Конспект урока литературного чтения М. Айткожина Отчий край, Ф. Онгарсынова Степь широкая


Урок: №3
Раздел: Родные просторы
Тема: М. Айтхожина «Отчий край». Ф. Онгарсынова «Степь широка» Школа: им. Сакена Сейфуллина п. Бурабай
Дата: Ф.И.О.учителя: Климова Е.Н
Класс: 4 Кол-во присутствующих: Кол-во отсутствующих:
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке Ожидаемые результаты:
Предметные : умеют осознанно, выразительно читать текст, самостоятельно определять тему и идею стихотворений.
Системно – деятельностые: самостоятельная оценка собственных достижений в чтении, анализе и интерпритации нового произведения.
Цели урока
Формировать умение читать и анализировать произведения.
Задачи: Познакомить с текстами стихотворений, формировать умение определять основную мысль и идею отрывков, закрепить понятие «Отчий край» Развивать навыки выразительного чтения. Содействовать воспитанию любви к Родине. Все учащиеся смогут: осознанно, выразительно читать текст
Большинство учащихся смогут: самостоятельно определять тему и идею стихотворений
Некоторые учащихся смогут: самостоятельно оценивать собственные достижения
Языковая цель
Учащиеся могут: осознанно, выразительно читать текст, самостоятельно определять тему и идею стихотворений, комментировать чтение товарищей, выполнять оценку и самооценку.
Ключевые слова и фразы: тулпар, ритм, предки, мираж, прозябание.
Полезные фразы для диалога/письма: кто, где, когда, во сколько лет, почему, как, каким образомКак мы поняли выражение: В краю отцов остался след
тулпара?
Вопросы для обсуждения:
- Какие времена сравнивает поэтесса?
- Какая мечта волновала предков?
- Что делает стихотворение особенно ярким?
- Что общего, в чем различие стихотворений?
Можете ли Вы сказать почему...?
Какая мечта волновала предков. И почему домбра пела шёпотом?
Письменные подсказки:
Предыдущее обучение П Л А Н
Планируемое время Запланированная деятельность (впишите свои задания, вместо изложенных ниже) Ресурсы
Начало Организационный момент
Психологический настрой
Чтение в парах. Взаимооценка, самооценка.
Слушание кюя Курмангазы «Сары – Арка»
Беседа.
- На какие мысли наводит вас эта музыка. Попробуйте определить, о чем мы будем говорить на уроке?
4. Чтение названий стихотворений. Определение темы, постановка целей урока. Учебник литературного чтения, презентация, казахская народная музыка
Середина II - Актуализация опорных знаний.
Мини – викторина попроизведениям о Родине.
А)Родная степь, души моей прохлада,С тобой слились надежды и мечты...
Б)Вся земля в проводах, космодромах, гектарах и станциях...
В)Не в широте степей твое величье.Ты мне близка иною красотой:
Г)Взглядом край родной окинь -Всюду зелень, всюду синь!Видишь ели, словно мачты,Утром смотрят на восток.
III – Усвоение новых знаний.
Вступительное слово.
- На уроке внеклассного чтения мы с вами познакомились с именем поэтессы М.Г. Айткожиной ( Слайд 1) и её произведением «Горсть земли». Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством автора.
2. Чтение стихотворения «Отчий край» учителем.
3. Беседа на основе первых впечатлений (Слайд 2) Словарная работа.
Тулпар - Крылатый (или летящий) конь в казахской мифологии. Соответствует Пегасу в древнегреческой мифологии.
- Какие времена сравнивает поэтесса?
- Какая мечта волновала предков?
4. Чтение стихотворения учащимися.
а) Чтение каждой строфы;
б) Комментированное чтение.
-Мольба о влаге, терпя все притесненья, был с печалью ветер, край не знал счастливой доли.
-Теперь он, как батыр, узнавший волю:Над головой белеют облака,
И нет печали, нет тоски и боли.
5.Анализ стихотворения.
-Что сравнивала автор?
( Прежнее время и новое.)
-Как мы поняли выражение: «В краю отцов остался след тулпара»?
(Это выражение — скрытое сравнение (метафора). Тулпар как символ счастливой и свободной жизни.
Сравнение: «Чисты озера, как глаза сестры».
IV-Первичная проверка знаний и способов.
Какие чувства вложила поэтесса в стихотворение?
Почему к вершинам гор уходят тропы эти?
С чем сравниваются озёра?
V. Продолжение работы над усвоением новых знаний.
А)Знакомство с Фаридой
Онгарсыновой, ее творчеством (Слайд 3)
Б)Чтение стихотворения «Степь широкая» подготовленными учащимися.
Словарная работа (Слайд 4)
предки - древние предшественники по роду;
мираж - обманчивый призрак;
прозябание - жалкая, бедная жизнь.
В) Повторное чтение стихотворения учащимися.
Г)Анализ произведения.
-Что делает стихотворение особенным, ярким?
-Ритм. Реально ощущается и бег коня по широкой степи, и свист ветра в ушах, свист погони.
- Что можно сказать о героях стихотворения?
Они молоды, скорее всего, это парень и девушка.
Какие чувства они испытывают?
(Ощущение воли, простора, счастья.)
VI.Первичная проверка знаний и способов деятельности.
-Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?
Как вы поняли выражения: «кровь предков не молчит», «скука прозябанья»?
-С чем сопоставляется степь?
-В чем смысл выражения «Свой хлеб разделим с чайками»?
VII.Закрепление знаний.
1.Сравнить два стихотворения… Обсуждение в группах.
- Главная мысль стихов.
-Что общего и в чем различие?
2. Выразительное чтение стихотворений.
3. Работа с заданиями учебника.
Просмотр слайдов с изображением степи
(Слайд 5-8)
VIII – Рефлексия. Устные высказывания.
- Мне показалось, что стихотворение очень грустное...
- Понравились красивые выражения в тексте.
- Сегодня я почувствовал...
Конец IX.Итог урока.
Домашнее задание.Выразительное чтение стихотворений
*Наизусть по желанию.