Виды уроков по технологии с применением пластического материала, их особенности


Виды уроков по технологии с применением пластического материала, их особенности
В программах по технологии и изобразительной деятельности младших школьников лепке отводится всего лишь 6 часов в год в каждом классе, а в 4 классе лепки нет вообще, т.е. всего 18 занятий за весь период обучения в начальной школе. Это непростительно мало, если учесть, что в первые 4 года обучения в школе у детей окончательно формируются мелкие мышцы рук, идет интенсивное развитие речи, развиваются такие психические процессы как внимание, память, мышление. Причем ребенок, придя в 1 класс и владея лишь наглядно-образным, а кто-то и предметно-действенным образом мышления, уже к 4 классу должен уметь мыслить абстрактно. Именно уроки лепки имеют уникальные возможности для развития всех психических свойств личности ребенка, для развития тонкой моторики рук.
На занятиях по лепке применяются главным образом два вида учебной работы:
1. Лепка с натуры;
2. Лепка по представлению и на основе фантазии.
В работе с детьми используются три вида лепки: лепка предметная, сюжетная и декоративная.
В начальных классах некоторое предпочтение отдается урокам лепки по представлению. Этот вид работы больше привлекает учащихся, дает им возможность фантазировать. Лепка по представлению позволяет детям обобщить результаты предшествующих наблюдений - как целенаправленных, так и произвольных (в классе, дома, на улице и т.д.).
При работе по представлению, когда каждый учащийся лепит изделие по собственному замыслу, больше необходима индивидуальная помощь со стороны учителя. Окончательный образ изделия после вступительной беседы еще не сформировался. Беседа дает толчок, идею, а сам замысел перед началом работы будет еще очень туманным, что, однако, нельзя считать недостатком. Это, скорее, общее правило в творческом создании нового образа, который становится тем яснее, чем больше над ним работаешь. Дети, приступая к творческой работе, могут пока иметь лишь самое общее представление о том, что должно получиться. Они будут творить уже в процессе работы головой и руками. Получится какая-то интересная деталь - и она повлечет за собой новые находки, замысел может уточняться, даже меняться «под руками». Учитель должен поддержать это начало, заставляя детей искать все новые и новые решения, обогащающие образ в процессе его создания. Сами учащиеся могут иной раз и не заметить, что начинает получаться что-то интересное, упустить хорошую находку. Но учитель, следя за работой каждого школьника, замечает все повороты в разработке изделия и на каждой оригинальной идее обязательно останавливает внимание самого автора, а иногда и всего класса. Иногда бывает нужно подсказать детям какие-то интересные решения, изменения в форме изделия или в отдельных его деталях. Делать это нужно ненавязчиво, тактично, в форме совета, а не указания, побуждая ребенка к творчеству.
Основная задача занятий по лепке с натуры - обучение учащихся приемам наблюдения и возможно более точного воспроизведения предмета. При этом под точностью воспроизведения предмета понимается не подробное копирование его внешних свойств, а умение схватить главное, определяющее.
На уроках лепки с натуры руководство со стороны учителя более общее, особенно в начале работы. Здесь весь класс выполняет какую-то одну модель, поэтому учителю легче следить, насколько изделие каждого ученика соответствует замыслу (натуре) и таким образом легче обучать приемам лепки. После того как учитель убедился, что все учащиеся правильно начали работу, в основном передали конструкцию и пропорции модели, он предоставляет им большую самостоятельность, прибегая в основном к индивидуальной помощи. При этом следует постоянно побуждать детей к восприятию предмета. Дело в том, что учащиеся младших классов не умеют работать с натуры. Модель может стоять перед глазами целый урок, но в процессе лепки они, как правило, совершенно не обращают на нее внимания и фактически работают по представлению. А между тем, как бы хорошо ни было организовано восприятие натуры во вступительной беседе, для настоящего ее воспроизведения этого достаточно только профессиональному художнику с хорошо развитой зрительной памятью. Младший школьник после первоначального восприятия получает лишь самое общее представление о предмете, которое необходимо углублять, уточнять уже по мере его воссоздания, иначе изделие получается схематичным или, наоборот, перегруженным деталями, которые дети часто выдумывают.
Если учитель видит, что весь класс или большинство учащихся работают не глядя на модель и изделия получаются не соответствующими натуре, то следует приостановить работу и организовать повторное восприятие предмета всем классом. Время от времени отдельным учащимся нужно напоминать о том, чтобы они сверяли ход работы с моделью.
Наиболее распространенной ошибкой в практике учителей при руководстве работой учащихся (как с натуры, так и по представлению) является то, что, замечая неправильности в работе, многие учителя в категоричной форме требуют устранения тех или иных деталей в изделии, добавления недостающих деталей или указывают, как должна быть изменена его форма, и т. д. При этом учащимся часто остается непонятным смысл таких указаний и, внося в изделие требуемые изменения, они не стремятся воспроизвести в памяти объект изображения, не активизируют деятельности собственной фантазии.
