«Использование игровых технологий при обучении детей правилам дорожного движения»


МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 10»





ДОКЛАД
на тему:
«Использование игровых технологий
при обучении детей правилам дорожного движения»




Выполнил: Голошапов Е.А.
Заместитель директора
по безопасности
образовательного процесса




Таштагол
2016

Во всем мире одной из важнейших социально-общественных проблем и предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей является проблема детского травматизма на транспорте и, в первую очередь, в сфере дорожного движения. В последние два десятилетия произошла «взрывная» всеобщая автомобилизация, ярко проявившаяся увеличивающимся потоком автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Дорожное движение является наиболее сложным и требующим внимания аспектом окружающей среды, с которым сталкивается ребёнок. В результате физиологического и психического развития ребёнка, его поведение менее предсказуемо и существенно отличается от поведения взрослого человека.
Младшие школьники только что получили самостоятельность и освобождены от постоянной опеки взрослых. Им свойственна повышенная возбудимость, импульсивность и эмоциональность. Свою активность дети используют для игр, порой небезобидных шалостей, необдуманных поступков. Опасность поджидает их, прежде всего, на дороге.
У детей 11-14 лет начинается своеобразный и важный период в развитии, т.е. переход от детского возраста к юношескому.
По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:
1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35 - 40%.
2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25 - 30%.
3. Неподчинение сигналам светофора 10 - 15%.
4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара –
5 - 10%.
Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Будучи самыми уязвимыми участниками дорожного движения, школьники зачастую попадают под колеса автомобилей потому, что у них нет навыков культуры безопасного поведения на улицах и дорогах.
Такой высокий процент пострадавших среди детей в ДТП связан с тем, что учащиеся плохо знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. Донести эти знания до детей, выработать в детях потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения - в этом и состоит задача учителя, педагога.
Общение с сотрудниками ГИБДД, беседы и игры на данную тему в непринуждённой обстановке производит на детей более сильное впечатление, чем традиционный урок. Умение донести до других информацию, которую ты знаешь в творческой форме, не такое уж лёгкое дело, но интересное: когда видишь заинтересованный взгляд ребёнка, слышишь бурные обсуждения темы среди школьников уже после урока, что может служить лучшей благодарностью для учителя?
Значительное место в системе школьного образования занимают игры. Они являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение игровой деятельности на уроках ОБЖ, окружающий мир, на классных часах, вне классных мероприятиях является важным методическим средством для развития познавательных способностей детей школьного возраста при изучении ПДД.
Игровые технологии в обучении могут изменить образовательный процесс коренным образом, способствовать достижению высоких результатов обучения. Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к творческо - поисковой. Кроме того, детям привычнее обучаться в игре, поскольку именно в такой форме информация воспринимается ими лучше, поддерживается интерес. Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть её ближайшие результаты.




Игровые технологии.
Определение места и роли игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций педагогических игр. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с использованием ТСО.
Для подготовки занятия с использованием игровой деятельности необходимо тщательно готовиться. Важно продумать содержание занятия, его задачи. При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал занятий следует включать чёткие, конкретные образы, события, ситуации.
Задачи занятия, урока, с использованием игрового метода обучения.
Образовательные:
1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.
Развивающие:
1. Развивать у учащихся творческое мышление.
2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке ОБЖ.
Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
2. Вырабатывать самосознание - осознанную сопричастность с происходящими событиям.

На своих уроках, классных часах, вне классных мероприятиях, мы используем различные формы дидактических игр, сюжетно ролевые игры, работу с индивидуальными карточками, моделирование ситуаций, развлечения, игры-эксперименты, минутки безопасности, тематические мероприятия.
У нас кабинете ОБЖ есть: настольные игры, наборы знаков, магнитные машинки, магнитная доска и многое другой, что необходимо для организации игрового процесса при изучении правил дорожного движения.
В методической литературе отмечают, что существует несколько групп игр, развивающих интеллектуальную, познавательную и творческую активность школьника.
Некоторые из них мы используем на занятиях, это:
I группа - предметные игры, как манипуляции с предметами.
На уроках ОБЖ, классных часах изучение правил дорожного движения происходит в игровой форме с использованием дорожных знаков, машинок, силуэтов людей, регулировочного жезла и использования магнитной доски.


II группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами, обычно называемые дидактическими. Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств обучения, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.
Дидактические игры могут быть составлены по принципу самообучения, то есть так, что они сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. К ним относятся развивающие игры психологического характера - кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и т.д.
Кроссворд (словопересечение). Делается такой подбор слов, что при их пересечении можно было прочитать слово другого значения.
Пример. Конкурс “Ключевое слово”
Ведущий. Вам предстоит разгадать кроссворд и записать ответы в клетки. Разгадав кроссворд полностью, вы сможете прочитать ключевое слово.
Кроссворды нарисованы на доске. Капитаны команд получают по 8 вопросов к кроссвордам – каждому члену команды. Участники записывают ответы в кроссворд на доске. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (при условии, что ответ записан в клетки кроссворда). Время для разгадывания кроссвордов – 5 минут.
Кроссворд для команды №1

Вопросы:
1.Знак, подаваемый транспортным средством или светофором. 2. Повреждение машины транспортного средства. 3. Разметка на дороге, обозначающая пешеходный переход. 4. Лицо, управляющее транспортным средством. 5. Человек, идущий пешком. 6. Твёрдое и гладкое покрытие дороги. 7. Боковая часть, край дороги. 8. Место, специально предназначенное для передвижения людей с одной стороны улицы на другую.
Ответы на кроссворд команды №1
1.Сигнал.
3.Зебра.
5.Пешеход.
7.Обочина.

