Разработка урока биологии на тему Земноводные (7 класс)


Обобщающий урок по теме: «Земноводные».
Цель: обобщить знания о строении и разнообразии представителей класса Земноводных, систематизировать знания о строении органов, функциях и их взаимосвязи; провести тематический контроль знаний;
Развивать умения, сравнивать, обобщать, логически мыслить , делать выводы; развивать познавательный интерес у учащихся, воспитывать бережное отношение к природе, осуществлять экологическое образование и воспитание, приобщать учащихся к научному творчеству.
Оборудование:
Тип урока: обобщения и систематизация знаний, контроль знаний.
Форма урока: урок – игра
Подготовка к уроку:
- выбрать жюри
- разделить учащихся на 2 команды
- придумать название команд
- подготовить эмблемы
- выбрать капитанов команд
- ознакомить учащихся с правилами игры
- в качестве домашнего задания за несколько недель до урока командам предложить составить ребусы, поработать с дополнительной литературой.
Правила игры.
Деление класса на 2 команды
Выбрать капитана
- за каждый правильный ответ получают 1 балл в счёт оценки, а также балл для команды;
- за нарушение дисциплины снимать 1 балл с команды;
- подсчет ведет жюри
За задание репродуктивного уровня команда получает 1 балл, за задание конструктивного уровня - 2балла, за творческие – 3балла.
Структура урока.
Организационный этап.
- объявление темы и задача урока
- представление жюри
- правила игры
- отметить смайликом свое самочувствие.
II. Обобщение и систематизация знаний.
Озвучить девиз урока.
« Играющий и есть мыслящий, ибо душевно разбужен»
Разминка: учащиеся по очереди отвечают, за ответ 1 балл.
У доски работают 2 человека ( представители команд)
Первое задание.
Используя таблички с магнитом.
Место земноводных в системе царства Животные
Царство: Животные ( 4 тысячи видов)
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Черепные (Позвоночные)
Класс: Земноводные
Отряд Отряд Отряд Безногие Хвостатые Бесхвостые
Второе задание.
Перепутать систематические категории и дать задание
расположить в правильном порядке ( в виде диаграммы).
Земляная лягушка
Тип хордовые
Класс земноводные
Царство Животные
Род лягушка
Отряд Бесхвостые Головоломка
( на доске написать слова) от команды по 2 ученика, кто
Я, шаг, лук (лягушка) быстрее и правильно напишет
Рана, сад, мал (саламандра) название земноводных.
Кол, ива, стог (головастик)
Сальто, кол ( жерлянка)
Вост, как (квакша)
Конкурс: « Лягушка путешественница»
( отвечают по очереди).
Каким стилем плавает лягушка? (броском, движение вперед даёт толчок задних конечностей, длинные пальцы которых соединены плавательной перепонкой).
Могут ли лягушки лазать по деревьям? Если да то приведите пример.
(древесные лягушки листолазы, на Кавказе и Украине, древесные Лягушки-квакши).
Как прыгает лягушка?
Может ли лягушка летать?
( да, например, древесная лягушка с о. Борнео).
Может ли лягушка копать.
( да, обитающая в Европе обыкновенная чесночница (издает запах чеснока). Она умеет зарываться в землю. Норы она роет задними лапами снабженными специальными мозолями в виде лопатки.
Конкурс: «Секреты жаб»
(изображение жабы на экране)
Как отличить лягушку от жабы:
(отвечают по очереди не менее 7-8 ответов).
- крупнее
- верхняя часть тела усыпана «бородавками»
- брюхо светлое, пятнистое
- медленно передвигается
- не могут прыгать, а ползают, так как задние конечности развиты слабее передних
- плавают плохо
- в воду заходят для икрометания
-икра имеет вид цепочки, а не комков
Блиц турнир: ( команды быстро отвечают на вопросы. Вопросы читает учитель).I команда
На какие отряды делится класса Амфибии?
Назовите предков земноводных ( кистепёрые рыбы).
Какая кожа у земноводных. Чем покрыта?
Какое сердце у взрослых земноводных?
Какое оплодотворение у земноводных?
Как дышат личинки лягушек?
Какие веки у земноводных. (подвижные)
В каком отделе сердца кровь сливается?
II команда
Назовите органы дыхания у земноводных?
Сколько кругов кровообращения у земноводных?
Как называется личинка Амбистомы (аксолотль)
Из каких отделов состоит сердце земноводных?
Из каких отделов состоит орган слуха у земноводных?
Как называется личинка земноводных?
Как называется процесс развития с превращением? ( метаморфоз)
В какой воде живут земноводные? ( в пресной и чистой)
Турнир знатоков.