Исправить ошибку в практической работе - значит устранить ее причины. Наиболее часто встречающиеся причины недочетов в изделиях, выполняемых ребятами, следующие: недочеты в восприятии натуры, недостаточный запас впечатлений, недостаточность технических умений.
Поэтому смысл каждого замечания учителя должен быть объяснен учащимися повторным показом натуры либо ссылкой на содержание беседы по теме занятия со словесными и предметными или изобразительными иллюстрациями и пр. Иногда бывает необходим повторный показ отдельных технических приемов всему классу или отдельным учащимся.
Общие требования к проведению уроков по технологии с применением пластического материала
Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из разных материалов, но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.
Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:
Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.
У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.
Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.
Ребенок учится воплощать свой замысел.
У ребенка развиваются эстетические чувства.
Развитие творчества и умение детей свободно задумывать тему и решать ее зависит от того, насколько хорошо они владеют техникой лепки. В связи с этим на каждом занятии наряду с задачами творческого характера необходимо ставить и задачи обучения детей технике лепки. Чем больше изобразительных и технических приемов знает ребенок, тем более самостоятельный и творческий характер приобретает его лепка.Распределение уроков по усмотрению учителя в течение года может быть свободным, очень жесткие рекомендации здесь излишни. Целесообразней все уроки по лепке провести в одном цикле, без длительных перерывов. Так легче дать учащимся более прочную систему знаний, специальных умений. Однако при необходимости можно распределить эти занятия в течение всего учебного года. При определении времени проведения уроков лепки важно учитывать всю программу учебно-воспитательной работы, а особенно программу по изобразительному искусству. Сведения, получаемые на уроках рисования (о композиции, цвете, передаче строения предметов и т.д.), должны обязательно использоваться на занятиях по лепке.
Структура урока труда (технологии) отвечает требованиям, предъявляемым к любому уроку как основной форме организации учебного процесса. Эти требования опираются на базовые дидактические принципы.
На уроке труда присутствуют следующие основные компоненты процесса обучения:
- наблюдение фактов, предметов, явлений окружающего мира:
- восприятие информации;
- анализ и переработка первичной информации;
- закрепление знаний, полученных в результате переработки информации;
-применение усвоенных знаний сначала в знакомых, а затем в измененных, принципиально новых ситуациях;
- обобщение, выводы.
Выбирая для урока трудового обучения изделия и работы, преподаватель ставит и решает основные методические цели: продвижение детей в овладении новыми знаниями, умениями и навыками по сравнению с уже приобретенными ранее; доступность технологии изготовления каждого изделия учащимися на высоком качественном уровне; возможность занять работой всех учащихся класса.
Основные задачи, которые учитель решает на уроках лепки, следующие:
-развитие творческих способностей учащихся;
-эстетическое воспитание;
-воспитание трудолюбия;
-развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;
- художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству;
- развитие трудовых умений и навыков.
Абсолютно точное разграничение этих задач на практике, конечно, невозможно. Более того, учитель постоянно должен помнить, что они связаны не только между собой, но и со всеми задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе в целом.
В зависимости от вида, темы и конкретных задач уроки по лепке строятся разнообразно. Однако в каждом из них можно выделить наиболее общие структурные части: беседу с организацией восприятия образцов (7-10 мин); практическую работу учащихся по выполнению изделия (25-35 мин); подведение итогов урока (5-15 мин). Пример проведения урока по лепке представлен ниже (Приложении А).
Боголюбов Н.С. отмечает, что для овладения скульптурным творчеством требуется известная грамота: умение передавать пропорции; гармония объемов (тектоника); навыки художественных решений скульптурных композиций; умение определить характер моделировки формы, который зависит от образного решения в сочетании его с выбранным для реализации твердым материалом.
Известно, что развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе учащихся. Но для того чтобы эти качества могли проявиться в работе, на уроках необходимо создавать соответствующие условия, применять отвечающие этим условиям методы и приемы обучения.
Рассмотренный выше вид урока «лепка с натуры» или «механически усвоенный способ действия становится одним из препятствий на пути развития мышления». В самом деле, копируя образец, да еще зачастую выполняя все действия под диктовку, учащиеся делают работу чисто механически. Внешне такой урок производит впечатление очень хорошо организованного, четкого, учителю нетрудно следить за работой каждого ученика, но в сущности это только передача приемов и способов действий, без развития творческих способностей, познавательной самостоятельности и активности учащихся.