2.Авария.
4.Водитель.
6.Асфальт.
8.Переход.

Ключевое слово: СВЕТОФОР.
Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определённому результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовёт, кто правильнее и т.д.).
В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития творческих способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Дидактические игры вызывают у школьника живой интерес к изучению правил дорожного движения, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ученика, воспитывает познавательную активность.
Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Поэтому их часто применяют и при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.










Пример. Проводим уроки с применением ТСО:
«В стране дорожных знаков» дидактическая игра для 6 х классов.




III группа - игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет - форма интеллектуальной деятельности. В сюжетной игре учащиеся выполняют определённые роли, проигрывают определённый сценарий, диалог. Сюжетная игра не занимает много времени, школьники с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала.
Ролевая игра всегда носит эмоциональный характер, что способствует более прочному запоминанию правильных безопасных действий. При распределении ролей у учащихся развивается воображение. Они начинают подчиняться определённым правилам, связанным с ролью. Важно наблюдать за отношением к роли. В ней поведение школьника существенно перестраивается. Оно становится произвольным, т.е. контролируется и сопоставляется с образцом.
Организуя игры, следует иметь в виду, что функция самоконтроля у детей развита слабо. Поэтому обучающемуся нужна постоянная поддержка педагога и участников игры. В ролевой игре «водители-пешеходы» даются соответствующие установки. Например: «Машины поехали, а пешеходы не успели перейти дорогу. Что делать?»
В игре учащиеся должны понять, что на дороге нельзя метаться: остановись, и машины тебя объедут. Цель - научить спокойно, ориентироваться на проезжей части дороги, если он не успел её перейти.




Урок – соревнование в игровой форме.
Пример. Проведение «Интерактивной викторины» в 4 в классе.




Правила
Команды отвечают по очереди на вопросы.
Цена каждого вопроса 1 балл.
За правильный ответ команда получает 1 балл, при неправильном ответе количество баллов уменьшается на 1.
Правильный ответ обозначается -
Неправильный ответ -
Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданий, предложенных учителем.
В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов. Для каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностями сюжета материала.
В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения боя команд по учебному предмету на уроке.
Для участия в соревновании класс разбирается на 2 команды. Каждой команде даются одни и те же задания, с таким расчётом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отвечать и отстаивать решение каждого задания.
Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся не вошедших в состав команды, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязаний.
Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определённое количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определённое количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.




Пример. Проводили на каникулах между вторыми классами.

Своя игра "Правила дорожного движения"
Область применения: внеурочная деятельность во 2 – 4 классах.
Цель игры: проверка, повторение и систематизация знаний о правилах дорожного движения.
Задачи: развитие познавательного интереса у целевой группы; расширение кругозора; проверка знаний ПДД.
Правила игры: Участники делятся на команды. Побеждает та, которая набрала наибольшее количество очков.
Командам предлагается 6 тем, включающие в себя по 5 вопросов. Вопросы оцениваются от 10 до 50 баллов, в зависимости от степени сложности. Члены команды выбирают тему, затем вопрос. Вопросы задаются по очереди. На обдумывание команде даётся 1 минута. Если ответ верный, то команда получает определённое количество баллов, а если нет, то очки вычитаются из общей суммы очков, заработанной командой.
По итогам игры награждение грамотами и совместное чаепитие!

Таким образом, результативность применения игровых технологий на занятиях будет зависеть, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их; игры на обобщение предметов по определённым признакам, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой.
Игровые методы являются одними из самых эффективных методов обучения, так как их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых технологий на уроках ОБЖ соответствует познавательным потребностям учащихся разных возрастных групп. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация школьников к изучению правил дорожного движения.
Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем. Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач.
Применение игровых технологий в процессе обучения правилам дорожной безопасности в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности.
Но не следует забывать, что даже самая лучшая игра не может обеспечить достижения всех образовательно-воспитательных целей, поэтому игровые технологии необходимо рассматривать в системе всех форм и методов учебной работы, применяемых в обучении.















Рисунок 13Рисунок 5Описание: C:\Users\New_Home\Desktop\Новая папка\IMG_0100.JPGРисунок 4Описание: C:\Users\New_Home\Desktop\Новая папка\IMG_0098.JPGРисунок 6Рисунок 1смайлы и смайлики эмоции формат pngPicture 4Описание: смайлы и смайлики эмоции формат pngЕђ Заголовок 1Еђ Заголовок 2kђ Заголовок 315