Примерный конспект занятия по сказке «Заюшкина избушка»

Программа проведения игр-драматизаций.
Программа игр-драматизаций была составлена нами на 4 месяца. Занятия проводились 2 раза в неделю по 45 минут, в свободное от уроков время.
При составлении программы мы опирались на следующие принципы:
Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
Принцип систематичности заключает в себе непрерывность и регулярность занятий.
Принцип комплексности предполагает взаимосвязь игры-драматизации с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
Принцип импровизационности предполагает творческую деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и ребенка, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
Цель программы: формирование и совершенствование у детей коммуникативных умений через игры - драматизации.
Задачи программы:
Формировать у детей умение налаживать партнерские отношения через игры-драматизации. Развивать потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе.
Воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности; развивать познавательные интересы через расширение представлений о видах театрального искусства.
Развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь, эмоционально-волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.
Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умения перевоплощаться, брать на себя роль, быть актером и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, упражнений актерского тренинга.
В ходе реализации данной программы формируются и совершенствуются следующие личностные качества детей.
Коммуникативные:
умение принимать себя и других;
умение видеть в другом человеке его достоинства;
эмоционально-положительное отношение к сверстникам;
знание культуры человеческого общения.
Коммуникативные навыки:
накопление опыта положительного взаимодействия;
умение находить общий язык;
умение без насилия решать конфликты;
навыки эффективного общения;
умение выражать свое мнение публично;
навыки коллективного взаимодействия;
навыки взаимного уважения и признания;
Деятельностные качества:
- умение планировать свою деятельность;
- умение налаживать партнерские отношения, взаимодействовать в паре, группе;
- умение действовать в конфликтных ситуациях.
Общечеловеческие ценности:
- ценность семьи;
- ценность здорового образа жизни;
- знание и уважение народных традиций.
( подробно изложено в таблице 1.)
Занятия включают следующие методы и приемы:
Психокоррекционные игры.
Коммуникативные игры.
Игры и задания, направленные на развитие произвольности.
Игры, направленные на развитие воображения, внимания.
Игры на развитие выразительной и диалогической речи.
Пальчиковые игры.
Игры с элементами танцевальных движений.
Культура и техника речи.
Этюдная работа.
Артикуляционная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Методические рекомендации
Нет необходимости кого-то убеждать в важности воспитания в детях доброты. Доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. В последние годы мир вокруг нас, и современное искусство, и компьютерные игры – все заряжено агрессией, поэтому неудивительно, что детям в такой реальности неуютно и они равнодушны к чужому состраданию и чужому горю.
Каким мы представляем себе доброго человека? (любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т.д.)
Как ребенок может научиться положительным моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном подражая тому, что он видит вокруг. Поэтому, на наш взгляд, игра-драматизация может стать эффективным средством в решении этих проблем. Она позволит ранимым и неуверенным в себе детям стать смелее, решительнее, поможет занять более активную жизненную позицию, поспособствует успешному общению в жизни. Занятия не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают способности к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, а главное – раскрепощают его творческие возможности и помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.
Игра-драматизация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативной активности у детей и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей. Очень важна диагностика коммуникативных отношений у детей на ранних этапах их обучения в школе. Только в это время можно произвести коррекцию отношений, совершенствование у детей способов построения взаимоотношений со сверстниками, сочетаемое с переориентацией сложившегося мнения сверстников; дальнейшая организация взаимодействия поможет вернуть веру в себя, радостное настроение, увеличить инициативу к завязыванию контактов.
Важным условием успешного поведения школьников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и т.д. Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.
В системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно правильно направить мысли и чувства малышей в нужное русло.
Выбор произведений для театрализованной деятельности обуславливается их содержанием, которое позволяет формировать у ребенка представления о нравственных качествах, связанных с умением оказать помощь, поддержку нуждающемуся, посочувствовать другу и просто тому, кто в нем испытывает потребность. При их чтении на конкретных примерах мы разбираем, что хорошо, а что плохо, обсуждаем поступки героев, мотивы, побуждающие к тому или иному действию, результат совершенного действия.
Драматизация помогает формировать у детей умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавая свои и чужие недостатки; помогает осознать свои чувства, причины поведения. Дети учатся умению взаимодействовать с другими детьми, играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди, договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе театрализованной игры.
Значимым моментом в работе с детьми является направленная работа воспитателя. Очень важны отношения детей в коллективе во время постановки, спектакля. Коллективная работа способствует формированию нравственных качеств ребят. Одна из задач – создать комфортный микроклимат. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями, умениями, но и чувствовать себя единым целым.
Выполнение задач программы базируется на рефлексии воспитателя и детей средствами актерского тренинга и ситуационных игр. Такая предварительная подготовка дает возможность активного словотворчества, со-игры, события воспитателя и ребенка и позволяет школьнику приобрести культурный опыт в естественных условиях образовательной среды.
Основной формой проведения занятий по программе является игра - драматизация. Игровое занятие как особая форма общения в процессе театральной деятельности школьников представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений.
Для успешной реализации программы используются следующие средства:
необходимое количество учебных часов;
светлый, просторный зал;
обеспеченность занятий аудио, видео сопровождением (фортепиано, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор);
наличие необходимого инвентаря (атрибуты для игр, танцев и т.д.)
Для качественного усвоения материала используются следующие приемы обучения:
игра
метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера)
инсценировки и драматизация
объяснение
рассказ и рассказ детей
чтение воспитателя
показ
личный пример
беседы
просмотр видеофильмов
разучивание произведений устного народного творчества
обсуждение
наблюдения
экскурсии.
Программа разделена на отдельные тематические части:
Ритмика
Артикуляционная гимнастика
Знакомство с видами театра
Беседы
Прослушивание и просматривание материала
Работа над этюдами
Пальчиковые игры
Игры - импровизации
Приемы вождения кукол
Работа над спектаклем
Изготовление атрибутов, декораций.

