Конспект по русскому языку Слово называет признак предмета


№ 40. (1кл. – 4ч.)
Тема: Слово называет признак предмета. Чтение текстов по тематике «Наша
Родина - Казахстан» - К. Баянбаев.
Цель: познакомить учащихся с общим значением имён прилагательных;
- способствовать развитию орфографической зоркости, памяти внимания;
- воспитывать интерес к урокам русского языка.
Ι. Орг. момент.
1.Психологический настрой.
Сегодня на уроке мы будем работать под девизом, который вы сейчас мне назовёте сами.
- Первая буква в названии нашего девиза такая же, как в слове утка.
- Вторая буква согласная, два раза встречающаяся в слове одежда.
- Третья буква ударная в слове аист.
- Четвёртая буква в слове задача, она обозначает всегда мягкий согласный звук.
- Пятая буква в нашем слове - первая буква алфавита.
- Кто отгадал, каков наш девиз? УДАЧА
Я желаю вам удачного дня.
- Какая орфограмма встречается в этом слове? (Сочетание ча)
II. Актуализация знаний.
– На протяжении ряда уроков мы с вами работали над самой распространённой частью речи. Какой? (с именами существительными).
— Давайте вспомним, что такое имя существительное?
— А что вы еще знаете об именах существительных? (составление кластера)
— А как вы различаете одушевленные и неодушевленные имена существительные?
Неодуш.
Одуш. Собств.

Нариц.
Сущ.

По числам имеют род

Ед.ч. мн.ч. ж. м. ср.
Физкультминутка.
ΙΙΙ. Сообщение темы урока. Работа по теме.
Я предлагаю вам посмотреть мультфильм, просмотрев его, вы сами назовёте тему урока, над которой мы будем работать сегодня.
1. Видеоурок.
- Итак, тема нашего урока - Слово называет признак предмета.
2. Сравнение текстов.
(чтение детьми - слайд)
Вы входите в лес. Над головой шумят сосны. Приветливо кивают ветвями ели. Посреди поляны приветствует вас дуб. Его ветви как бы приглашают подойти ближе.

Вы входите в лес. Над головой шумят высокие, стройные сосны. Приветливо кивают ветвями молодые пушистые ели. Посреди поляны приветствует вас могучий дуб. Его нижние раскидистые ветви как бы приглашают подойти ближе.
- Какой текст вам понравился больше?
- Каким вы представили себе лес?
- Благодаря чему?
- Что такое прилагательное?
- Для чего люди в речи употребляют имена прилагательные?
Прилагательные делают нашу речь распространённой, красивой, яркой.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
1. Распределить слова в 2 столбика.
Волшебник, синий, сладость, мыльный, добряк, рассвет, жемчужное, усталость, махровое, питательный, дождь.- По какому признаку распределяли слова?
Физкультминутка.
2. Подобрать слова, обозначающие признаки предметов. (прилагательные)
Сок из винограда – виноградный сок
джем из сливы -….
морс из клюквы - …..
отвар из брусники - ..
запах цветов -….
- Что помогло вам выполнить данное задание?
- Какие слова называются прилагательными?
3*. Найти словосочетание, определить число.
Сущ.+ прилаг., с которым оно связано
ед.ч. ед.ч. мн.ч.
Выплыло на небо красное солнышко и стало своими золотыми лучами будить землю.
- Что такое имя прилагательное?
- Как вы его находите?
4. Знакомство с автором К. Баянбаевым (портрет, биография)
5.Чтение «Юрта»
- учителем
- анализ стихотворения
- чтение детьми
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового узнали на уроке?
– Что обозначает имя прилагательное?
– На какие вопросы отвечает?
– Приведите примеры.
– Наш урок я хочу закончить стихотворением:
Очень занимательное имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представьте-ка себе это: как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Стоит разве мучиться.
Не скажем мы «прекрасное».
Не скажем «безобразное»,
Не скажем маме: «милая, красивая, любимая»,
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде.
Эти замечательные при-ла-га-тель-ные.
V. Д\з Выучить правило, Упр.7, с.165
Отметки за урок – 12
«5»- 1
«4»- 6
«3»- 5