Календарно-тематическое планирование по музыке 6 класс Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева

Класс 6
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»
Концепция ФГОС общего образования «Школа России» и УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева.

№ п/п
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Художественно-педагогические идеи (решаемые проблемы, задачи)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Характеристика видов
деятельности учащихся





Предметные результаты
Метапредметные УУД
Личностные
результаты





учащиеся научатся
Учащиеся получат возможность научиться




1
3
4
5
6
7
8
9

1
Удивительный мир музыкальных образов
Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация).
Мелодия – душа музыки.
Музыкальный образ – это живое обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка.


Знать/понимать: что музыкальный образ – живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной и инструментальной музыке.
Уметь анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
- Наблюдать жизненные явления.
- Сопоставлять их с особенностями художественного воплощения в произведениях искусства.
- Устанавливать ассоциативные связи между произведениями разных видов искусств.
- Находить сходные и различные черт, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе

Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых корректив для достижения запланированных результатов;
Углубление представления о неразрывном единстве музыки и жизни.
Развитие познавательного интереса.
выделение и осмысление отдельных слов, терминов, понятий, объяснение значения термина;
Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой , театром; совместно рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их


2.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс
Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор – исполнитель – слушатель»
Красный сарафан. А.Варламов, Н.Цыганова;
Жаворонок. М.Глинка, Н.Кукольник;
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В.Гаврилин, В.Шульгина.
Знать/понимать: жизненно – образное содержание музыкальных произведений разных жанров. Уметь: различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю народная, композиторская.
- Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез.
- Умение задавать вопросы. - Умение отвечать на вопросы.
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;

Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности её решения. Вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Развивать интерес к художественной деятельности
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
эстетически воспринимать произведения искусства;
Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить

3
Два музыкальных посвящения. Песня- романс
Знакомство с шедеврами вокальной музыки – романсом М.Глинки «Я помню чудное мгновенье», инструментальной музыки – «Вальс-фантазия» М.Глинки.
Знать/понимать: способы создания различных образов: музыкальный портрет. Понимать, что каждое музыкальное произведение благодаря эмоциональному воздействию позволяет пережить всю глубину чувств. Уметь соотносить музыкальные сочинения с произ-ведениями других видов искусств, выявлять своеобразие почерка композитора М.И.Глинки.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; определять приёмы развития, форму музыкальных произведений.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;
Понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни; личностное освоение содержания образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства;
Выделять и опознавать то, что уже усвоено и что предстоит усвоить; формировать собственное мнение; Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях.
Ориентированы на активное восприятие произведений искусства и красоты окружающего мира;


4
Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея
Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М.И.Глинки. Влияние формы и приёмов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Объяснять, как форма и приёмы развития музыки могут раскрывать образы сочинений.

Выявлять своеобразие почерка М.И.Глинки.
Использование разных источников информации, ИКТ;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;

Уважение к истории культуры своего народа, выраженной в музыкальном и изобразительном искусстве.
Проявляют интерес к предмету.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество;
дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса.


5
«Уноси моё сердце в звенящую даль...»
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова, мелодические особенности музыкального языка, выразительность и изобразительность в музыке.
С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
С.В.Рахманинов «Островок».
Ю.Визбор «Милая моя».
Знать имена выдающихся русских композиторов: А.Варламов, А.Гурилев, М.Глинка, С.Рахманинов Знать определения музыкальных жанров и терминов: романс, баркарола, серенада.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки, сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин художников, передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Находить сходные и различные чкрты, выразительные средства, воплощающие отношение творца к природе.
Формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, подтверждая её конкретными примерами.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов; размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.
Вступать в коллективное учебное сотрудничество;
объединение произведений по видовым и жанровым признакам;
Выдвижение гипотез и их обоснование


6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Ф. И. Шаляпин
Жизнь и творчество Ф.И.Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства.
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и людмила», «Ария Сусанин Сусанин».
Знать имена известных исполнителей (Ф. Шаляпин), понятие бельканто.
Уметь размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах её воплощения, проявлять навыки вокально-хоровой работы.
Определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности.
Осваивать навыки вокально-хоровой работы.
Размышление о взаимодействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
Развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных
Совершенствование художественного вкуса.
Осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества.

Осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
построение логической цепи рассуждений, доказательств.
Выдвижение гипотез и их обоснование


7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов.

