Конспект подгруппового логопедического занятия Строим дом для просят для подготовительной группы


Конспект подгруппового логопедического занятия "Строим дом для поросят" для подготовительной группы детского сада
Тема : Автоматизация звука –рь- в слогах, словах.
Цель:
Автоматизировать звук –рь- в слогах, словах.
Упражнять в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных.
Упражнять в составлении предложений по заданным словам.
Стимулировать детей к выбору самостоятельных способов выполнения задания, работая в подгруппе, учить умению договариваться.
Развивать артикуляционную, общую и мелкую моторику.
Развивать зрительное восприятие, воображение, память, чувство ритма.
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением строительных инструментов.
Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики.
Вызывание (постановка) звука -рь-.
Разучивание слов к физминутке.
Оборудование: аудиозапись песни из мультфильма “Три поросёнка”, “зашумлённые” картинки с изображением строительных инструментов, мяч, индивидуальные зеркала, схематичное изображение крыльца, разноцветные счётные палочки, стаканчики с питьевой водой, картинки (в названии которых находится звук -рь-).
Ход занятия
1. Оргмомент.
- Ребята, я очень рада вас видеть!!!
- Паша, ты, как всегда, очень аккуратен.
- Вова, у тебя хорошее настроение.
- А у Тани очень добрые глаза.
- Я вижу, что вы готовы заниматься. Сегодня нам предстоит построить дом, а для кого, - вы сейчас узнаете.
Звучит аудиозапись песенки из мультфильма “Три поросёнка”:
“Нам не страшен Серый Волк, Серый Волк, Серый Волк.
Где ты бродишь Серый Волк, злой и страшный волк?”
- Вы помните, из какой сказки эта песня?
- Да,“Три поросёнка”. А как их звали? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).
- Вы хорошо помните эту сказку? (Ответы детей).
Психогимнастика:
-Изобразите сердитого волка. А сейчас покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. Представьте, как волк дул на домики поросят. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.
-Вы помните, чем закончилась эта история?
Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа.
-Но вскоре, поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий и надёжный дом.
Вы им в этом сегодня поможете?
-Для этого вы должны быть очень внимательными, старательными. А также правильно произносить звук -рь-. Меня очень радует, когда у вас всё получается. Если будет нужно, то я обязательно вам помогу. Ну что, приступим?!
2. Упражнение на развитие зрительного внимания.
-Дом можно построить без инструментов? (Нет).
-Поросёнок Ниф-Ниф нёс ящик с инструментами, да так торопился, что нечаянно упал и уронил его. Все инструменты рассыпались. Помогите ему.
-Внимательно рассмотрите картинку (предлагается “зашумлённая” картинка с изображением строительных инструментов), и найдите какие инструменты спрятаны на ней. (Дети ищут и называют инструменты).
3. Образование относительных прилагательных.
Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, а тот, кому я брошу мяч, будет называть, каким он будет.
из соломы ?– … соломенным;
из камня - ?...из дерева - ...
из металла - ...
из стекла -...из стали -...из железа - ...
из резины -...из серебра- ...
из глины - ...
из кирпича - ...
-Как вы думаете, из чего будет лучше построить крепкий дом?
4. Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркал).
-А мы попробуем построить дом по-своему.
Для установки стен взяли молотки. Вот как молоточками стучали.
“Молоточек”
Улыбнуться. Открыть рот. Поднять язык к нёбу. Произносить д-д-д-д.
-В стене они сделали большие, светлые окна. Вот такие.
“Окошко”
Улыбнуться. Открыть широко рот. Удерживать в таком положении.
-Когда стены и потолок были готовы, поросята решили их покрасить. Покрасим потолок.
“Маляр”
Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
-А теперь окошки выкрасили.
“Красим окна” (облизать губы).
“Покрасим стены” (языком водить внутри щёк).
-На крыше дома выложили вот такую трубу.
“Труба”
Губы вытянуть широкой трубочкой.
“Вымыли полы”
Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно “почистить” за нижними зубами.
Когда в доме стало чисто, повесили красивые “Шторы”. Вот такие.
Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.
Физминутка
Динь-дон, динь-дон -
Братцы строят новый дом.
Красят стены, крышу, пол,
Прибирают всё кругом. (Дети сопровождают свои слова действиями).
Мы к ним в гости придём
И подарки принесём.
На пол – мягкую дорожку,
Расстелив её к порожку,
Две подушки на диван,
Мёду липового жбан.
5. Автоматизация изолированного звука -рь-.
-К дому пристроили поросята вот такое высокое крыльцо (схематичное изображение крыльца). Весело подниматься и спускаться по нему (2 раза подняться и опуститься). Дети ходят указательным и средним пальцами, как ножками, каждый шаг сопровождая произнесением звука -рь-.
6. Развитие мелкой моторики.
-Походили поросята по крыльцу туда-сюда, жарко стало. Очень пить захотелось. Где воды взять? Материал есть для постройки колодца (предлагаются разноцветные счётные палочки). А как построить, - нужно договориться. Готовы ли вы самостоятельно взяться за решение? Приступайте.
Получилось сделать задуманное или нет? Если нет, то почему?
А хотите попробовать воду из нашего колодца? (Детям предлагаются стаканчики с питьевой водой). Какая вода? Вкусная, прохладная, чистая, полезная… Расскажите, что вы почувствовали?
7. Автоматизация звука -рь- в слогах.
Отхлопывание и одновременное произнесение слогов в заданном ритме.
Когда домик получился таким красивым, поросята очень обрадовались и стали отстукивать копытцами. (Дети повторяют за логопедом).
Ря, ря, рярё, рё-рё
рю-рю, рюре, ре, ре-ре
ря-ря-ря, ряри, ри, ри-рире, ре-ре, ре.
8. Автоматизация звука -рь- в словах.
-Стали поросята вносить в новый дом разные предметы. Назовите их.
(раскладывание и называние картинок со звуком -рь-: ремень, гребешок, пряник, репка, парик, матрёшка, рюкзак, рябина, гриб).
9. Развитие зрительного восприятия, памяти.
Усвоение родительного падежа существительных.
Игра “Чего не стало?”
-Наф-Наф предлагает поиграть в прятки. Сейчас вы закроете глаза, я уберу какую-то картинку, затем вы посмотрите внимательно, и скажите, какой картинки не стало.
10. Составление предложений с заданными словами.
-Во время переезда из старого маленького, в новый большой дом, всё перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помогите составить предложения правильно, чтобы было понятно.
Три, жили-были, братца-поросёнка, весёлых.
Строить, настоящий, начали, дом.
Дом, очень, получиться, крепкий, красивый, и.
Поросята, три, дом, в, жить.
Счастливые, стали, поросята, петь, плясать, и.
-Молодцы! Хорошие предложения составили!
11. Итог.
- Что вы узнали сегодня нового на занятии?
- Что больше всего понравилось?
- А что было трудно выполнить? Почему?
У нас всё получилось благодаря тому, что вы смогли договориться друг с другом и старались построить такой замечательный дом для поросят. Молодцы!