( по 2 человека от команды, отвечают по очереди. Если не могут
ответить, помогает команда).
Как будет вести себя жаба если перед ней будет лежать спелая клубника или мертвое насекомое. Под вопрос : Что нужно сделать и почему, чтобы жаба схватила предложенное угощение?
Какой ученый и почему назвал зеленую лягушку съедобной (К.Линей, т.к. их мясистые задние ноги по вкусу напоминают мясо молодых цыплят).
Было время, когда жерлянок или лягушек сажали в сосуд с молоком и оно долго не скисало? Объясните этот факт.
Какие земноводные древне-хвостатые или бесхвостые? Почему так считаете.
Почему, если наблюдать за обедающей лягушкой, создается впечатление, что она получает удовольствие от еды; часто моргает, закатывает глаза? ( о глотательном акте с помощью глазных яблок).
Почему кожа у лягушек, в отличие от высших животных, прикрепляется к телу не на всем протяжении, а лишь в строго определенных местах? (все остальное подкожное пространство заполнено жидкостью, идущей на образование слизи).
Спортивные стили, как брасс и батерфляй используют способ плавания амфибий. Какие движения воспроизводит плавец и какая конструкция была использована человеком, при создании необходимой принадлежности автономного водолазного костюма? (движение задних конечностей, создана конструкция задних конечностей-ласт).
Конкурс: «Верю- не верю».
(можно 1 человек + помощь команды).
Невежественные люди обвиняют жаб в распространении бородавок, агрессивности, чудодейственности, ядовитости. Справедливы ли такие обвинения?
В трагедии « Макбет» В.Шекспир( зачитывает учитель)
Сестры в круг! Бурлит вода.
Яд и нечисть, все туда.
Жаба, что в земле сырой,
Под кладбищенской плитой
Тридцать дней копила слизь.
Первая в котле варись.
На головастика тритона напала рыба. Он вырвался, а хвост оторвался (какова дальнейшая судьба головастика? (регенарация).Погибнет ли он.
В процессе опытов установлено, что при температуре 0 С лягушки, делают прыжки длиной 10-15 см, а при t=+ 25 С- около 100 см.
Объясните результаты опытов.
Лягушку в террариуме некоторое время, держали без воды, и она сильно похудела. Когда туда поставили ванночку с водой, лягушка забралась в неё и довольно быстро, прошёл её исхудалый вид. Как можно объяснить результаты опыта?
Конкурс: « эмбриологов».
( по 1 человеку + помощь команды по очереди. За каждый ответ с
помощью зала -0,5 балла).
Поставить запись голосов земноводных.
По каким признакам определяется пол лягушки? (привести примеры с резонаторами, окраска, шероховатые уплотнения (мозоли у самцов травянистой и зеленой лягушек, информация о драках самцов задними ногами, выбор самкой самого «поющего самца»).В икринках большинства земноводных более тяжелая часть яйцеклетки всегда обращена книзу. Верхняя темная часть яйцеклетки, напротив, обращена вверх. Какое это имеет значение для развития животного?
Икра отложенная лягушками вначале падает на дно водоема, а затем через некоторое время всплывает на поверхность воды. Что способствует ее всплыванию? Каково значение этого явления. (оболочка икринок в воде разбухают, становятся толстыми, прозрачными).
Интересно знать:
- жаба –повитуха носит икру на себе, (самец!!) Намотав на бедра.
- суринамская жаба-пипа ( в ячейках на спине) южноамериканский вид.
- тропический двухцветный листолаз – в пазухах листьев бромелий, где скапливается дождевая вода и переселяет головастиков по мере роста.
- случайные квакши- в специальных сумах. Ринодерма Дарвина (обитает в Чили) – заглатывает ткринки и вынашивает их в голосовом мешке.
4!. Повышенной сложности. (ответ 2 балла при полном ответе).
Почему говорят, что каждую весну почти в любом водоёме мы можем наблюдать «краткое повторение великого эволюционного процесса», продолжавшегося миллионы лет?
( это превращение головастика: теряют жабры, хвост «у лягушек и жаб), отращивают конечности и выходят на сушу).
Экологический конкурс ( 2 балла).
В умеренном климатическом поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках-около 1,5 тысяч. Объясните это.
Известно, что тритоны живут в воде. Как Вы думаете живут ли они на суше. Чем питаются. Впадают ли в спячку?
