Доклад «Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы-интерната»


Доклад «Роль воспитателя в укреплении здоровья детей в условиях школы-интерната»
 Тема «сохранение здоровья» – очень важная и злободневна. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся  и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения?
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей является важной задачей всего коллектива школы-интерната. Следуя концепции здоровьесберегающего образования, я включаю в план работы  следующие направления деятельности:
Здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);
активизация физической деятельности;
соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
пропаганда здорового образа жизни.
Основополагающими принципами подобной деятельности в условиях школы-интерната является:
Введение традиции максимального разнообразия формы и содержания проведения любых занятий.
Рациональное использование всех сенсорных каналов сбора внешней информации, у присутствующих на занятиях детей, для повышения эффективности качества всего учебно-воспитательного процесса
Обязательное ритмичное чередование на уроках, физических и интеллектуальных нагрузок на ребенка, в течение всего времени.
Рационализация питания детей, на основе создания меню-раскладок адаптированного к конституциональным особенностям обучающихся.
Организация и проведение учебно-воспитательных занятий, на которых доминирует коллективное или самостоятельное творчество детей, в рамках выполнения выбранных на занятиях учебных общеобразовательных тем, взаимодействия детей с искусством, конкретным бытовым трудом.
Повышение требовательности к поддержанию в помещениях, где проводятся занятия с детьми, комфортных условий для их деятельности.
Только при соблюдении названных принципов во время проведения всех занятий со школьниками можно говорить о возможности укрепления здоровья ребенка в школе.
В школе-интернате ежегодно разрабатывается и утверждается план по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Важнейшими критериями направления работы педагогов являются результаты  ежегодной диспансеризации обучающихся и воспитанников. Согласно этому плану в школе-интернате стало традиционное проведение   «Дней здоровья», участие в районных соревнованиях по легкой атлетике, лыжам и т. д.
 Общешкольные мероприятия, классные часы, диспуты, круглые столы: «Берегите воду!», «Здоров будешь – все добудешь», «Здоровье в твоих руках», «В здоровом теле – здоровый дух», « «Вредные привычки», ежедневная  утренняя зарядка, сбалансированное 5-ти разовое питание , уроки физкультуры, ЛФК, ритмики, физминутки , спортивные часы, прогулки на свежем воздухе и множество воспитательных мероприятий данной тематики способствуют сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Многие годы своей жизни человек проводит в стенах образовательных учреждений. Поэтому естественно возникает вопрос, что и как нужно сделать для того, чтобы образование, в частности обучение, не разрушало, а наоборот, сохраняло, укрепляло и развивало здоровье человека
Воспитатели школы -интерната  в организации  проведении  самоподготовки  учитывают:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски;
2) число видов учебной деятельности ;3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности;
4) наличие и выбор места на самоподготовке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся;
5) позы обучающихся, чередование поз;
6) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на самоподготовке – их место, содержание и продолжительность.;7) наличие у обучающихся мотивации к учебной деятельности на самоподготовке и используемые воспитателем методы повышения этой мотивации;
8) наличие на занятиях вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение обучающимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;9) психологический климат на самоподготовке;
В конце самоподготовки  обращают  внимание на следующее:
плотность самоподготовки, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу;
момент наступления утомления обучающихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;16) темп и особенности окончания самоподготовки:
С учётом возрастных особенностей детского организма и потребности в двигательной активности  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  важное место воспитатели школы-интерната на самоподготовке уделяют  проведению физкультминутки для предупреждения утомления, нарушения осанки, зрения, а также для повышения работоспособности и активизации мыслительных процессов, улучшения памяти и внимания. В своей работе мы используем следующие виды физминуток:
Оздоровительно- гигиеническая.
Двигательно – речевые.
Подражательная
Физкультурно-спортивная.
Танцевально-ритмическая.
Тематические физминутки .Физминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. В то же время, многие психологи отмечают значимость активных форм деятельности на уроке как условия успешного обучения.
Успешность профессиональной деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда. 
Важными условиями, способствующими реализации здоровьесберегающей технологии обучения, являются два обстоятельства:
во-первых, внимательное отношение педагога к своему собственному здоровью и соблюдение тех правил поведения, которые называются здоровым образом жизни; и
во-вторых, общий настрой школы-интерната на создание рационального режима и благоприятных условий для воспитания и обучения детей, т. е. на содействие здоровью.
В заключении  хочется высказать мнение о том, что правильно организованный образовательно-воспитательный процесс в условиях школы-интерната, может существенно и положительно влиять на укрепление и развитие здоровья как педагогов, так и обучающихся.  Педагогический коллектив школы-интерната старается так формировать учебно-воспитательные программы, чтобы выпускник школы-интерната обладал навыкам управления здоровьем в собственной жизни, чтобы ребенок после завершения образования имел более качественное здоровье, чем при поступлении в нее.
 
Литература:
1.                Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1 – 4 классы. М.,2004.
2.                Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4классы): Практ. Разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. М.,2005.
3.                Смирнов Н.К. Здороьесберегающие  технологии и психология здоровья в школе. М.,2005.