Дьабака. Альтернатива. Научно-исследовательская творческая работа ученика


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Управление образования г.Якутска
МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №5 имени Н.О.Кривошапкина» с углубленным изучением отдельных предметов
XIX Республиканская научная конференция молодых исследователей
«Шаг в будущее – Инникигэ хардыы»
имени академика Владимира Петровича Ларионова
Дьабака. Альтернатива.

Выполнила:
Спиридонова Владлена,
ученица 11в класса.
Руководитель:
Верховцева М.А.

Якутск, 2015
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Традиционная одежда якутов……………………………………..5
Глава 2. Тотемные животные и птицы якутов…………………….……….8
Глава 3. Разработка эскизов и изготовление комплектов головных уборов………………………………………………………………………….10
Заключение……………………………………………………………………13
Использованная литература………………………………………………….14
Введение
Во все времена, едва человечество научилось выделывать простейшие ткани и шить самые незамысловатые одеяния, костюм был предметом пристального внимания людей. Одежда указывала на национальную и сословную принадлежность человека, его имущественное положение или возраст. С течением времени число сообщений, которые можно было донести до окружающих цветом и качеством ткани, орнаментом и формой костюма, наличием или отсутствием некоторых деталей и украшений, увеличивалось в геометрической прогрессии. Но прочесть, расшифровать без усилий все эти знаки мог лишь тот, кто принадлежал тому же сообществу людей, ибо усваивались они в процессе каждодневного общения. Каждый народ в каждую историческую эпоху вырабатывал свою систему символов, которые с течением веков эволюционировали под влиянием культурных контактов, совершенствования технологии, расширения торговых связей. По сравнению с другими видами искусства костюм обладает еще одним важнейшим качеством — возможностью широко и почти мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в духовной сфере. Для того, чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя, должен пройти иногда длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в этих изменениях раскрывается глубинная сущность народной жизни.
Гипотеза:
предполагается, что национальный костюм влияет на современную моду.
Целью работы является разработка авторской коллекции головных уборов с внедрением стилизованного якутского орнамента. Создание новой коллекции – это поиск новых форм и конструкций, ее цветового и декоративного решения и, как результат, - нового образа.
Задачи:
- изучить литературу, посетить выставки, музеи;
- выполнить отрисовку элементов орнамента, традиционной одежды;
- сопоставить с современной модой;
- разработать коллекцию, трансформируя традиционный колорит в современную молодежную моду;
- изготовить комплекты головных уборов, достигнув выразительности и образности путем трансформации источника творчества.
Новизна: внедрение национального колорита в современную молодежную моду.
Актуальность работы заключается в интеграции этнической культуры в современную жизнь.
Практическая значимость:
Данный материал можно рассматривать не только как научный (для изучающих этнокультуру), но и как практический – для использования в театре, кино, а также для создания новых моделей одежды.
Глава 1. Традиционная одежда якутов.
Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,
определяется отношением к прошлому.
А.С.Пушкин.
Одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями.
Существовали обряды изгнания злых духов, очищения и оберега. Большое значение придавали в этом и одежде. Узоры на ней должны были способствовать укреплению здоровья, духа человека.
По понятиям наших предков, в этой бескрайней Вселенной наиглавнейшей являлась Природа, а затем Божества, и только потом – Человек. Вот это мировоззрение, свои чувства и мечты воплощали они в узорах и украшениях одежды. Поэтому одежда народа саха, как часть материальной культуры, была неразрывно связана с его верованиями, обрядами, природой, божествами.
Цвета одежды якутов отражают природную палитру - цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и красотой. Пробуждение природы, приход лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца - все это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, черный, сине-голубой, зеленый и красный цвета.
Ранние якутские шапки дьабака были снабжены рожками из беличьих и лисьих ушек. К середине XIX века ушки исчезли, вместо них появилась раздвоенная фигура из сукна, нашиваемая на затылочной части навершия «чопчуур» (символ женского начала). Исследователи считают, что этот декор и есть стилизованные рожки и ушки. Шапке дьабака с нашитыми на чопчууре «ушками» придавалась роль хранителя женской души. Существовал даже обряд исцеления шапкой дьабака, ведь рога и ушки несли защитную от болезней функцию.
У якутов были и шарфы из беличьих хвостов. Но для манишки я обратилась к ювелирному творчеству якутов.
Шейная гривна «илин кэбихэр» - традиционное женское украшение якутов, обычно из серебра. К гривне подвешивались передняя и задняя части нагрудно-спинного комплекта. На груди украшения – круглая бляха слегка выпуклой формы с богатым орнаментальным декором. С бляхи ниспадают полоски цепей и пластинок, которые заканчиваются мелкими подвесками. «Илин кэбихэр» несет защитную сакральную функцию, так же, как и шапка «дьабака».
В своем проекте я трансформирую «дьабака» и «илин кэбихэр» в современную молодежную моду.
Лучшим довершением образов считаю облагораживание комплектов узорами.
Орнаменты имеют свое предназначение. У якутов они символизировали род деятельности человека, служили защитой и оберегом. Изучив истолкование узоров, для создания завершенного образа я использовала лировидный, солярный и растительный мотивы якутского узора.
«Кобyор» (лировидный мотив) является основным каноном в исполнении якутских орнаментов. Символ пополнения рода.
«Эрэдэhин» (растительный мотив) символизирует размножение, разветвление и продолжение рода.