Копирование образца как метод обучения вредно еще и потому, что не заставляет детей активно всматриваться в окружающее, подмечать, сопоставлять, изучать действительность. Ведь демонстрируемый предмет обычно представляет собой упрощенное и во многом обедненное изображение какой-то реальной вещи, предмета. Поскольку ученик должен сосредоточить все свое внимание лишь на нем, образец встает стеной между действительностью и учащимся. Ребенку уже не нужно самому наблюдать, анализировать, находить главное, определять смысл, красоту и оригинальность деталей: ему нужно только скопировать. Но поскольку истинное развитие мыслительных и творческих способностей ученика возможно лишь в процессе самостоятельного поиска нового способа действия, необходимо и на занятиях лепкой создавать ситуацию поиска. Поэтому все предметы, которые учитель использует на уроке лепки для показа детям, ни в коем случае не должны быть предназначены для прямого копирования. Они могут разъяснять задание, служить обогащению художественных впечатлений, пополнению запаса знаний и т.д. При этом, разумеется, часть сведений учащиеся будут получать от учителя в готовом виде (искусственно создавать вокруг каждого факта проблемную ситуацию не имеет смысла), но они должны научиться самостоятельно анализировать предметы, представлять в общих чертах художественный образ будущего изделия и находить технические способы его воплощения.
Глубокое воспитывающее влияние на формирование убеждений обучаемого, т.е. взглядов, определяющих нравственное поведение детей, оказывает собственный опыт учителя. На занятии важен эмоциональный подъем, который в первую очередь исходит от учителя. Такой подъем, как правило, невозможно создать искусственно, на любом материале, поэтому учитель должен подбирать для показа образцы таких изделий, которые нравятся ему самому, иначе он не сможет рассказывать о них с увлечением и увлечь детей идеей урока. Конечно, при этом следует избегать излишней экзальтации, напыщенности. Чувство меры, гармоничность всех частей урока, уместность каждой фразы и интонации - вот те главные требования, которые обеспечивают его эстетичность.
Надо иметь в виду, что дети приходят в школу с некоторым практическим, трудовым и нравственным багажом, заложенным и сформированным в семье, детском саду или в результате внешних факторов. Это в значительной мере влияет на результативность обучения. Разнообразить учебный процесс, делать его интересным и увлекательным значительно помогают применяемые на уроках трудового обучения новые, нетрадиционные материалы.
Поскольку лепка является одним из видов изобразительного искусства, то этим объясняется своеобразие содержания и методики данных уроков. Понятно, что по содержанию они должны быть более художественными и менее техническими, чем другие уроки трудового обучения. В методическом отношении на этих уроках учитель заботится не столько о приобретении учащимися каких-то строго определенных технических умений, сколько о развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого ребенка.
Между уроками лепки и другими уроками труда (техническое моделирование, конструирование из бумаги и пр.) существует такая же разница, какая имеется между уроками рисования и черчения. На первый взгляд много общего: ведет их чаще всего один учитель, и на тех и на других основным средством изображения является линия. Однако, если в чертеже основным достоинством линии считается ее «одинаковость», неизменная ширина на всем изображении, бесстрастность, то в художественном рисунке все эти достоинства обращаются в недостатки. Чертеж можно воспроизвести по заданным условиям сколько угодно раз: он от этого не пострадает. Художественный рисунок неповторим и не может выполняться по одним и тем же жестким правилам. Там - все основано на строгом математическом расчете, здесь - на творчестве и интуиции. В этом разница, ее нужно постоянно иметь в виду, чтобы отдача от уроков лепки была наибольшей.
Сегодня в педагогике существует разграничение таких педагогических понятий, как традиционные и нетрадиционные методы преподавания.
Множество новых программ, курсов, течений и направлений можно выделить в различные педагогические системы, изучению которых посвящено немало исследований (система развивающего обучения Эльконина-Давыдова, Занкова и др.). В значительной степени это коснулось и трудового обучения.
Главные цели, определяющие содержание, методы и систему организации трудовой деятельности детей, заложены в специально разработанных программах.
Большинство программ носят инновационный характер, т.е. относятся к разряду нетрадиционных, например программы «Технология в трудовом обучении», «Художественный труд», «Технический труд», «Конструирование и моделирование» и др. Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладеть учащиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое.
Рассмотрев содержание данных инновационных программ, можно сделать вывод, что все они построены по общему и неизменному принципу использования возможностей технологии выполнения различных работ. Новым, нетрадиционным в данном случае является подбор материала для изучения технологических операций для каждой индивидуальной программы в различной последовательности. Например, программа «Художественный труд» содержит изучение технологии художественной обработки тех же материалов. В ней логично объединяются два предмета - изобразительная деятельность и трудовое обучение. Цель данной работы - создание законченного художественного образа и грамотное выполнение при этом всех технологических операций.