( 1,5-3 месяца весной и летом живут в тени лесов, кустарников, парков, в сырых оврагах. Ночной образ жизни. Едят слизней, дождевых червей, сороконожек, клещей, гусениц. Зимуют с октября по апрель тоже на суше, спят под корягами, в кучах листвы, в норах кротов и мышей, в подземельях, (собираются десятками и сотнями), в непромерзлых водоемах, гребенчатые иногда в подводной тине).Зачем в Германии, Польше и других государствах защитники природы устанавливают вдоль автострад специальные низкие барьеры из проволок. Специальный знак «Острожно лягушки». Переходы подземные начали строить в Западной Европе.
( Огромное число земноводных гибнет под колёсами. Например В Росси за 1 год гибнет около 10 миллионов лягушек и жаб.
Можно ли это допустить. В Западной Европе под охраной государства земноводные и ловля их запрещена).Экологическая задача.
По наблюдению учёных 1 травяная жаба съедает за сутки ~ 7 вредных насекомых. Сколько насекомых съест жаба за 6 месяцев активной жизни.

Герой Гоголевских «Мертвых душ» Собакевич, как известно категорически заявлял: « Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму её в рот». Как сейчас обстоит дело. Где взять столько лягушек для блюд, которые стали блюдами национальной кухни?
( Например: во Франции уже созданы специальные фермы по разведению лягушек для пищевой промышленности).
Знаете ли Вы, почему лягушек называют мучениками науки? Как люди отметили великие заслуги.
( Медицина, биология. Отработана техника физиологического эксперимента. Опыты и наблюдения. Памятники поставлены в Токио и Париже. В Токио на деньги студентов.
Почему Альфред Брем писал: « Жаба- настоящее благословение для места, где она поселилась»?
Зачем, например французские крестьяне, английские садовники сотнями покупали жаб, чтобы выпустить в сады и огороды, на поля. ( В Париже в 19 веке даже существовал специальный жабий рынок).
Конкурс: «Самая самая!!!»
Безногие амфибии –червячок.
Хвостатые:
- тритон гребенчатый 18 см.
- тритон обыкновенный 10 см
- самый красивый –малоазиатский тритон
( 600-2750 м. над уровнем моря, в воде горных рек и озер).
- огненная саламандра 32 см.
- альпийская саламандра до 20 см ( рожает только 2-х детенышей длиной 4 см готовых к жизни на суше-вынашивает их 2-3 года, растут в яйцеводах матери).
- удивительная древесная саламандра 10-12 см.
- исполинская саламандра- самая крупная пойманная весила65 кг и длиной 1,8 м. вымершие сородичи до 9 м. в длину.
- лягушка –голиаф. Особь имела длину 3,6 см ( с вытянутыми ногами -87 см), вес 3 кг 657 гр.)
- озерные лягушки до 17 см.
- жаба –ага – величиной с обеденную тарелку и весом свыше 2 кг.
- самый крупный головастик -25 см. с южно-американской удивительной лягушки ( название вида),но затем она уменьшается, как будто сдувается, превращаясь в маленькую 5 см лягушку.
Срок жизни:
- В неволе чесночница и прудовая лягушка до 10 лет
- Лягушка-бык 16 лет.
- травяная лягушка 28 лет.
- серая жаба -36 лет. Причем до глубокой старости растет и увеличивается в размерах.
Это интересно: Самый сильный яд.
Джунгли Южной Америки и Колумбии.
Лягушка «Кокоа»-местное название или «ужасный листолаз» называют ученые.
Золотистая кожа, умещается в чайной ложке. Её яд в 1000 раз сильнее цианистого калия, в 35 раз сильнее яда среднеазиатской кобры. 1 дозы яда достаточно, чтобы умертвить 1500 человек. Самый сильный из всех животных ядов. Одной лягушки хватит, чтобы изготовить 50 ядовитых стрел, для духовой трубки (используют индейцы). Сохраняет свои свойства высушенный яд 15 лет. Её размер 2-3 см.
III Итоги урока .
Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет победителей.
Итоги по тематическому оцениванию
Рефлексия (с помощью смайликов показать настроение в конце урока).
Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему:
« Жизнь замечательных животных», придумать экологическую сказку. Стихотворение или составить кроссворд, ребус, головоломку.
Литература:
- Дидактический материал по зоологии Никишев А.И.
- Энциклопедия « Проверте свои знания, ИКФ, Сталкер А.Э.Брэм, т. 3 « Герра»- «TERRA».
- С.С.Молис, С.А. Молис. Активные формы и методы обучения биологии. Животные «Просвещение».
- Задачи и упражнения по биологии Е.В.Шухове, А.М.Охрименко.
- Энциклопедия для детей, т. 2 Издательство «Авента».
Биология 400-410.