Знать особенности русского свадебного обряда, значение песен во время обряда;
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая или народная на примере опер русских композитов.
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений различных жанров;
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений0 в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
Понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;
Размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Адекватно использовать речь;


8
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения
Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров – баркаролы (песни на воде). Музыкальные образы песен Ф.Шуберта, М.И. Глинки.
М.И.Глинка «Венецианская ночь»,
Ф.Шуберт «Форель», «Серенада (№4 из вок. цикла лебединая песня).
Знать определения музыкальных жанров и терминов: опера, романс, баркарола, серенада, баллада, знакомство со стилем пения – бельканто.
Уметь наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности музыкальных произведений;
Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей.
Владеть музыкальными терминами и понятиями в пределах изучаемой темы;
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.







Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
Предвосхищать результат;
Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся , и того, что ещё неизвестно
Формировать собственное мнение.

9
Мир старинной песни.
Баллада «Лесной царь»
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады.
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.


Знать основные моменты из жизни и творчества Ф.Шуберта;
-понятие баллада.
Уметь: различать эпические, драматические музыкальные образы в вокальной музыке;
- определять приёмы развития музыкального произведения;
- выявлять средства выразительности и изобразительности музыкальных произведений;
- сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений.

Определять жизненно-образное содежание музыкальных произведений разных жанров;
Различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.
Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях;
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении
Уметь вступать в коллективное сотрудничество, совместно рассуждать и находить ответы на вопросы.
Эмоционально- ценностно относятся к искусству;

10
Народное искусство Древней Руси.
Образы русской народной и духовной музыки
Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Жанры и формы народной музыки.
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова,
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши».

Знать особенности развития народной музыки, её жанры и формы; роль народной музыки в жизни человека; ето такие скоморохи;
Уметь называть народные музыкальные инструменты.

Разыгрывать народные песни.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных произведений.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификаций; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы; расширение умений поиска информации, необходимой для изучения темы, в электронных образовательных ресурсах и Интернете.
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
Эстетически воспринимают произведение искусства.
Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;
Интересно рассказывать о своих впечатлениях.


11
Русская духовная музыка. Духовный концерт
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт..
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Знать: основные этапы развития духовной музыки;
- понятия: знаменный распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт,
фреска, орнамент.

Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения;
Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.

Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приёмов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира
Обладают способностью к творческому развитию;
Использовать образную речь, показывая чуткгость к меткому слову в устном народном творчестве;
Рассуждать о содержании

12
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»
Знакомство с жизнью и творчеством М.С.Березовского. Фрагменты из концертонй симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»
Знать/понимать: значение выявления глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки, значение молитвы в музыке отечественных композиторов.
Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально – хоровой работы.
Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).

Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;
Понимание жизненного содержания религиозной, народной музыки. Формирование целостности мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие современного мира
Рассуждать о содержании.
Активно слушать учителя
Адекватно использовать речь;


13
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
В.Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны».

Знать/понимать богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки – кантата.
Уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере).
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении
Адекватно использовать речь;
демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме


14
«Небесное и земное» в музыке И.-С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал

Знать понятия: кантата, реквием, полифония;
Основные факты из жизни и творчества В.Моцарта и Дж.Перголези, связанные с написанием кантаты и реквиема.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
Уметь сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений; проявлять творческую инициативу.
Участие в музыкальной жизни класса, школы
Осуществлять поиск музыкально – образовательной информации в сети Интернета;
Бережное отношение к родной земле и своему народу.
Уважение к защитникам Родины.
Рассуждать о содержании.
Активно слушать учителя.
Адекватно использовать речь;
демонстрация подобранных материалов из художественной литературы, по теме
;



15
Образы скорби
и печали
Углубление понимания особенностей языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров – кантаты, реквиема.
Образы скорби и печали в религиозной музыке (кантата «Стабат Матер» Дж.Перголези и «Реквием» В.Моцарта.)



Выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Приводить примеры преобразующего влияния музыки;
Наблюдать за развитием музыкальных образов.
Умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы.
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
рассуждение о связи музыки и литературы;
Подведение под понятие, выведение следствий;
уметь строить понятное монологическое высказывание.

16
«Фортуна правит миром...».
«Кармина Бурана»
Знакомство со сценической кантатой К.Орфа «Кармина Бурана»

Знать: - особенности творчества К.Орфа; -понятие фортуна ;-кто такие ваганты.
Совершенствовать умения и навыки самообразования, проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, выявлять средства музыкальной выразительности и приемы развития музыки;
Применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач ( включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ;
Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Активно слушать учителя ;
размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;
Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях

17
Авторская песня: прошлое и настоящее
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства, бардовская песня.
История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.

