Классный час в начальной школе на тему :Урок вежливости


Классный час для начальной школы
Урок вежливости.
Цель:
формирование у учащихся понимания важности вежливого отношения к окружающим.
Знакомство детей с правилами поведения.
Учить детей выражать чувства добрыми словами.
воспитывать потребность в доброжелательном общении.
Задачи:
вырабатывать навыки культурного поведения;
прививать этические нормы;
воспитывать чувство уважения к другим людям.
Воспитывать доброжелательность;
умение дарить тепло и доброту;
способствовать развитию кругозора детей, умению мыслить и рассуждать;
развивать у учащихся эстетические и духовно - нравственные способности;
воспитывать у детей чувство толерантности, вежливости,  умение дорожить близкими людьми;
вырабатывать навыки культурного поведения;
прививать этические нормы;
воспитывать чувство уважения к другим людям.
Ход классного часа.
Вводное слово учителя.
Сегодня мы с вами поговорим о вежливости, о том, какие слова вы говорите при встречи, расставании, в совместных делах.
В вежливости проявляется ваше отношение к другим людям. Разбирая ситуации, в которых вы можете оказаться, играя в игры на сегодняшнем занятии, вы будете учиться быть вежливыми, познакомитесь с правилами поведения в конкретных ситуациях.
Послушайте , как о вежливости пишет С.Я. Маршак.
(Рассказывает ученик)
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,Вы место, без сомнения,
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для вида,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме.
И помощь ей предложите
Без просьбы — просто сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой,
Вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я,
Гулял он с важной няней.
Она давала тонкоеРебенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик
И, право, очень мил:
Отняв у младших мячик:
«Спасибо», — говорил.
Нет, ежели вы вежливы,
То вы благодарите,
Но мячика у мальчика
Без спросу не берите.
Учитель:
У вас на парте лежит листок с этим стихотворением и карандаши. Выберите понравившийся вам цвет и подчеркните те слова в стихотворении, которые вы считаете вежливыми.
-Перечислите их.
Учитель:
Как вы думаете, для чего всем людям нужно знать вежливые слова?
(Дети предлагают варианты ответов)
Учитель:
Вежливые слова - это лекарство, которое не купишь в аптеках! Эти слова не видны, но обладают чудодейственной силой - создают хорошее настроение, вселяют бодрость, делают человека привлекательнее и симпатичнее.
- Какие вы знаете вежливые слова? Сейчас мы узнаем, поиграв в игру «Круг вежливых слов».
- Послушайте правила: встаем все в круг и под музыку передаём мяч по кругу, как только музыка утихла, тот, у кого в руках окажется мяч говорит вежливое слово, а мы радостно похлопаем каждому вежливому слову. (Дети по очереди произносят вежливые слова)
-Замечательно, вы знаете очень много вежливых слов.
(Дети садятся на места)
Учитель:
А есть еще и плохие, злые слова, от которых человеку становится плохо, и он может даже заболеть!
Чтобы это подтвердить послушайте стихотворение:
Читает ученик:
Глаза у Саши велики,
Наш Саш близорукий.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил у кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: "Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша - водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!"
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
- Нет, - говорит он, - никогда,
Очков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очков носить не стыдно.
Всё надо делать для того,
Чтоб лучше было видно!
Учитель: Как поступили одноклассники Саши в этой ситуации?
Вывод: не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей, смеяться над ними.
Физминутка: Мы знаем все правила! Мы их выполняем!
- Если вы услышите правило, которое обязательно нужно выполнять, вы красиво, гордо стоите. Если же это вовсе не правило и так мы не делаем – садимся на корточки.
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.
- Входящего в класс, взрослого приветствуй стоя (покажите).
- Если хочешь ответить на вопрос учителя, крикни с места.
- Входящему в класс можно крикнуть “привет”.
- Бегать и шумно кричать можно только на игровой площадке.
- Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых.
- В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову.
- Помогать друг другу нужно всегда и всюду “Один за всех и все за одного”.
- Не надо ябедничать.
- Молодцы! Спасибо!
Работа с пословицей.
-Народная мудрость гласит: «Доброта, что солнце ».
Как вы понимаете это выражение?
(Солнышко дарит нам тепло, заботу, радость, внимание. Добрый человек тоже обладает этой способностью.)( НА доске изображение солнышка, а на его лучах слова: теплота, внимание, забота, радость, щедрость.)
Беседа «Почему нельзя придумывать прозвища? ».
- Грубость всегда была признаком плохого воспитания. А очень часто вы, ребята, бываете очень жестокими, когда дразните и оскорбляете тех, кто болен. Есть дети, которые не могут без очков хорошо видеть. Это очень серьёзное заболевание. Если очки не носить, можно совсем ослепнуть. Закройте на несколько секунд глаза и откройте, когда я вас попрошу.
(Учитель просит кого-то из ребят выполнить задание с закрытыми глазами: полей цветок, ВОЗЬМИ У МЕНЯ НА СТОЛЕ МЕЛ И ПОЛОЖИ НА ДОСКУ.)
-Сложно ли было выполнять задание? Что вы чувствовали при этом?
Представьте теперь, каково незрячим людям. А ведь дети не хотят носить очки, потому что их дразнят, и этим ухудшают своё зрение. Послушайте об этом стихотворение С.Я.Маршака «Четыре глаза».
(Инсценировка)
Глаза у Саши велики,
Но очень близоруки.
Врач прописал ему очки
По правилам науки.
Отшлифовали в мастерской
Два стёклышка на славу,
Потом заботливой рукой
Их вставили в оправу.
Очки вложили мастера
В коробку из пластмассы,
И Сашин дедушка вчера
Их получил из кассы.
Но про очки ребятам всем
Известно стало сразу.
Они кричат ему: «Зачем
Тебе четыре глаза?
Саша, Саша-водолаз!
У тебя две пары глаз.
Только ты, очкастый,
Стёклами не хвастай!»
Заплакал Саша от стыда,
Уткнулся носом в стену.
-Нет,-говорит он,-никогдаОчков я не надену!
Но мать утешила его:
- Очки носить не стыдно,
Всё надо делать для того,
Чтоб было лучше видно!
Над теми, кто надел очки,
Смеются только дурачки!
-Над физическими недостатками других людей могут смеяться только жестокие и невоспитанные люди, дружить с такими детьми просто опасно, ведь они могут подвести и оскорбить даже своего друга. Особенно жестоко оскорблять и обижать тех, кто болен.
-Вспомните сказку Катаева «Цветик- семицветик».Какие желания загадывала девочка?
-Давайте вспомним на исполнение какого желания девочка использовала последний лепесток своего волшебного цветка.
(Просмотр отрывка из м/ф « Цветик- семицветик»).
-А теперь представьте, что этот волшебный цветок попал к вам. Мы скажем волшебные слова и пожелаем друг другу что-то хорошее.
Игра «Цветик- семицветик».
На доске макет цветика- семицветика. Дети по одному, отрывая лепесток произносят слова
Лети, лете, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Будь по моему вели…
(продолжают, желая что-либо)
Выводы:
-Трудно ли быть вежливым человеком?
-Кого можно назвать вежливым человеком?
Все эти правила и вежливые слова нам нужны для того, чтобы общаться, друг с другом, чтобы все друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда бы относились к вам внимательно, по-доброму, с уважением. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по- доброму. Такого человека уважают, любят. И у него есть верные и надёжные друзья.
Так давайте же будем всегда добры, вежливы и внимательны друг к другу.