Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОНР


Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Овощи. Огород»
Программное содержание:
1. Уточнить представление об овощах.
2. Расширить и активизировать словарь по теме.
3. Совершенствовать грамматический строй речи.
4. Развивать фонематическое восприятие.
5. Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Материалы:
Картинки с изображением овощей, сюжетная картина  по теме «Сбор урожая», наборное полотно, волшебный мешочек, муляжи овощей, мяч.
I. Организационный момент
1. Логопед: – Ребята, достаньте из волшебного мешочка то, что там спрятано.
– Положите на стол то, что вы достали. Назовите, что это?
– Как можно это назвать одним словом?
– Ребята, кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
– Какие еще овощи вы знаете?
– Где растут овощи?
– Как собирают овощи?
– Сегодня мы поговорим с вами об уборке урожая.
II. Беседа об овощах с рассматриванием картины.
(На наборное полотно выставить сюжетную картину «Сбор урожая»).
2. Логопед: – Ребята, посмотрите на картину, внимательно. Какое время года нарисовано?
– Что делают люди? Какие овощи они собирают? Куда они их складывают?
3. Игра  «Подбери признак»
Логопед: – Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.Морковь (свёкла, репа, капуста) – (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….– Молодцы. Справились с заданием. Следующая игра.
4. Игра «Чего не стало?»
Логопед: – Я положила на стол 4 овоща. Посмотрите на них и запомните. Сейчас вы закроете глаза, я уберу один, а вы скажете, чего не стало.
5. Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла».
Хозяйка однажды с базара пришла,   Шагают пальцами по столу.
Хозяйка с базара домой принесла  Загибают по одному пальчику.
Картошку, капусту, морковку, горох
Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе – Попеременно ударяют кулачками.
Кто лучше, вкусней
И нужней на земле.                       Загибают по одному пальцу на название.
Картошка? Капуста?
Морковка? Горох?
Петрушка иль свекла? Ох!..           Хлопок.
Хозяйка тем временем                   Стучат ребром ладони.
Ножик взяла.
И ножиком этим
Крошить начала                                      Загибают по одному пальчику на руке.
Картошку, капусту
Морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!..                Хлопок.
Накрытые крышкою,                     Складывают руки накрест.
В душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке
Картошка, капуста,                      Загибают по одному пальчику на руке.
Морковка, горох,
Петрушка и свекла. Ох!                 Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!    Показывают, как едят суп.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: – Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.Помидор – помидорчик;       морковь-морковочкаОгурец – огурчик;                  тыква – тыковка;Лук – лучок;                           свёкла – свёколка;Чеснок – чесночок;               капуста – капустка;Горох – горошек;                  картошка – картошечка.– Молодцы, садитесь на свои места. Играем дальше.
7. Игра «Один – много»
Логопед: – Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)Помидор – помидорыОгурец – огурцыТыква – тыквыКабачок – кабачкиБаклажан – баклажаны
8. Речь с движением  «Урожай».В огород пойдем, урожай соберем.                 Маршируют.Мы морковки натаскаем                         «Таскают».И картошки накопаем.                                      «Копают».Срежем мы кочан капусты,                     «Срезают».Круглый, сочный,
Очень вкусный,                                        Показывают круг руками 3 раза.Щавеля нарвем немножко                       «Рвут».И вернёмся по дорожке.                          Маршируют.
9. Игра «Назови сок, салат».
Логопед: – Сейчас я буду называть овощ. А вы будете отвечать какой сок, суп, салат из него можно приготовить.Сок из моркови- морковный          Суп из гороха – гороховыйСок из капусты- капустный          Суп из картофеля – картофельныйСок из свёклы- свёкольныйСалат из огурцов- огуречный
10. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.
Игра «Подскажи словечко».Где зимою было пусто,
Летом выросла…капуста.
Из земли за чуб плутовку,Тянем сочную…морковку.
Хоть и сахарной зовусь,
Но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла,
Сладка на вкус,
Узнали вы? Я…свекла.
Летом в огороде-
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке –
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? Огурцы.