная пословица говорит нам о том, что прежде чем хвалиться своими способностями, лучше сделать какое-нибудь доброе дело. Вот оно, то (дело) покажет, на что вы способны. Эта пословица учит нас быть трудолюбивыми, а не хвастливыми.
Повторите и запомните эту пословицу.
Почему говорят «Трусливый умирает сто раз»? Чему учит эта пословица? Что высмеивает? (обобщение ответов детей). Молодцы! Все правильно. Если человек труслив и постоянно всего очень боится, то ему все будет казаться смертельно страшным. Эта пословица высмеивает людей, которые трусливы и всего боятся. Трусость - это плохая черта человеческого характера, таких людей не любят и стараются с ними не дружить. Вот мы с вами сейчас еще раз повторим эту пословицу и решим каждый для себя, что никогда не будим трусливыми и боязливыми.
А сейчас мы свами отдохнем и проведем физкультминутку. А вот о ком в ней будет идти речь, узнайте из загадки.
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (Машина)
Физкультминутка
Едем, едем на машине,
(имитация «крутим руль»)
Нажимаем на педаль.
(ногу правую сгибают, разгибают)
Газ включаем, выключаем.
(рычаг к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль.
(ладонь ко лбу)
Дворники счищают капли -
Вправо, влево. Чистота!
(руки согнуты, перед собой, наклоны вправо, влево)
Волосы ерошит ветер.
(над головой шевелят пальцы)
Мы – шоферы хоть куда!
(поднимают вверх большой палец руки)
А теперь давайте объясним пословицу «Не рой яму другому – сам в нее попадешь». Какие другие пословицы, близкие по смыслу этой вы знаете? (обобщение ответов детей)Народная мудрость заметила, что если один человек что-то плохое делает другому человеку, то страдает и сам, нарвавшись в такую же ситуацию или пострадав от последствий своих же действий.
Придумайте небольшой рассказ по этой пословице и нарисуйте к ней картинку. (Дети выполняют задание, самостоятельно работая 5-7 минут.)
Остроумны и разнообразны народные загадки. Вы знаете уже много их. Загадайте загадки друг другу.
А теперь послушайте загадки, которые приготовила для вас я.
Листья в воздухе кружатся,Тихо на траву ложатся.Сбрасывает листья сад —Это просто…(листопад)
Осень в гости к нам пришлаИ с собою принесла…Что? Скажите наугад!Ну, конечно …(Листопад)
Ветки в парке шелестят,Сбрасывают свой наряд.Он у дуба и березкиРазноцветный, яркий, броский.(Листопад)
Листья желтые летят,Падают, кружатся,И под ноги просто такКак ковер ложатся!Что за желтый снегопад?Это просто …(Листопад )Рыжий ЕгоркаУпал на озерко,Сам не утонулИ воды не всколыхнул.(Осенний лист)
Кто всю ночь по крыше бьётДа постукивает,И бормочет, и поёт, убаюкивает?(дождь)
Ветер тучу позовет,Туча по небу плывет.И поверх садов и рощМоросит холодный…(дождь)
Игра «Загадка»
У каждого ребенка на столе картинка, лежащая изображением вниз. Ребенок должен придумать загадку по картинке и загадать ее всем (картинки – неопрятный мальчик, неопрятная девочка, ребенок со сломанной игрушкой; можно использовать символику древней Руси – деревянная ложка, чугунок, русская печь, коромысло и многое другое).
Подумайте, с чем или с кем можно сравнить, какими словами можно интересно рассказать о том, что у вас нарисовано.
Итог
1. С какими формами русского народного творчества мы сегодня с вами работали?
2. Как вы думаете, для чего русский народ их создавал?
3. Нужны ли они нам в современной жизни?
4. Какие из пословиц вам больше всего запомнились и почему?
Литература
Ушакова О., Струнина Е. Методики выявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк. воспитание. -1998.-№9.-С. 71-78.
Ушакова О. С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. 2-е изд., дополн. пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2015. – 288 с. – (Развитие речи).