Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с заиканием


Конспект фронтального логопедического занятия для детей старшей группы с заиканием.
Тема: « Лес и грибы».
Цель: расширение и активизация словаря.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: упражнять в образовании существительных с уменьшительно -ласкательными суффиксами; образовывать множественное число существительных; упражнять образовывать относительные прилагательные; согласование числительного с существительным познакомить детей с съедобными и не съедобными грибами; оставление описательного рассказа. Коррекционно-развивающие: обучать умению наблюдать за ощущениями в теле определять и сравнивать мышечное ощущение ( напряжение- расслабление, твердость - мягкость, тяжесть- легкость); развивать мелкую и общую моторику, слуховое внимание, мышление. Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества с педагогом. Формирование желания помощи и доброжелательности
Оборудование: картинка с изображением леса, мяч, мягкая игрушка лягушки, карточку с вилкой и ложкой.
Ход занятия:
1. «Волшебный сон».
Сейчас я буду читать стихи, а ты закроешь глаза. Начинается «Волшебный Сон». Ты не заснешь по-настоящему, будешь все слышать, но не будешь двигаться, и открывать глаза, пока я тебе не разрешу. Внимательно слушай и повторяй про себя мои слова, шептать не надо, спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончиться, когда я скажу: «Открыть глаза! Встать!».
Внимание наступает «волшебный сон»…
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают…
Отдыхают…засыпают…
Шея не напряжена .. и расслаблена…
Губы чуть приоткрываются…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Потянуться! Улыбнуться!
2. Введение в тему.
Логопед:
-Ребята, сейчас сядет на стул тот, кто назовет мне, съедобны и не съедобные гривы. Молодцы, все справились с этим заданием.
А сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес. А для того что бы нам туда попасть, нужно выполнить задания.
3. Артик гимнастика:
Улыбка – дудочка
Лопатка – иголочка
Лошадка
Чашечка
Вот теперь мы можем войти в лес. Вы чувствуете, какой здесь свежий воздух, давайте с вами подышим
4. Дыхательная гимнастика
Вдох носом –надуваем живот, выдох ртом
5. Игра “Прогулка в лес”.
Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
“Что ты увидишь в лесу?” или “Кого ты увидишь в лесу?”
Дети отвечают: “Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды”.
Назовите мне все грибы, которые вы знаете грибы (по картинкам)- белый гриб, подберезовик, сыроежка, опенок, лисички, подосиновик – съедобные грибы; мухомор, бледная поганка- ядовитые грибы.
6. Игра «Съедобные и несъедобные грибы».
У каждого на столе лежат карточки. Если я назову съедобный гриб, то вы поднимаете карточку с вилкой и ложкой, если несъедобный – то карточку, где нарисованные ложка и вилка зачеркнуты. Я называю грибы: сыроежка, опенок, бледная поганка, лисички, подосиновик, мухомор, белый гриб, подберезовик, масленок. (Дети поднимают нужные символы); усложнение хлопать и топать.
- Теперь давайте вспомним, какие мы знаем части гриба. Кто подойдет и покажет на рисунке? (Вызвать одного ребенка.) У гриба есть… (У гриба есть шляпка и ножка.)
- Правильно, а как называются корни у грибов? (Грибница)
- Как называют людей, которые собирают грибы? (Грибники)
7. Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Ну а этот только ел
Оттого и потолстел!
Мы с вами забрели в глубокую чащу леса. И большие деревья преградили нам путь. Ребята давайте с вами уменьшим их, а в этом нам поможет игра «Большой – маленький»
8. Игра “Назови ласково” Я вам буду кидать вам мячик и говорить слово, а вы должны кинуть мне мяч обратно и сказать это слово ласково.
Гриб- грибок, грибочек
ягода- ягодка
Дерево- деревце
куст- кустик
Лист- листочек
птица- птичка
Цветок- цветочек
ветка- веточка
Подберезовик – подберезовичек,
Подосиновик – подосиновичек,
Масленок – масленочек,
Опенок – опеночек,
Мухомор – мухоморчик,
Поганка – поганочка,
Сыроежка – сыроежечка,
Белый гриб – белый грибочек.
9. Игра «Помоги лягушке»
Ребята, посмотрите, кто заблудился в нашем лесу – лягушка. Давайте её поможем выйти из леса.
Кулак – ладонь
Кулак – ребро - ладонь
10. Игра “Один - много”
Сейчас мы с вами поиграем в игру один – много. Например: один гриб – много грибов.
Ягода – ягод, белый гриб – белых грибов, опенок – опят, дерево - деревьев, куст - кустов, бледная поганка – бледных поганок, подберезовик – подберезовиков, лист - листьев, птица - птиц, цветок - цветов, ветка- веток, ствол- стволов.
11. Физкультминутка. “ЗА ГРИБАМИ”
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
12. Игра “Что это?”
Ребята я буду говорить вам слова, а вы должны их повторить и сказать, что это одним словом.
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Ромашка, василек, незабудка – это…(цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Комар, кузнечик, жук – это…(насекомые).
Кукушка, сова, орел – это…(птицы).
Заяц, лиса, волк – это…(дикие животные).
13. Игра «Грибники»
Сейчас мы с вами превратимся в грибников, и расскажем друг другу какие грибы вы собрали.
Я в лесу нашел(ла) гриб с красной шляпкой в белый горошек – это мухомор.
14. Итог занятия.
Что мы сегодня с вами делали на занятии? Какие грибы съедобные? А какие нет? и т.д.