Методические рекомендации О подготовке и проведении предметных недель


-378460764540ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
00ШКОЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
288290-283210Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса»
00Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса»
centerbottom10500090000centercenter0105000centercenter0105000centertop10500090000
О подготовке и проведении предметных недель
Методические рекомендации
Ростов – на – Дону
2014 год

ДонТКИиБ 2014
Обсуждено и одобрено на заседании методического совета ГБОУ СПО РО «ДонТКИиБ»
О подготовке и проведении предметной недели: Методические
рекомендации / сост. Т.И.Топчей. – Ростов – на - Дону: ГБОУ СПО
РО «ДонТКИиБ», 2014. – 11 с.
В методических рекомендациях выделены этапы подготовки и проведения предметной недели, приведены виды и формы мероприятий. Предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения системы НПО и СПО, педагогов дополнительного образования.
Компьютерная верстка: Т.И.Топчей.
* ГБОУ СПО РО «Донской техникум кулинарного искусства и бизнеса», 2014.
Введение
Предметная неделя (неделя цикловой комиссии) — одна из форм работы цикловой комиссии, отражающая целенаправленную, коллективную, индивидуальную, практическую деятельность преподавателей, направленную на повышение качества обучения.
Сущностью любой предметной недели является создание эффективной системы взаимодействия обучающихся (студентов) и преподавателей, направленной на развитие творческих способностей, познавательного интереса обучающихся (студентов), переориентацию восприятия учебных дисциплин, пропаганду престижа знаний, формирования у обучающихся (студентов) целостного взгляда на мир и человека.
Мотивация учебной деятельности обучающихся (студентов) может включать в себя разные аспекты: желание получить высокую оценку, одобрение родителей, преподавателей и т.п. Самое главное — это формирование устойчивого познавательного интереса ради самого процесса познания, закрепление отношения к познанию как к форме получения интеллектуального удовольствия.
Предметная неделя может помочь формированию у обучающихся (студентов) целостного взгляда на мир. Мероприятия, в ходе которых объединяются и взаимодействуют различные учебные дисциплины, например русский язык, иностранные языки, литература, являются одной из необходимых составляющих этого учебно-воспитательного действа.
В традиционной учебной практике, хотят этого преподаватели или нет, психолого-педагогические роли расписаны заранее. Педагоги и те, кого они учат, разведены по разные стороны педагогического «барьера». Как и всякая жестко закрепленная, не имеющая движения структура, эта также бездушна. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия преподавателей и учеников. Видеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых
людей, влюбленных в свою профессию, — это ли не самый эффективный воспитательный опыт?
Цели и задачи предметных недель
Предметные недели проводятся ежегодно цикловыми комиссиями колледжа с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в рамках планирования научно-методической и опытно-экспериментальной работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Задачи предметной недели:
– совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
– вовлечение обучающихся (студентов) в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
– выявление обучающихся (студентов), обладающих творческими способностями, стремящихся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области;
– формирование банка педагогических технологий для развития обучающихся (студентов) в области науки, техники, художественного и технического творчества.
Подготовка и проведение предметной недели
Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы цикловой комиссии. Мероприятия должны соответствовать целям и тематике недели. Организатором предметной недели является цикловая комиссия. Участниками предметной недели являются: преподаватели и мастера производственного обучения, преподающие предмет или группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя; обучающиеся (студенты) колледжа, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.
Можно выделить пять основных этапов подготовки и проведения предметной недели: 1) методико-мотивационный; 2) подготовительный; 3) организационный; 4) реализационный; 5) рефлексивный.
В задачи методико-мотивационного этапа входят: изучение опыта работы педагогов колледжа и других образовательных учреждений, методической литературы по проведению предметных недель; формулировка основных целей и задач предметной недели; определение основных мероприятий, их форм, содержания и участников; мотивация и привлечение активных ребят, родителей и преподавателей других предметов к проведению
предметной недели; создание оргкомитета предметной недели.