Программы по трудовому обучению в начальной школе обычно строятся на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях об используемых инструментах. От того, что в этой цепочке занимает главенствующую роль, во многом зависит суть и программное содержание преподаваемого предмета.
Разделы основной (традиционной) программы трудового обучения в начальной школе в большей степени построены с учетом изучения младшими школьниками всевозможных материалов. Таких разделов четыре:
1. работа с бумагой и картоном;
2. работа с тканью;
3. работа с различными материалами;
4. техническое моделирование.
Например, любой изучаемый материал, в том числе пластилин, тесто, глина обладает определенными характерными свойствами. Поэтому знакомство с ним будет происходить намного легче, если пользоваться предложенным планом. Он может быть следующим.
Анализ свойств изучаемого материала:
1. Происхождение (или получение) материала.
2. Его строение.
3. Структурно-размерные физические показатели (толщина, структура, прочность, жесткость).
4. Способность материала к изменениям при нагрузке и восстановлению первоначальной формы (упругость, гибкость).
5. Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
6. Химические свойства (обработка, окраска) материала.
По предложенной схеме несложно проводить самостоятельные работы для проверки знаний учащихся по трудовому обучению.
Естественно, что для каждого материала предусмотрен свой, индивидуальный план анализа свойств. Правильно используя в процессе выполнения работы качества нетрадиционных материалов, можно добиться интересных результатов в техническом и художественном моделировании.
Тематика и краткое содержание занятий по технологии с использованием пластического материала
Определяя тематику и последовательность занятий важно исходить из следующих соображений:
1. Темы занятий должны предполагать широкое ознакомление учащихся с окружающей действительностью, с искусством.
Особое внимание в начальных классах следует обратить на декоративно-прикладное искусство. Изделия декоративно-прикладного искусства содержат в себе, как правило, богатство жизненных обобщений, остроту и живость впечатления, отмечены оригинальностью, мастерством и вкусом художника. При этом понимание и восприятие их относительно просто (по сравнению с произведениями скульптуры или живописи). На примерах этих изделий проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассматривании дети не отвлекаются на сюжетную и смысловую стороны работы (как в скульптуре или картине): внимание сосредоточено в данном случае на выразительности самой формы изделия.
Дети с удовольствием лепят декоративные игрушки по мотивам народных образцов, посуду, настенные рельефы, декоративные маски. На таких уроках учитель имеет богатые возможности познакомить ребят с народными промыслами, дать им достаточно широкий круг художественных понятий. Кроме того, все эти изделия очень отчетливо тяготеют к настоящему декоративно-прикладному искусству, связаны с жизнью и потому имеют больше смысла, чем, например, изготовление макетов и муляжей и пр. Дети чувствуют эту обращенность уроков к жизни, которая их окружает, естественность такого содержания занятий, а это ведь тоже воспитывает.
Далее, в занятиях по лепке должны быть такие темы, которые заставили бы детей присматриваться к технике изображения. В младших классах достаточно просто обратить внимание на подвижность, изменяемость стиля работы в зависимости от времени, в котором создавалось изделие, от его назначения и пр. Главным требованием, истинным для всех эпох, остается единство формы и содержания. В связи с этим от учащихся не нужно требовать следования какому-то определенному стилю в выполнении изделия. Важно, чтобы их работы отражали живость и активность восприятия, чтобы в них виделось напряжение ума и чувства, творческая мысль.
2. Конечная цель системы учебных занятий по лепке не подготовка мастеров, специалистов-скульпторов, а общее развитие учащихся, пробуждение их творческих способностей.
В предлагаемых занятиях по лепке не выделено ни одного урока, посвященного специально обучению детей приемам лепки и ознакомлению их с основными свойствами глины и пластилина. Все эти сведения учащиеся получают непосредственно в процессе практической работы над изделием, на каждом занятии эти знания пополняются и совершенствуются.
Для первого занятия можно предложить лепку с натуры матрешки, так как эта модель удовлетворяет всем вышеуказанным требованиям.
Последовательность тем развертывается с учетом постепенного усложнения в техническом и, главное, в художественном отношении. Ниже приведен примерный план тем уроков по технологии с использованием пластического материала.
Исходя из выше указанного, можно сформулировать два следующих принципиально важных положения, которые учитель должен иметь в виду, определяя тему занятия. Во-первых, не имеет смысла включать в программу для начальных классов такие специальные тренировочные темы, как лепка с натуры куба, шара, параллелепипеда и пр. Такие задания уместны в художественных школах, где обучение технике изображения, изучение изобразительной грамоты ведется более основательно. Для младших школьников эти задания будут в значительной степени абстрактными. Во-вторых, темы должны быть достаточно сложными, требующими постоянной активности, напряжения интеллекта и творческих сил учащихся.