«Кyн ойуу» (орнамент в виде солнца) – один из самых культовых орнаментов у якутов. Показывает преклонение якутов перед солнцем.
Белый цвет также привычен для цветовой гаммы якутского орнамента.
Белый цвет в традиционном понимании якутов выступал как символ солнца и отражал Верхний мир. Эпитету «белый» («yрyн») в якутском фольклоре придается священное значение. По мифологии саха считают себя детьми Белого солнца.
Узоры–орнаменты народа саха искрятся таинственным свечением-сиянием, волнуют душу. В них волшебная, чарующая сила.
Необходимо возрождать национальную одежду согласно верованиям наших предков, придерживаясь ритуальных особенностей. Только тогда национальная культура народа саха сохранится на века и будет гордостью последующих поколений.
Глава 2. Тотемные животные и птицы якутов.
Тотемными являются животные и птицы, которых древний человек воспринимал как своих покровителей.
Лошадь, бык, олень – это те животные, благодаря которым народ саха выжил в суровых климатических условиях.
Особое отношение было к медведю, лосю, оленю. Культовое почитание этих животных было связано с идеей умирающего и воскресающего зверя. Олень считался небесным животным у тюркоязычных предков якутов и был посредник между мирами богов и людей. В древности олень, ассоциируясь с мировым деревом, вобрал в свой образ всех обитателей леса в целом, стал воплощением создателя и творца Вселенной. В олонхо олень олицетворял одновременно тайгу и горы. Это говорит о том, что в жизни якутов олень был наиболее значимым объектом на охоте. Олень - символ быстроты, грациозности, благополучия, плодородия.
Оленьи атрибуты служили в быту оберегом от злых духов. При добыче медведя, лося и дикого оленя произносились извинительные речи и совершались обряды.
Птица в верованиях якутов играет не последнюю роль. У якутов птицы – символ души, духа, божественного проявления, возможность общения с богами. Шаманский костюм символизирует птицу. Шаман в полете является посредником между человеческим миром и миром духов. Символичны и фигурные изображения птиц, нашивавшиеся в виде подвесок на кафтан или головной убор. Стерх – символ счастья у якутов. В стерхов превращаются только положительные персонажи олонхо, и птицы эти символизируют их магическую способность преодолевать большие расстояния, перемещаясь по Среднему миру, или перелетая в Верхний мир. Это птицы божественного, солнечного происхождения
Рыба – также частый персонаж сказочного фольклора. Она символизирует плодородие, плодовитость, изобилие, мудрость. В якутских сказках участвует, например, карась. В одном олонхо богатырь, которого божества превратили в карлика, одет в одежду, сшитую из одной белки, и владеет маленьким топором с чешуину четырехгодовалого карася. Все герои олонхо, попадая в водную стихию, превращаются в рыб. Рыбы имеют магические способности.
В своем проекте я использую тотемные у якутов образы олененка, стерха и карася.
Глава 3. Разработка коллекции, трансформация традиционного колорита
в молодежную одежду.
Мода – что за существо? Кто знает ее лик? И может ли кто его знать? Она ведь завтра глядит иной, чем вчера. Сама она себя не знает.
Коллекция разработана образно-ассоциативным методом моделирования. Принцип этого метода заключается в том, что художник преобразует свойства выбранного творческого источника. Я трансформировала «дьабака» и «илин кэбихэр» в различных формах моделей, передавая в них характерные яркие проявления, усиливая их или уменьшая.
Этапы работы над коллекцией.
1. Изучение литературы, посещение выставок и музеев;
2. Отрисовка элементов (орнамента, традиционных головных уборов якутов, сопоставление с современной модой);
3. Разработка коллекции (трансформация традиционного колорита в молодежную одежду);
4. Составление сметы расходов;
5. Изготовление выкроек шапок и манишек;
6. Вязание крючком;
7. Отделка комплектов замшей и разобранной цепью.
Творческая трансформация характерных свойств и признаков традиционного костюма, служащего импульсом для создания новых форм, начинается со сбора информационного материала. Перед началом работы было проведено изучение различных источников по традиционной якутской одежде: литературы, иллюстраций, посещение выставок, музеев.
На базе полученного материала проводилась отрисовка типов традиционных головных уборов якутов и элементов орнамента. Был проведен анализ и сопоставление с современными тенденциями.
Для воплощения идеи коллекции решались следующие вопросы:
- материалы – пряжа меланжевая полушерстяная с содержанием мохера, ангоры, шерсти; замша, нитки, цепь, проволока;
- силуэт – современный, с учетом последних тенденций моды (ассиметрия, трансформер и пр.), и стилизация традиционного кроя (дьабака);- отделка – искусственная замша (типа ровдуги), металлическая цепь, использование традиционных орнаментов (солярных знаков и растительных).
Шапки и манишки связаны крючком №1,5 «столбиком без накида». Сначала вывязывалась задняя часть шапки. Передняя, лобная части и ушки привязывались к ней. Таким образом удалось передать цельную форму шапки. Швы обвязаны крючком. Для поддержания формы верхней части шапки используется проволока.
Манишки имитируют «илин кэхэбир» и служат дополнительной защитой от холода и ветра. Сначала вязалась лента горловины, манишка привязывалась к ней и обвязывалась по контуру.
Стилизованные элементы орнамента были вырезаны на бумаге, как трафареты, перенесены на замшу и пришиты к изделиям стежком «через край».
Дополнительные детали вывязывались пряжей контрастного цвета, оформлялись разобранной цепью для имитации чешуи карася.
Экономическое обоснование
Расчет себестоимости комплекта шапки и манишки.
№ Наименование материалов Цена (руб.) Расход материалов на изделие
1. Пряжа 220 1 моток
2. Декорирование 280 3. Работа 500 4. Итого 1000 Созданные модели позволяют констатировать, что из недорогих материалов можно создать эстетически привлекательные эксклюзивные головные уборы.


