Статья Краеведение учит любить (факультативный курс Литература и фольклор Забайкалья в школе)

«Краеведение учит любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки». (Д.Лихачев)

В настоящее время актуально практическое применение, конкретная реализация регионального компонента содержания образования в курсах различных дисциплин или специальных курсах: разработка учебных планов, программ элективных курсов, составление учебных пособий, региональных словарей.
Сегодня региональный компонент содержания образования активно входит в школьную программу, выполняя задачу воспитания культурной, творческой личности. Наступило время переоценки духовных ценностей. А найти нравственную основу можно, в первую очередь, в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками.
В школе разработана программа курса «Фольклор Забайкалья», в основу которой положена программа В.С. Левашова «Региональные особенности фольклора Забайкалья».
Дети уже с начальной школы знакомы с понятием «краеведение», приобщены к истокам народной забайкальской культуры (знакомство с окружающими предметами, использовались виды фольклора – создание ансамбля «Забайкалочка», знание традиций народных праздников, занятия декоративной росписью), т.е. сориентированы на духовное, творческое развитие, подготовлены к восприятию и усвоению предмета в среднем звене. Поэтому и в средней школе при составлении воспитательной программы моего классного коллектива вопроса с выбором приоритетного направления не стояло, т.е.
целью воспитательной программы - продолжить постигать историю своего народа и его культуру, т.е. обращение к отеческому наследию земли, на которой живешь.
Таким образом, программа обеспечивает преемственность и перспективу изучения истории края между начальной школой и средним звеном.
Работа по данной программе способствует не только получению знаний по истории края и родной страны, но и формированию у детей нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим наш край.
Работа по данному направлению обеспечивает:
- историческую преемственность поколений,
- сохранение, распространение и развитие национальной культуры,
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию.

Изучение курса «краеведение» в моем классе построено по концентрам – своеобразным кругам:
Мой дом, родословная семьи.(5 кл)
Родная школа, ее история и традиции.(6 кл)
Город: прошлое, настоящее, перспектива развития.(7 кл)
История области, края.(8 кл)
История страны.(9 кл)
Структурное выстраивание программы. Систематическое изложение истории сознательно идет от близкого и понятного ребенку в глубь времен и в ширь пространства.

5-й класс предполагает изучение близких для детей понятий: «Я и мое имя», «Моя река жизни», «Генеалогическое древо», т.е. исследование родословной своей семьи. Изучение своей родословной помогает учащимся глубже осмыслить, что корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны.
Данная работа была бы невозможна без поддержки со стороны родителей.
Важным условием приобщения детей к краеведению является тесная связь с родителями: прикосновение к «живым» документам истории семьи заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Родители становятся непременными участниками работы, связанной со сборами материалов. Многие подлинные вещи, собранные юными краеведами совместно с их родителями, представляют большую ценность как реликвенный материал: медали, ордена, дипломы, грамоты (см. стенд музейный по прадедам). Эта же работа продолжена и в 6 классе при сборе материала «Подвиг моего прадеда».
В 7 классе дети занимаются изучением темы «Декабристы в Забайкалье».

Познавательная работа учащихся активна:
- получение «готовых знаний» о крае из рассказа учителя, из учебных пособий,
- тесный контакт со старшим поколением: рассказы о прошлом бабушек и дедушек, ветеранов,
- исследовательский поиск – сбор предметов старины, семейных реликвий, изучение своей родословной,
- посещение музеев ( Краеведческий, Церковь Декабристов), связанных с историей края; тематические экскурсии по городу «Наш город прежде и сейчас»,
- посещение факультативов «Литература Забайкалья»( знакомство с разными видами местного фольклора), «История Забайкалья» (анализируют социальную, историческую основу событий и явлений, описываемых в жанрах лит искусства) – благодаря межпредметным связям дети целенаправленно переносят полученные знания с одних уроков на другие,
- экологическая акция «Чистый двор, чистая улица, чистый город, чистый край!»,
- организация кружка «Книголюбов».

При этом работа предполагает:
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту интеллектуальных нагрузок;
- деятельный подход, который предполагает, что ребенок выступает не как объект учебных воздействий, а как активный участник процесса приобретения знаний;
- развивающий характер обучения, основанный на экспериментировании и исследовании.

8 классе ведется работа по концентру «Летопись моей школы». Активная работа творческих групп класса в школьном музее с выходом на городские мероприятия.
Таким образом, программа способствует формированию у учащихся представлений о целостности мира через интеграцию дисциплин: литературы, истории, фольклора, музыки, ИЗО; развития индивидуальных творческих способностей учащихся, что должно способствовать саморазвитию и самоактуализации личности. В процессе деятельности развиваются не только творческие способности учащихся, но и воспитываются патриотические чувства, главное из которых – любовь к родному краю. Предмет «Фольклор Забайкалья» занимает свое достойное место среди основных учебных предметов.

15