Консультация для педагогов Ознакомление детей дошкольного возраста с правилам дорожного движения


Консультация для воспитателей
«Ознакомление детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения»
(из личного опыта)
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. К сожалению,малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Поэтому большое внимание в своей работе уделяем формированию навыков безопасного поведения на дорогах.Для достижения этой цели необходимо решить несколько задач:
Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
Развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
Вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
Воспитывать в детях грамотных пешеходов.
Решение задач осуществляется через специально организованные занятия познавательного цикла, беседы, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, обсуждение ситуаций, заучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок, кроссвордов. На занятиях для более устойчивого внимания детей используем прием удивления (сюрпризный момент). Удивить - это значит заронить в детскую душу искорку интереса. Удивление рождает интерес к теме, которой нередко не ослабевает до конца занятия.
Суть создания проблемной ситуации состоит в том, чтобы вызвать у ребенка внутренний интерес, заставить задуматься, помочь другому в трудной ситуации. Именно это и является очень важным условием для успешного усвоения нового материала.
Проводились такие занятия как: «Дорожная азбука», «Путешествие Колобка по улице», «Школа пешеходных наук», «В гостях у Светофора», «Улица большого города» и д. р.
В группе имеется разнообразный дидактический материал: плакаты, наборы открыток, художественная литература и д. р.
Так как в нашей группе занимаются дети с нарушением речи, уделяем большое значение предметно-развивающей речевой среде. К лексическим темам «Транспорт», «Наш город», «Моя улица», «Правила дорожного движения» подобрали разнообразный лексический материал: предметные картинки, сюжетные картинки, художественная литература, загадки, стихи, скороговорки, чистоговорки. У детей обогащается словарный запас, навыки пространственной ориентировки. Постепенно их подводит к усвоению правил дорожного движения и активному использованию слов, обозначающих направление и местоположение предметов. Расширяются представления детей улица может быть широкой и узкой; по проезжей части двигаются машины; переходы бывают наземными и подземными; пешеходы должны ходить по правой стороне тротуара, не мешая друг другу.
Дорожное движение требует от человека большого внимания поэтому значительное место в играх уделяется развитию у детей внимательности, им задаются вопросы: что изменилось? Кто позвал? Кто ушел? Сделай, как было.
По данной теме разработаны перспективные планы: бесед, дидактических игр, сюжетно-ролевых игр; конспекты занятий.
Знания детей уточняются и закрепляются в сюжетно-ролевых играх, подвижных играх:«Ловкий пешеход», «Перекресток», «Пешеходы и транспорт» и д. р.; играх-соревнованиях «Водители, на старт!», «Чья машина?», «Проведи машину через препятствие», «Забавных лабиринт», «Рисуем знаки дорожного движения»; развлечениях: КВН «Твой приятель - светофор», «Страна Светофория»; конкурсах; играх-драматизации; дидактических играх: «Подумай-отгадай», «Слушай - запоминай», «Какой это знак?», «Красный и зеленый» и наблюдениях за прохожими «правильно ли ведут себя пешеходы на улице».
Мы интересуемся, каким маршрутом ходят ребята в детский сад, пересекают ли они проезжую часть, перекресток, площадь. Детям показываем и рассказываем о своем более безопасном пути из дома в детский сад и обратно. Потом на листе бумаге наносим с детьми в виде схемы все переходы, перекрестки, наиболее опасные места, дом и детский сад. Это готовит ребят к самостоятельному появлению на улице, во время предстоящей учебы в школе.
Решение задач невозможно без создания предметно-развивающей среды. Для развития познавательной активности детей в уголке есть много настольно-печатных игр как: «Светофор», «Дорожные знаки», «Пешеход», альбомы «Транспорт», «Дорожная азбука» для использованиядетьми в самостоятельной игровой деятельности.
И, конечно, особое внимание уделяется основной детской деятельности - игре. Для сюжетно-ролевых игр мы постарались создать предметную среду, активизирующую и продвигающую детскую игру. Для этого мы изготовили атрибуты к играм. Наряду с приобретенными игрушками, большое внимание уделяем атрибутам сделанными своими руками, с участием родителей и детей. В группе организовали «гараж», где поместили машинки разных марок, изготовилибензоколонку,перекресток, пешеходную дорожку, светофор, дорожные знаки, форму регулировщика, жезлы, макет улицы. Использование макетов способствует развитию творческого мышления(придумывания сюжета), активизирует речь; ребенок поднимается от предметно-ролевых действий до оперирования целостными событиям. Детям очень нравится выполнять различные действия с ними, придумывать сюжеты.
Все атрибуты эстетично оформлены, органично вписываются в общий дизайн групповой комнаты.
Дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья.
В воспитании грамотного пешехода большую помощь оказывают родители, знания, которые получают дети в детском саду, должны подтверждаться их положительным примером. В работе с родителями мы используем различные приемы.
Ежедневные беседы, рекомендации, советы, анкетирование, совместные с детьми игры, изготовление атрибутов. Подготовили консультации: «Пример родителей - один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице», «Пешеходом быть - наука». Провели совместную викторину «Что? Где? Когда?» - «Это должен каждый знать обязательно на «пять»». Систематически организовываем выставки детских поделок, аппликаций, рисунков; приобщаем родителей к совместному творчеству с детьми.
Соблюдение детьми правил пешехода невольно дисциплинирует и родителей. Они еще активнее включаются в процесс воспитания и обучения ребенка.
Только наше терпение и ответственность за жизнь, и здоровье детей поможет нам воспитать у них навыки и привычку безопасного поведения на улице!