Коренной перелом в Великой Отечественной войне.


Урок истории в 9 классе.
Тема урока: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне».
Краткое описание:
урок с применением проблемной технологии, групповой технологии, информационной технологии – «КМ –ШКОЛА». Понимание материала отслеживается на основе заполнения маршрутного листа, выполнения тестов.
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с решающими сражениями войны; подвести к пониманию значения побед советской армии под Сталинградом, Курском, за Днепр; знать хронологию этих событий.
Развивающие: способствовать формированию оценочных суждений; развивать умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами; самостоятельно излагать свою точку зрения.
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к подвигу своего народа.
Цель применения ИКТ:
-усиление воспитательной функции урока;
-активизация познавательной деятельности учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции;
-повышение уровня умений работать с информацией различных источников;
-формирование информационной культуры.
Ход урока:
I.Организационный момент.II.Актуализация опорных знаний учащихся.III.Мотивация.IV.Постановка проблемы.V.Изучение новой темы. План:
1.Разгром немецких войск под Сталинградом.
2.Курская дуга.
3.Битва за Днепр.
4.Итоги второго периода войны.
5.Тегеранская конференция.
VI.Закрепление нового материала.VII.Рефлексия.VIII.Домашнее задание.I.Организационный момент.II.Актуализация опорных знаний.-На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему «Великая Отечественная война».
-Назовите хронологические рамки и основные сражения первого этапа Великой Отечественной войны.
-Какое сражение данного этапа является главным, в чем его значение?
-Успех под Москвой еще не был решающей победой в войне – летом 1942 года ситуация вновь стала катастрофической: после падения Ростова-на-Дону дорога для немцев на юг оказалась открыта, так как никаких укреплений на этом участке фронта не было. В результате, несмотря на ожесточенное сопротивление советских войск, всего за несколько дней войска противника вышли к Кавказскому хребту. Их целью была нефть Майкопа, Грозного и Баку, а также захват Закавказья.
-Как руководство страны отреагировало на сложившуюся ситуацию на фронте лета 1942 года?
(Дается оценка приказу №227 от 28 июля 1942 года)
III.Мотивация. Катастрофа в 1942 году, однако, постигла не советскую, а немецкую армию. Сегодня на уроке мы фактами подтвердим слова премьер-министра Англии У. Черчилля: «Не было в мире такой силы,
которая могла сломить и
сокрушить германскую армию и
нанести ей такие колоссальные
потери, как это сделали русские,
Советская Армия».
-В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Великой Отечественной войны.
IV.Постановка проблемы.-Тема урока: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне». Вы узнаете об основных военных сражениях второго периода ВО войны. Определим какое значение они оказали на ход войны.
-Как вы понимаете значение термина «коренной перелом»?
(Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению).
-Учебная задача урока: Почему битвы, которые мы будем изучать на сегодняшнем уроке , историки назвали – коренным переломом в Великой Отечественной войне?
-Свое решение этой задачи вы запишите в маршрутных листах в конце урока. Кроме учебной задачи в маршрутных листах даны задания, которые вы будете выполнять по ходу урока.
Класс делится на группы и раздаются маршрутные листы.
V. Изучение новой темы. -Начинаем изучение первого пункта плана – Сталинградская битва.
Слайд-портрет Г. К. Жукова. –Мы знаем, что обороняя Сталинград, советские солдаты вели бои за каждый дом. Заместитель Верховного Главнокомандующего Г. К. Жуков и Генеральный штаб разработали наступательную операцию «Уран». План операции предусматривал нанесение решительных ударов по противнику, его окружение и дальнейшее уничтожение.
Для этого сложились следующие условия:
1)противник понес к этому времени огромные потери;
2)к середине ноября 1942 года было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее – в танках.
Рассказ по карте- слайд, слайд-видео – «КМ – ШКОЛА».
2 минуты группам на выполнение задания в маршрутных листах.
Битва на Курской дуге изучается по слайду-медиа-объекту –«КМ-ШКОЛА».
2 минуты группам на выполнение задания в маршрутных листах.
Битва за Днепр – сообщение учащегося по карте.
2 минуты группам на выполнение задания в маршрутных листах.
Работа групп с учебником –выявляют значение битв 2-го периода.
Работа с учебником: - Тегеранская конференция, задание в тетради выполняют группы.
Работа групп в маршрутных листах: решение учебной задачи.
VI. Закрепление нового материала.
Тренажер в «КМ-ШКОЛА».
VII. Рефлексия. Составьте синквейн по понятиям: война, мужество, герой.
VIII.Домашнее задание параграф 32. Маршрутный лист – I группа.
Учебная задача:
Почему битвы второго периода историки назвали коренным переломом в Великой Отечественной войне?
I.Сталинградская битва.Как назывался план наступательной операции советских войск под Сталинградом? Цель операции?
II.Битва на Курской дуге.Каков был план немецкого командования под Курском?
III.Тегеран – 43.Значение конференции.
IV. Рефлексия. Составьте синквейн по понятиям: война, мужество, герой.
Такие синквейны получились:
Война. Мужество.
Кровопролитная, беспощадная. Нерушимое, вечное.
Убивает, уносит, забирает. Отстаивает, стремится, хранит.
От войны нельзя ждать благ. Будь благоразумно отважным.
Потери. Твердость.
Маршрутный лист – II группа.
Учебная задача:
Почему битвы второго периода историки назвали коренным переломом в Великой Отечественной войне?
I.Сталинградская битва.Сколько немецких дивизий было окружено? Кто возглавлял окруженную немецкую группировку?
II.Битва на Курской дуге.План оборонительных сражений советского командования.
III.Тегеран – 43.Значение конференции.
IV.Рефлексия. Составьте синквейн по понятиям: война, мужество, герой.
Такие синквейны получились:
Герой. Война.
Храбрый, бесстрашный. Кровопролитная, жестокая.
Спасает, совершает, защищает. Убивает, калечит, губит.
Вечен ваш подвиг в сердцах поколений. Победа –цель войны.
Бессмертие. Горе…
Маршрутный лист – III группа.
Учебная задача:
Почему битвы второго периода историки назвали коренным переломом в Великой Отечественной войне?
I.Сталинградская битва.Какова была цель танковой группы генерала Манштейна?
Результат ее действий?
II.Битва на Курской дуге.Значение сражений советских войск под Курском?
III.Тегеран – 43.Значение конференции.
IV. Рефлексия. Составьте синквейн по понятиям: война, мужество, герой.
Такие синквейны получились:
Война.
Беспощадная, кровопролитная.
Убивает, разоряет, ломает.
Кровоточат раны на теле страны.
Слезы.
Маршрутный лист – IV группа.
Учебная задача:
Почему битвы второго периода историки назвали коренным переломом в Великой Отечественной войне?
I.Сталинградская битва.Резудьтаты операций группы советских войск «Кольцо»?
II.Битва на Курской дуге.В честь каких сражений был дан первый салют в годы Великой Отечественной войны?
III.Тегеран – 43.Значение конференции.
IV. Рефлексия. Составьте синквейн по понятиям: война, мужество, герой.
Такие синквейны получились:
Герой.
Бесстрашный, непобедимый.
Защищает, помогает, спасает.
Только горячее сердце внутри.
Отвага.