Современные подходы в подготовке учащихся к сдаче ЕНТ

Доклад «Современные подходы в подготовке учащихся к сдаче ЕНТ»
(Из опыта работы по подготовке к ЕНТ учителя истории.)

Задачи, стоящие перед учителем при подготовке учащихся к ЕНТ:
1. Сделать каждый урок содержательным и интересным.
2. Вооружить учащихся глубокими, прочными знаниями.
3. Развивать творческое мышление учащихся, их познавательную активность, самостоятельность, стимулировать интерес к предмету.
4. Развивать умение самостоятельно пополнять свои знания, в том числе из источников внешкольной информации, правильно ориентироваться в событиях.
5. Развивать умение выделять главное, существенное в изучаемом материале.
6. Обучать строить логические схемы, составлять план, формировать краткие выводы; сопоставлять и обобщать изучаемые факты, понятия, усваивать новые понятия, термины.
7. Превращать знания по истории в стойкие убеждения.

Организация работы.
1. Коллективная, индивидуальная работа малыми группами, самостоятельная.
2. Работа проводится на уроках и во внеурочное время.

Формы работы:
- опережающее изучение предмета
- беседы
- разбор тестовых заданий
- заполнение таблиц
- составление кластеров
- изучение материалов СМИ
- посещение библиотеки, школьного музея

Процесс подготовки к ЕНТ начинаю с начала учебного года и провожу ежедневно по специальной системе до окончания учебного года. Для того, чтобы учащиеся охотно работали над повышением качества знаний, стараюсь разнообразить задания, обязательно работаю в сотрудничестве с учениками, т.е. прислушиваюсь к их мнениям, просьбам, требованиям.
Работая в 11-х классах по основной программе, одновременно повторяю с учащимися материал 6-10-ых классов, что увеличивает нагрузку. Чтобы этот процесс не затруднял учащихся, необходимо творчески подходить к нему. Предлагаю свой вариант работы в этом направлении.
1. Дети получают задание самостоятельно повторить материал об одном из исторических периодов (по учебникам и своим записям в тетрадях).
2. С учащимися проводятся беседы, консультации, на которых мы разбираем непонятные вопросы, при этом составляем кластеры, таблицы, схемы.
3. По окончании повторения проводится тестирование (с использованием различных видов заданий). После проведенного тестирования обязательно проводим разбор и подводим итоги.
4. Внеклассная работа. Проводятся турниры, диспуты, игры, где используем материал как за 11 класс, так и за 6-10 классы.
5. Для проведения проверки знаний готовим задания, где активное участие принимают сами ученики (готовят тесты, таблицы)
6. Учащимся даются тетради на дом, чтобы доработали, исправили ошибки в своей работе.
7. Работа по повторению, изучению материала проводится не только на уроках истории Казахстана, но и на уроках граждановедения, истории мира.

Главное мое правила: «Не оставляй без внимания ни одну работу ученика».
Поэтому мы анализируем не только те работы, которые учащиеся выполняют совместно со мной, но и материалы пробного тестирования, индивидуальных работ. Анализируя, подводим итоги: материал какого периода нужно повторить, затем работаем коллективно и дома самостоятельно.

Примеры работы на уроках с использованием подготовки к ЕНТ.

1. Урок по предмету «Человек и общество». Тема: «Статус личности». Задание классу: составить политический портрет Президента РК Н.А.Назарбаева по схеме.













К уроку «Независимость – вековая мечта» после повторения материала за 9 класс с учащимися составляем историческую ленту – пути к независимости, начиная с XVв. Задача учащихся – использовать хронологию, привести в пример деятельность исторических личностей.

Жанибек и Керей 16 декабря
1991г.
Жанибек и Керей (сер.XVв.); Казахское ханство (1459г.); Касым хан (1511-1523гг.); Хакназар (1538-1580гг.); Есим хан (1598-1628гг.); Абулхаир (1693-1748гг.); Тауке хан (1716-1718гг.); присоединение к России (1713-1873гг.); Абылай хан (1771-1781гг.); Кенесары (1837-1847гг.); национально-освободительная революция (1916г.); КазАССР (1920г.); КазССР (1936г.); суверенный Казахстан (16 декабря 1991г.)

2. Урок всеобщей истории. Тема: «СССР в первые послевоенные годы».
Задание на дом: составить кластер, отражающий исторические события, проходящие в СССР и Казахстане в данный период по плану:

1947-1950-е гг.
СССР Общие сведения Казахстан
1 ? 1 ?
2 ? 2 ?
3 ? 3 ?
4 ? 4 ?
5 ? 5 ?

3. Изучая тему «Афганистан», повторяем материал об участии воинов-казахов в афганской войне, заполняем при этом таблицу.

В Отечественной войне 1941-1945гг. В афганской войне 1979-1989гг.

Какое количество людей участвовало? (из них казахстанцев) Сколько человек не вернулось с фронта? (из них казахстанцев) Сколько человек получило звание «Героя» (из них казахстанцев) и т.д.

4. На уроках граждановедения, говоря о государственности, разбираем структуру первых раннефеодальных государств на территории Казахстана. Ученики получают заранее опережающим методом задание повторить материал об образовании первых феодальных государств (каганатов). Затем на уроке коллективно разбираем историю каганатов по плану:












На последующих уроках даю задание, которое способствует закреплению материала:

Соотнесите и дополните

Государство
Время существования
Территория
Правитель

1.Тюркский каганат
2.Западно-Тюркский каганат
3.Карлукский каганат
4.Государство Огузов
5.Государство кимаков
6.Кыпчакское ханство
7.Государство Караханидов
IX-XI вв.
Сер.XIIвв.
552-603гг.
VIII-Xвв.
XI-XIIIвв.
603-704гг.
к.IX-нач.XIвв.
?
?


5. На уроках истории Казахстана при изучении темы «Политические партии и общественные объединения» вспоминаем, какие партии и движения были образованы в ходе истории Казахстана, начиная с 1905 г.

В ходе работы получаем следующую запись:

1905г. - ? (Алашское движение – 1917г. партия «Алаш»)
1917г. - ? («Иттифок-и-муслими» (Союз мусульман))
1920г. - ? (Компартия)
1990г. - ? (Социал-демократическая партия)
1991г. - ? (Социалистическая партия)

Н.А.Назарбаев

статус

Политическая деятельность

Биография

Достижения

Мировое признание

Название государства

Время существования

Правитель

Территория существования

Политическая жизнь

Общественная жизнь

Титул

Ставка