На подготовительном этапе утверждается план проведения
предметной недели, председатели и состав жюри конкурсов, распределяются обязанности между педагогами цикловой комиссии и членами оргкомитета по проведению предметной недели, определяются творческие группы обучающихся (студентов), педагогов, родителей для проведения предметной недели (распределение ролей, подготовка костюмов, оформление, первые репетиции), формирование актива предметной недели.
На организационном этапе подготовки предметной недели
происходит самоопределение обучающихся (студентов) для участия в конкурсах, создаются творческие группы обучающихся (студентов) для итоговых мероприятий предметной недели.
Реализационный этап предусматривает проведение предмет-
ной недели по утвержденному плану.
Задачами рефлексивного этапа являются подведение итогов
предметной недели (награждение победителей и активных участников) и анализ проведенной работы.
Успех в проведении предметной недели во многом зависит оттого, насколько своевременно и качественно будет осуществлена подготовительная работа. Подготовка к проведению недели включает в себя составление плана работы, использование передового опыта, накопленного в организации и проведении предметных недель, подготовку обучающихся (студентов) к участию в неделе.
Подготовка обучающихся (студентов) к неделе происходит в процессе всего учебного года. Изучая программный учебный материал, приобретая соответствующие знания, практические умения и навыки, обучающиеся (студенты) тем самым осуществляют свою подготовку к неделе. Конечно, учебный процесс должен быть высококачественным и эффективным, в нужной мере насыщен решением разнообразных методических задач.
Главное в подготовке обучающихся (студентов) к неделе должно состоять в расширении кругозора, обучении их рациональным способам достижения образовательного результата и развитии творческого мышления.
Предметные недели должны проходить очень интересно. Продумывается и планируется каждый день, чтобы были охвачены все группы, присутствовали яркие и запоминающиеся мероприятия. Обязательно проводятся интеллектуальные конкурсы, выставки рисунков, газет и плакатов, широко используются информационные технологии. И при подведении итогов учитывается участие каждой группы, отдельных обучающихся, педагогов.
При разработке мероприятий можно использовать следующие рекомендации:
– содержание контрольных заданий должно соответствовать изученному обучающимися (студентами) программному материалу, но по сложности в некоторой степени выходить за его пределы;
– количество подобранных заданий, их содержание и характер должны быть такими, чтобы по их выполнению можно было судить о степени усвоения программного материала и уровня развития способностей обучающихся (студентов);
– в связи с тем, что предметные недели нацелены не только на проверку качества усвоения знаний и умений, не простого воспроизведения приобретенных знаний и умений, но и на выяснение уровня мышления, творческого воображения и других способностей, в число заданий следует включать и задачи творческого характера;
– следует стремиться к тому, чтобы практические задачи допускали возможность решения их несколькими способами. Это позволяет обучающимся (студентам) проявить свои творческие способности, а членам жюри определить степень их развития;
– практическое задание требует времени на его изготовление, поэтому можно сделать его домашним, четко определив сроки сдачи.
Одним из непременных условий плодотворной работы предметной недели является подведение итогов, которое проходит открыто. Подведение итогов можно провести по-разному, в зависимости от конкретных условий. Можно организовать выставку для всеобщего обозрения. Если вдруг появится возможность организовать какие-то небольшие подарки для обучающихся (студентов), принявших активное участие в подготовке и проведении недели, этой возможностью нужно воспользоваться, это будет просто замечательно.
Виды и формы
мероприятий предметной недели
Продуманная предметная неделя дает прекрасную возможность показать различные учебные дисциплины не с академической, уже вполне приевшейся обучающимся, стороны. Задача перед организаторами стоит не из легких — «сломать» стандарт восприятия, показать подопечным известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся.
Нетрадиционные уроки по предметам, коллективные творческие дела, различные внеклассные мероприятия являются основными видами мероприятий предметной недели, зато формы проведения могут быть различными.