Знать: - историю развития авторской песни; -особенности и жанры авторской песни; - имена авторов бардовской пени.
Совершенствовать умения и навыки самообразования, высказывать собственную точку зрения, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия;
Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл;
Приводить примеры преобразующего влияния музыки.
Формирование навыков сотрудничества, совместной работы в парах или группы;
Совершенствование видов речевой деятельности; умений выражать ценностные суждения и/или свою позицию по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и личностных ценностях, нравственно-эстетических нормах, эстетических ценностях, навыка рефлексии, анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий.
Формирование ориентиров для социальной, культурной самоидентификации, осознания своего места в окружающем мире;
Знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России и человечества.
размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства

18
Джаз - искусство XX века
История развития джазовой музыки, её истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)
Знать истоки джаза, определения музыкальных жанров и терминов: джаз, спиричуэл, блюз. Знать имена выдающихся джазовых композиторов и исполнителей: Дж.Гершвин, Л.Армстронг, Д.Эллингтон. Уметь: анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Творческое самовыражение учащихся в хоровом исполнении песен.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально-хоровой работы
Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения джазовой музыки;
Сравнение изложения одних и тех же сведений об искусстве джаза в различных источниках, включая Интернет.
Понимание социальных функций джазовой музыки в жизни людей разных стран

эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;



Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;





Формировать собственное мнение

19
Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.

Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка;
- основные принципы развития музыкального произведения.
Выразительно исполнять песни. Размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности.
Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.


20
Могучее царство Ф. Шопена
Творческий облик Ф.Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада – жанр романтического искусства.

Знать основные моменты творчества Ф.Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений;
- различные жанры фортепианной миниатюры
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений.
Формирование уважительного отношения к музыкальной культуре и ценностям другого народа;
Построение логического рассуждения, умозаключения в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа произведений ф.Шопена;
Ориентация в информационных потоках с целью отбора музыкальной и другой художественной информации, распространяемой по каналам СМИ.

Развитие чувства стиля композитора, позволяющего распознавать национальную принадлежность произведений, выявлять единство родного, национального и общечеловеческого
Активно слушать учителя ;
размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;
уметь строить понятное монологическое высказывание,


21
Ночной пейзаж
Жанр камерной музыки – ноктюрн. Образы «Ночной музыки».
Музыка- выражение личных чувст композитора. Картинная галерея.
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
П.И.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
А.П.Бородин «Ноктюрн» из квартета №2.
Знать понятие ноктюрн.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки;
-выявлять средства художественной выразительности.
Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.
Установление аналогий, классификация, самостоятельный выбор критериев для классификации, установления причинно-следственных связей, построения логических рассуждений, умозаключений, выводов об особенностях жанра ноктюрна.


Актуализация имеющихся знаний и слуховых представлений о жанре ноктюрна в творчестве различных композиторов.

Активно слушать учителя ;
Выявление специфики, средств выразительности в произведениях искусства;
Уметь задавать вопросы, с помощью вопросов получать необходимые сведения от учителя.


22
Инструменталь
ный концерт.
«Итальянский
концерт»
И.-С. Баха
Зарождение и развитие жанра камерной музыки – инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла 2времена года»). И.Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко.
Знать понятие инструментальный концерт, особенности стиля барокко;
Уметь называть полные имена композиторов: А.Вивальди и И.Бах;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
-определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.

Определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке;
Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
уметь строить понятное монологическое высказывание
эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;


23
Космический пейзаж
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
Э. Артемьев «Мозаика».

Осознать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, изобразительного искусства, а также легкой и серьезной музыки. Знать понятие: синтезатор. Уметь: определять форму музыкального произведения, определять тембры музыкальных инструментов, определять выразительные и изобразительные образы в музыке, сопоставлять поэтические и музыкальные произведения.
Осмысление новых средств музыкальной выразительности в процессе интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа;
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная.
Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной);
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия других стран;
Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие духовного мира.
эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства;
уметь строить понятное монологическое высказывание,
Формировать собственное мнение