Заключение.
В своей коллекции я попыталась воплотить идею национального костюма в современном исполнении и при этом не утратить исконного смысла содержания головных уборов и орнаментов. На мой взгляд, и в сегодняшний век прогресса ничто не может украсить якутянина так красиво и благородно, как национальная одежда, выделяющаяся обилием интересных элементов декора, каковыми являются якутские узоры. Умело их применяя в повседневной одежде, распространяя и приумножая их, мы сможем сохранить традиции и ценности родной культуры.
Колдовская сила национального костюма так велика, что, как мне кажется, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с истоками родной культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь национальный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью наших предков, которая языком цвета, формы орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает национальный костюм.
В процессе своей работы я более подробно изучила материальную и духовную культуру народов Якутии, их семейный и общественный быт.
Создание коллекции позволило мне познакомить окружающих с орнаментированными изделиями прикладного искусства народа саха.
Использованная литература:
Аммосова Е.Е. Народные истоки творчества - Якутск: «Бичик», 1994.

2. Неустроев Б.Ф. Якутские орнаменты – Якутск: «Ситим», 1994.
4. Петрова С.И. Традиционная одежда и мировоззрение наших предков - Якутск: «Бичик», 1999.

6. Уткин К.Д. Идея божественности и концепция судьбы в якутском олонхо - Якутск: «Якутское книжное издательство», 1990.