Примерный перечень форм мероприятий:
1) учебные мероприятия:
– олимпиады;
– занимательные уроки;
– урок деловая игра;
– конференция;
– конкурс профессионального мастерства и др.;
2) учебно-развлекательные мероприятия:
– антинаучный конгресс;
– турнир «Умники и умницы»;
– интеллектуал-турнир;
– аукцион;
– конкурс Знатоков;
– конкурс-викторина;
– КВН;
– конкурс газет;
– экскурсия на предприятие и др.
Такие аудиторные и внеаудиторные мероприятия дают возможность обучающимся в игровой обстановке использовать полученные в ходе занятий умения и навыки, и, возможно, это послужит толчком для формирования нового отношения к учебе как к чему-то ценностному, необходимому, востребованному не только на уроке, но и вне его.
Оформление материалов предметной недели
С целью обобщения опыта работы педагогов, создания методической копилки, председатель цикловой комиссии после проведения недели цикловой комиссии сдает творческий отчет о ее проведении в методический кабинет.
Творческий отчет предоставляется как в бумажном, так и в электронном виде и должен содержать следующие документы:
– титульный лист;
– рецензии и аннотации;
– содержание (с нумерацией страниц);
– методические рекомендации по проведению недели;
– план проведения предметной недели;
– тексты заданий для проведения предметных олимпиад;
– сценарии открытых мероприятий;
– методические разработки открытых уроков (введение);
– заключение;
– приложения.
Отчет цикловой комиссии о проведенной неделе может сопровождаться видеоматериалами и фотографиями.
Требования к оформлению бумажного варианта изложены в «Методических рекомендациях по разработке и оформлению методической продукции», разработанных методической службой техникума.
Заключение
Предложенные методические рекомендации по проведению
предметных недель не есть обязательное, безоговорочное руководство к действию.
Творческие группы педагогов колледжа, участвующие в разработке и проведении предметных недель, одним из основных принципов своей деятельности должны считать неповторимость, особость каждого подобного мероприятия. Следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха.
Наибольшую значимость в организации внеаудиторной учебно-воспитательной работы имеют предметные недели, которые позволяют организовывать и проводить мероприятия не спонтанно, а с определённой направленностью и в некой системе, делая их более привлекательными и целесообразными.
Рекомендуемая литература
Валюшицкая, И. В. Методы, которые мы выбираем / сост.
И. В. Валюшицкая. – Красноярск: Новые компьютерные техно-
логии, 2003. – 80 с.
Кавтарадзе, Д. Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. Учеб. пособие для учителей / Д. Н. Кавтарадзе. − М.: Психолого-социальный институт, Флинта, 1998. – 192 с.
Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А.К. Колеченко. – СПб.: КАРО, 2002. – 369 с.
Краля, Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Н.А. Краля; под ред. Ю.П. Дубенского. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
Крикунова, Т. К. Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т. К. Крикунова. – М.: Academia, 1999. – 150 с.
Методические рекомендации по разработке и оформлению методической продукции / сост. Н. В. Конькова. – Курск: ОБОУ
СПО «КАТК». – Курск, 2011. – 28 с.
Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. учебное пособие для студ. сред. проф. заведений. / С. А. Мухина, А. А. Соловьева. – Ростов н/Д: Феникс. – 2004. – 384 с.
Новиков, А.М. Методология игровой деятельности / А.М.
Новиков. – М.: Издательство «Эгвес», 2006. – 48 с.
Новиков, А.М. Я — педагог / Новиков А.М. – М.: Изд. «Эг-вес», 2011. – 136 c.
Синицын, Е.С. Теория творчества, структурный анализ мышления, метод микрооткрытий / Е. С. Синицын. — Новосибирск, 2001. – 427 с.
Фролов, И.Н., Егоров, А.И. Методология применения современных технических средств обучения: Учебно-методическое пособие / И.Н. Фролов, А.И. Егоров. – М.: Академия Естество- знания, 2008. – 43 с.
Шуть, Н.Н. Волшебные ключи игромастера. – СПб.: Образовательные проекты, 2008. – 176 с.