24- 26
Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель»
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
Уметь: - проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения;
- определять форму, приемы развития музыки, тембры;
- выявлять средства выразительности музыкальных инструментов;
- применять дирижерский жест для передачи музыкальных образов.
Осознание русской природы музыки Г.Свиридова;
Расширение представлений о связях музыки и литературы, освоение возможностей симфонического оркестра в раскрытие образов литературного сочинения;
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.
Расширение с помощью Интернета представлений о концертно- музыкальных традициях разных стран мира;
Развитие умений речевого высказывания, диалога, дискуссии при усвоении особенностей стиля, музыкального языка современных произведений
Эмоционально-ценностное отношение к шедеврам отечественной музыки;
Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся; воспитание нравственно-духовных ценностей: семья, долг, нравственный выбор;
развитие патриотических чувств учащихся
Выдвижение гипотез и их обоснование;
размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;
Полно и точно выражать свои мысли о впечатлениях;

27
Симфоническое развитие музыкальных образов
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
Знать понятия: симфония, сюита, интерпретация, трактовка.
Уметь:
- называть полные имена композиторов: В.Моцарт, П.И.Чайковский;
- проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять тембры музыкальных инструментов.
Знать:
- понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена зарубежных композиторов: Л.ван Бетховен и его произведения.
Умение соотносить эмоционально- образные сферы музыки, особенности их сопоставления и развития.
Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы;
Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов;
Сравнивать, анализировать, высказывать собственную точку зрения.
Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
Осмысление учебного материала, выделение главного, анализ и синтез;
Оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
Признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Активно слушать учителя ;
размышление о воспроизведении определённого образа в различных видах искусства;
Анализ и сравнение произведений искусства;
Осуществление анализа образа.


28
Программная увертюра Л. ван Бетховена «Эгмонт»
Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. Ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт».

Выявлять характерные особенности музыкальной формы программной увертюры, развитие ассоциативно- образного мышления на основе сопоставления музыки с литературными текстами, произведениями живописи, скульптуры;
Определять тембры музыкальных инструментов и приемы музыкального развития.
Формирование умения устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения в устной и письменной форме; взаимодействие с учителем, сверстниками в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; поиск необходимой для выполнения учебных действий информации в Интернете.
Осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.


29
Увертюра-
фантазия
П.И.Чайковского «Ромео
и Джульетта»
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
Знать:
-понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.
Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.
Выявлять связь музыки с другими видами искусства, историей и жизнью, определять приемы развития и средства выразительности;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность;
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории;
Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
Выдвижение гипотез и их обоснование;
выполнение работы согласно правилам работы и обращения с муз. инструментами;
эстетическое восприятие окружающего мира и произведения искусства


30-
32
Мир музыкаль
ного театра.
Балет. Мюзикл.
Рок-опера
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».
Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика».
Знать:
-понятия: увертюра, программная музыка;
- строение сонатной формы;
- имена руских композиторов: П.И.Чайковский, и их произведения.
Понимать значение исполнительской интерпретации в воплощении художественного замысла композитора.
Проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
Размышлять омузыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, произведения современных композиторов;
Выразительно исполнять песни.
Стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;
Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.
Формирование отношения школьников к вечной теме жизни – любви – как духовно-нравственной категории;
Личностное освоение содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.
умение структурировать знания
Выявление взаимосвязи музыки с изобр. искусством, литературой ;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;


33
Образы кино-музыки
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
Знать:
-понятия: опер, балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты;
- имена русских и современных композиторов: С.С.Прокофьев, П.И.Чайковский, А.Журбин и их произведения;
Уметь определять форму, приемы развития и средства выразительности музыки.
Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю – музыка классическая, народная, религиозная, современная;
Выразительно исполнять песни;
Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.
Развитие критического мышления в процессе написания эссе, сочинений после просмотра киноверсий музыкальных сочинений;
Формирование позитивного отношения к мнению других людей, умение вести диалог;
Поиск в Интернете других версий музыкально-сценических произведений на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта».
Осознание социальных функций киноискусства в распространении шедевров музыкальной классики в жизни отдельного человека и общества в целом;
Эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
осуществление качественной характеристики произведения ;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;


34
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».
Тестирование по темам года.
Знать:
-понятия: вокальная и инструментальная музыка;
- имена композиторов: Н.Рота, Л.Бернстайна, С.Прокофьева, И.Дунаевского и их произведения;
Проводить интонационно-образный анализ;
Определять форму музыкального произведения.
Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.)
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
Защищать творческий исследовательские проекты.
Умение определять цели, распределять функции и роли участников в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;







Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.
Формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия, творческой деятельности эстетического характера.

Подведение под понятие, выведение следствий;

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу заданного вопроса

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия;



15