Формы подведения итогов реализации педагогической технологии.
КВНы и литературные викторины, конкурсы, открытые занятия;
Участие в праздниках и развлечениях для детей;
Показ спектакля для детей и родителей.
Каждое новое занятие несет в себе какой-то новый элемент: упражнение, задание или игру. Заканчивается занятие всегда эмоционально-занимательными или подвижными играми. В занятиях с использованием театральных кукол, рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику. Комплексы пальчиковых гимнастик воспитатель выбирает самостоятельно, т.к. методическая литература по данному вопросу разнообразна и содержательна.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя дать детям знания в формировании партнерских отношений, помочь освоить умения и навыки, развить внимание, память, творческое воображение.
В заключении хотелось бы отметить следующее: общение положительно влияет на детские отношения, если оно насыщается социально значимой мотивацией, выражающейся в стремлении развить общую игру, сохранить общность детей в игровом объединении, и если предметом осознания ребенка в игре выступает другой ребенок - партнер по игре, а также область отношений с ним. Владение способами общения - важное условие налаживания отношений между детьми в игре.
Содержание программы
Задачи:
Знакомить детей с видами театров;
Пробуждать интерес у детей к играм-драматизациям.
Учить детей передавать эмоциональное состояние (мимикой, позой, жестом, движением).
Развивать диалогическую и монологическую речь, разнообразить интонационную выразительность, обращать особое внимание на дикцию детей.
Учебно-тематический план

Наименование раздела
Количество часов

3.
Знакомство с видами театра
3

4.
Беседы
3

5.
Прослушивание и просматривание материала
6

6.
Работа над этюдами
6

7.
Пальчиковые игры
6

8.
Игры - импровизации
6

9.
Приемы вождения кукол
6

10.
Работа над спектаклем
6

11.
Изготовление атрибутов, декораций
6


Итого:
48


Виды театра:
кукольный
настольный
би-ба-бо
пальчиковый
драматизированный
настольный театр мягкой игрушки,
вязаный театр
конусный театр
театр народной игрушки
театр плоскостных фигур
театр ложек
Работа над этюдами:
жесты
мимика
эмоции
Знакомство с произведением.
Работа над сценическими движениями (разучивание танцев)
Работа с песней (разучивание песен)
Пальчиковые игры (по усмотрению воспитателя)
Работа над ролью (диалогическая, монологическая речь, интонационная выразительность, дикция)
Знакомство с приемами вождения кукол.

В предлагаемой программе широко используются этюды. В игровых сюжетных ситуациях (этюдах) разнохарактерные персонажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактным, восприимчивым к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
Дети привлекаются к обсуждению эскизов афиш, пригласительных билетов. Обучаются изготовлению конусного театра. Привлечение детей к изготовлению театра игрушек в технике папье-маше.


15