Конспект занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки Маша и медведь в подготовительной группе.


Конспект занятия по развитию связной речи на материале русской народной сказки «Маша и медведь» для детей подготовительной группы.
Цель: формирование у детей интереса и любви к русским народным сказкам.
Задачи: 1. Обучающие: - отрабатывать грамматические категории (уменьшительно – ласкательные формы существительных);
- упражнять в подборке синонимических и антонимических рядов;
- продолжать работу по использованию предлогов;
- упражнять в составлении описательных рассказов.
2. Воспитательные: - продолжать работу по формированию понимания чувств других людей;
- воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость.
3. Коррекционные: - формировать грамматически правильную связную речь;
- развивать зрительное и слуховое внимание;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать мыслительные процессы (память, внимание, воображение).
Материал: сюжетные картинки по сказке «Маша и медведь», предметные картинки с изображением животных, разрезные картинки по сюжетам из сказок «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Маша и медведь», фигурки диких и домашних животных, игрушечный домик и набор мебели, мяч, мешочек, магнитная доска, кукольный театр.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», беседы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры («Большой – маленький», «Найди детеныша»).
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.Логопед (Л.): Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес. Но чтобы попасть туда, нужно произнести волшебные слова: «Я три раза топну, я три раза хлопну, в лес пойду, грибов соберу». А теперь давайте повторим слова и движения вместе со мной.
Дети (Д.) повторяют.
II. Основная часть.
Л.: Вот мы и попали в лес. Скажите, какие животные там обитают?
Ответы детей.
Л.: Ребята, посмотрите, кто спрятался за пенечком (фигурки диких и домашних животных)?
Подумайте, все ли эти животные живут в лесу.
Ответы детей (дети делят животных на 2 группы и называют каждую обобщающим словом).
Л.: Чтобы узнать в какую сказку мы сегодня отправимся, отгадайте загадку.
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несёт её домой.
Ну, отгадай загадку.
Теперь скорей ответь,
Название этой сказки...
Ответы детей: Маша и медведь.
Выставляется картина с изображением избушки в лесу.
Л.: Подумайте и скажите, каким другим словом можно назвать избушку.
Д.: Домик.
Л.: А кто живет в этой избушке?
Ответы детей.
Л.: Поразмышляйте, что находится у медведя в избушке.
Ответы детей.
Л.выставляет игрушечный домик и набор мебели.
Л.: Где находится кровать, стол, стул? Где стоит шкаф?
В гости к медведю приходят лесные жители целыми семьями.
Игра «Собери семью» на магнитной доске (заяц-зайчиха-зайчонок; ёж-ежиха-ежонок; волк-волчица-волчонок; лось-лосиха-лосёнок).
Л.: Посмотрите, ребята, в нашем лесу есть необычный куст. Чем он украшен? (фигурками из картона различной величины).
Ответы детей.
Л.: Ребята, как вы думаете, медведь в сказке был большой? Значит все предметы в его избушке были большими. Давайте их назовем.
Игра «Большой – маленький» на магнитной доске (фигурки Маши и медведя, картинки с изображениями больших и маленьких предметов).
У медведя – ложка, у Маши – ложечка;
У медведя – тарелка, у Маши – тарелочка;
У медведя – стул, у Маши – стульчик;
У медведя – кровать, у Маши – кроватка;
У медведя – стол, у Маши – столик.
Физминутка.
А теперь все вместе встали,
Руки дружно вверх подняли,
Руки в стороны, вперед,
А теперь наоборот,
Влево – вправо повернулись
И друг другу улыбнулись,
Снова будем мы опять
Нашу сказку продолжать.
Л.: Молодцы! А теперь поиграем в игру «Скажи наоборот» (с мячом).
Большой – маленький, тонкий – толстый, открыть – закрыть, лечь – встать, войти – выйти, высокий – низкий, радостный – грустный, громко – тихо, голодный – сытый.Л.: Умницы! Давайте подойдем к этому пенечку и посмотрим, что там лежит.
Игра « Собери и назови сказку». Дети подходят к столику, где лежат пазлы по сюжетам из сказок и собирают их.
Л.: Ребята, а теперь отгадайте загадки и изобразите отгадки.
1) Кто зимой холодной ходит злой, голодный.
2) Зимой белый, летом серый.
3) Косолапый, неуклюжий, он малину ест на ужин.
Л.: А что вы можете рассказать о медведе? (Составление рассказа – описания с использованием схемы).
Ответы детей: Медведь – дикое животное. Он живет в лесу, зимой спит в берлоге. У него есть лапы, шерсть коричневого цвета, маленький хвост, на лапах когти. На голове есть уши, глаза, нос, пасть с острыми зубами. Медведь любит мед, малину. Детеныша зовут медвежонок. Медведь рычит.
Л.: Молодцы!
Игра «Подбери словечко» (подбор определений: ёлка – зелёная, колючая, высокая).
Посмотрите, что за мешочек лежит под кустом и что в нем.
Дети подходят, берут мешочек и достают по очереди по одной фигурке и подбирают определения к ним (медведь, лиса, заяц, грибок, ёлка).
Л.: Посмотрите, возле кустика есть полянка. Что на полянке? (На зеленой ткани – полянке фигурки кукольного театра).
Л.: Давайте вспомним и расскажем сказку.
Дети рассказывают сказку.
Л.: Кому вы больше сочувствуете в начале сказки, в конце сказки?
Ответы детей.
III. Заключение.
Л.: Ну что, ребята, понравилось вам путешествовать по сказке?
Чтобы вы не скучали да сказки вспоминали, в следующий раз я приглашу вас в другую сказку. Будем путешествовать?
Д.: Будем!
Л.: А теперь нам пора в группу.