«Дидактические игры по экологии» (для младшего школьного возраста)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
Методическая рекомендация
на тему:
«Дидактические игры по экологии»
(для младшего школьного возраста)
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Кузнецова Зарема Хаджумаровна
г. Владикавказ, 2014г.
Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всем}" живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе.
Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом: к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё. что происходит вокруг. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работ}' незаметной и привлекательной для детей.
Но как это сделать? Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер учеников, подбираются из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность.
Среди всего многообразия игр с правилами для школьников особое внимание мы уделяем дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей.
По характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.).
Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Для повышения интереса ребят к дидактической игре и природным объектам вводится элемент соревнования или проблемной ситуации.
Чтобы поддержать стремление детей отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в помещении, в отдельных уголках размещен материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных, гербарии и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес школьников к природе. конкретизируются полученные ранее представления.
Большую воспитательную направленность имеют дидактические игры, объединенные одной из важных экологических идей, например идеей общего дома («Наш дом - природа», «Земля - наш общий дом», «В гостях у зеленого друга», «В травяных Джунглях» и др.). Игра типа «В травяных джунглях», каждую весну страдающих от неразумных палов, заставит по- иному взглянуть на травянистые заросли, густо населенные насекомыми- муравьями. кузнечиками, божьими коровками, шмелями, земляными осами, а также пауками, жабами и лягушками, ужами, ящерицами, птицами, гнездящимися на земле, подземными жителями - кротами и дождевыми червями... Представление о таких играх дает помещенная ниже дидактическая игра «В гостях у зеленого друга».Загадки к игре:Елочки отличные.
Только необычные:
К холодам у этой «елки»
Осыпаются иголки.
Зеленые шпильки
Небо пронзили.
Шпили колючие.
Пол тучами летучими.
Высока, стройна, душиста.
В небо тянется она.
Вся одежда золотиста.
Только шапка зелена.
Не забудет тот, кто видел
Этот голубой цветок.
Он в лесу растет, в низине
У реки и у болот.
Красотой своей завлек
Невысокий стебелек.
Смотрят маленькие глазки
Фиолетовой окраски.
Я на розу так похож.
Разве что не так хорош.
Но зато мои плоды
Всем пригодны для еды.
Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит.
Постучит - полегчит.
Хоть верь, хоть не верь:
Пробежал по лесу зверь.
Но на лбу он неспроста
Нес два развесистых рога.
Я работаю в артели,
У корней мохнатой ели.
Не найдешь у нас пилы.
Не рубили мы стволы.
Не стучали топором-
А под елью вырос дом.
Отгадки: 1. Лиственница. 2. Ель. 3. Сосна. 4. Незабудка. 5. Анютины глазки (фиалка). 6. Шиповник. 7. Дятел. 8. Олень. 9. МуравейЗАГАДКИ К КВАДРОСЛОВУ1. Ягода - не сладость,
Зато глазу - радость.
И лесам - украшение,
И дроздам - угощение.
2. Зоркий взгляд и хищный клюв.
Он - гроза всех птиц округ.
Птицы все его боятся.
А зовут ту птицу...
3. Стоит красавица –
Косы зеленые,
Платье белое,
Кора горючая.
Ветви плакучие,
Семя летучее.
4. Он безрук и без ног,
И на брюхе ползет.
Грач увидел, крикнул: «Кррак!» —
На обед попал.
5. В люльке, средь густой листвы,
Жар-птица редкой красоты –
Золотая птица леса,
Ее голос - нежней флейты.
Или:
Люлька средь листвы висит,
В ней красавица сидит.
То споет на зависть флейте,
То, как кошка, запищит.
6. В синее небо свечки глядят,
Дерево красит соцветий наряд.
Осенью в свечках плоды созревают-
Их для еды кое-где собирают.
Отгадки,. 1.Рябина. 2.Ястреб. 3.Береза. 4.Червь - червяк. 5.Иволга 6.Каштан.
1. Р А
2. Я Б
3. Б А
4. Ч К
5. И А
6. К Н
ЛИТЕРАТУРА1. Журнал «Дополнительное образование» №4 ,2004год.
2. Журнал «Дополнительное образование» №8, 2008год.
3. Детская энциклопедия под редакцией Л.А. Румянцева, Москва, 1999год.
4. Журнал «Читаем, учимся, играем», под редакцией С.Т. Петровой, № 4, 2007год.
5. Р. В. Кельбас, Т. В. Емельянова. «Воспитание экологического сознания учащихся посредством включения их в интеллектуальные экологические игры». - Журнал «Дополнительное образование» №5, №6, 2008год.
6. А.В. Смирнов. «Мир растений» Москва «Молодая гвардия», 1983год.
7. И. И. Акимушкин «Мир животных», Москва, «Молодая гвардия», 1983год.