Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях изостудии « Фантазеры».

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях изостудии « Фантазеры».

О.В. Полянская, воспитатель МДОУ
«Детский сад № 32 комбинированного вида»,
г.Железногорск.
Одной из задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; поддержка детской инициативы во всех видах деятельности.
Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Выбор темы, посвященной проблеме целенаправленного развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности, возник не случайно. В течение нескольких лет я руковожу изостудией «Фантазеры». Анализируя результаты мониторинга показателей развития творческих способностей старших дошкольников, я отметила низкий уровень критериев проявления творчества. Дети старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. Однако, нет главного – «своих», искренних рисунков, отсутствует творческий подход.
Я задумалась, как же найти такие стимулы к творчеству, которые бы рождали у ребенка подлинное желание творить? Одним из перспективных методов, решающих данную проблему, я считаю, является детское художественное экспериментирование. Под художественным экспериментированием понимается свободная поисковая деятельность, в которой ребенок выступает в роли исследователя, самостоятельно делает открытия. Данная работа проходит в виде опытов, дидактических игр, обыгрывания незавершенного образа, наблюдений. В разных видах художественной деятельности дети реально и мысленно экспериментируют с различными материалами (бытовыми, природными, художественными), их свойствами и способами воздействия на них. Эти способы и приобретаемый с их помощью опыт имеет универсальный характер и тем самым обеспечивают формирование у детей базовой культуры творчества.
Из анализа сложившейся проблемы и актуальности темы я определила цель работы - развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе художественного экспериментирования в рамках изостудии «Фантазеры».
Для достижения поставленной цели я наметила определенные задачи:
1. Создавать условия, способствующие успешности каждого ребёнка, в соответствии с его возможностями.
Развивать художественное восприятие, наглядно-образное мышление, творческое воображение и художественный вкус, речь.
Формировать у детей устойчивый интерес к художественному экспериментированию с изобразительными материалами, применению способов создания изображения по собственной инициативе и в новых условиях, использованию разнообразных изобразительных техник и их сочетаний.
4. Развивать смекалку, изобретательность, умение ориентироваться в проблемных ситуациях, развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решения и генерирования идеи;
5. Активизировать творческие проявления в процессе собственной продуктивной деятельности в ходе создания выразительного и оригинального образа;
6. Формировать навыки сотрудничества: согласовывать замысел, действия и планирование в процессе выполнения коллективных творческих работ.
7.Вовлекать родителей и педагогов в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность в области художественно-эстетического развития детей.
Гипотеза данного проекта следующая: художественно-творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет создана система работы по изодеятельности с использованием разнообразного художественного материала на основе экспериментирования.
Степень новизны опыта заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию экспериментированием с художественными материалами и нетрадиционными техниками.
Проект предполагает совместную деятельность детей, педагогов и родителей и единую позицию в понимании перспектив развития ребенка. Поэтому были определены ожидаемые результаты данной работы для детей, для педагогов, для родителей.
Использую следующие формы организации работы: групповые и занятия по индивидуальным маршрутам.
Для начала работы мною были разработаны: перспективный план работы по изодеятельности с включением художественного экспериментирования для детей; планы работы с педагогами и родителями.
При проведении занятий придерживаюсь определенной модели развития художественно-творческих способностей детей:
1. Сначала экспериментальным путем знакомлю детей со свойствами художественного материала.
2. Совместное творчество взрослого (педагога) и детей.
3. Творчество детей с минимальной помощью взрослого.
4. Самостоятельное творчество детей.
Наблюдения за динамикой развития детских работ на занятиях изостудии «Фантазеры» показывают следующее:
содержание работ стало оригинальным, неожиданным, фантастическим, непосредственным. В работах появилась особая смысловая нагрузка, которая отражает глубину переживаний ребенка.
качественно изменились особенности изображения, композиционное решение, пластика, колорит, появился особый творческий почерк.
Результатом кропотливой работы по развитию художественно-творческих способностей дошкольников стали наши ежегодные победы на городских конкурсах и выставках. Реализовав планы работы с педагогами и родителями, у них повысился уровень педагогических знаний в вопросах развития художественно-творческих способностей. Родители принимают активное участие в выставках совместного творчества, проводимых в ДОУ, поддерживают интерес у детей к художественному экспериментированию дома. Полученные результаты работы свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы.
Можно сформулировать следующие выводы:
1. Дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование нетрадиционных методов и приемов.
2. Показатели уровня развития творческих способностей детей после проведения системы занятий изостудии по использованию метода экспериментирования значительно изменились в лучшую сторону качественно и количественно.
3.Применение экспериментирования с различными материалами и техниками способствовало развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, изобретательности, умения ориентироваться в проблемных ситуациях, эмоциональной отзывчивости, формированию целостной картины мира, развитие познавательной активности, помогло научить мыслить смело и свободно.
Список литературы:
1.Белякова Л.Г., Казакова Р.Г. Детская одаренность: Учебное пособие по развитию детского изобразительного творчества. М., 1998.
2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3 Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.,2001.
4.Ермолаева М.В.Практическая психология детского творчества. М., 2001.
5.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольника. М., 1985.
6.Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М., 1996.
7.Комарова Т.С. Детское художественное творчество. М., 2010.
8.Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. М., 2011.
9.Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду. М., 2008.
10.Поддъяков Н.Н., Поддъяков Н.А. Проблемы обучения и развития творчества дошкольников. Н.Новгород, 1999.
11.Микляева Н.В.Художественно эстетическое воспитание дошкольников. Конструктор образовательной программы. М., 2013.
12.Сакулина Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1982.
13.Топалова Е.П. Художники с пелёнок. М., 2008.
14.Тюфанова И.В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. Санкт – Петербург, 2004.
15. Шабанов Н.К., Шабанова О.П. У истоков творчества. Курск ,1995.
15