Проектная работа по теме: Эти загадочные грибы — плесень.


Проектная работа.
Тема: «Эти загадочные грибы - плесень».
Выполнил: ученик 6 «А» класса
МОУ «СОШ №106» школа
Порошенко Илья
Домашний адрес: ул. Огородная д.151 кв. 6 индекс 410036
Контактный телефон: 95-97-29
Руководитель: учитель биологии
МОУ «СОШ №106
Сеферова Ирина Николаевна
Саратов
2013
Содержание.
Введение………………………………………………………………..…….....4
1. Основная часть……………………………………………………5 - 11
1.1. Это загадочное существо - плесень.......................................................51.2. Опасный хлеб……………….......................................................61.3. Борьба с плесенью и защита от нее…………………………10
2. Исследовательская работа……………………………………….12
2.1. Условия появления и развития плесени. 2.2 Изучение микроскопического строения плесневого гриба…… 3. Результаты анкетирования………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………13-14
Список использованной литературы……………………………….15
Тезисы к исследовательской работе по экологии: «Плесень».
Меня зовут Порошенко Илья, я ученик 6 «А» класса МОУ СОШ № 106 города Саратова. При выполнении исследовательской работы мне помогала мой учитель биологии Сеферова Ирина Николаевна. Однажды когда я пришел домой, я решил сделать себе бутерброд. Приготовил все ингредиенты, но с удивлением увидел, что хлеб был покрыт плесенью. На уроках биологии мы изучали плесневые грибы, рассматривали в микроскоп, но мне захотелось узнать о них больше. Все ли сорта хлеба подвержены быстрому заражению плесенью? И можно ли употреблять такой хлеб в пищу? Существует ли защита от заражения? В своей работе я попытался найти на них ответ.
Цель работы: выявление вредных свойств хлебной плесени.
Задачи:
Изучить литературу по данному вопросу.
Определить и проверить на практике благоприятные условия для появления и развития плесневых грибов.
Изучить микроскопическое строение гриба.
Изучить способы защиты хлеба от плесени.
Объект исследования: плесень на хлебе разных сортов.
Предмет исследования: условия благоприятные для размножения плесени и способы защиты от неё.
Гипотеза: Предполагаю, что плесень может появиться на хлебе при определённых условиях.
Методы:
Сравнение и анализ
Эксперимент
Наблюдение
Основная часть.
Это загадочное существо - плесень.
Чтобы ответить на возникшие вопросы я обратился к научной литературе. Проанализировав все источники узнал, что такое плесень. Плесени образуют на поверхности изделий пушистые налеты: самого разнообразного цвета: серого, зеленого, белого, голубоватого, желтого и черного. Под микроскопом этот пушок представляет собой длинные бесцветные переплетенные нити – мицелий. Размножаются плесени спорами. Споры собраны или в шаровидные спорангии (мукор) или расположены на специальных выростах - конидиеносцах. У аспергиллов конидиеносцы похожи на лейку, отсюда второе название данного рода - леечник. Конидиеносцы пенициллов напоминают кисть, поэтому род Penicillium называют иначе кистевик. При созревании одного спорангия образуются сразу сотни спор. Каждая из них дает начало новому мицелию. Этим объясняется быстрое поражение продуктов плесневыми грибами.

Опасный хлеб.
Хлеб, который мы покупаем сегодня в наших магазинах, далек от стандартов качества, а в ряде случаев просто опасен для здоровья. Опасный хлеб сильно крошится при нарезке, быстро покрывается плесенью при хранении, да и запах у него совсем не вкусный. Стандартный срок годности хлеба – трое суток. Потом он черствеет и превращается в сухарь. Однако, сейчас мы часто наблюдаем такую картину – купили свежий хлеб, а наутро он весь покрыт зеленой или черной плесенью. Отчего появляется плесень на, казалось бы, свежем хлебе? Первая причина – это антисанитария в производственных помещениях, где пекут хлеб. Споры плесени, находящиеся в муке, как правило, погибают во время выпечки. Хлеб выходит из печи практически стерильным. Хлеб заражается при непосредственном контакте с загрязненными предметами (транспортные и упаковочные средства, руки и одежда персонала) или через воздух. Чаще всего хлеб портится под влиянием плесневых грибов из рода Aspergillus , Mucor , Penicillium. В 1 м3 воздуха производственных помещений хлебозавода содержится 44-89,0 тыс. спор плесневых грибов. При содержании в 1 м3 воздуха 85-5000 спор за 1 ч на 100 см2 поверхности хлеба оседает от 10 до 400 спор плесеней. Вторая причина плесени на хлебе – хлеб не пропечен. Сырой хлеб – благоприятная среда для размножения плесени. Третья причина появления плесени на хлебе может означать то, что хлеб изготовлен по особой технологии – с добавлением в него просроченного хлеба. Делается это так – хлеб, срок годности которого истек и который не был куплен в магазине, возвращается обратно в пекарню. Там его перемалывают в крошку и добавляют в свежее тесто. Если в тесто добавляется просто черствый хлеб – то это не страшно, единственный минус – не слишком высокие вкусовые качества. Но если недобросовестный производитель добавит в свежее тесто заплесневевший хлеб, то, разумеется, батон почти сразу покроется зеленой или черной коркой плесени. Заплесневевший хлеб нельзя использовать в пищу, это очень опасно для здоровья. Обычная плесень является сильным аллергеном и может стать причиной таких серьезных заболеваний как бронхиальная астма и даже смерти людей со сниженным иммунитетом – больных лейкемией, СПИДом, после химиотерапии или пересадки костного мозга.
1.3. Борьба с плесенью и защита от нее.
Для подавления развития плесеней на хлебе предложены различные методы, в частности стерилизация и консервирование. 1) При термической стерилизации хлеб предварительно плотно упаковывают, а затем нагревают до 90°С в течение 30-60 мин. Одна упаковка без стерилизации не предохраняет хлеб от плесневения. Кроме термической обработки предложено стерилизовать хлеб током высокой частоты, ультрафиолетовым и ионизирующим облучениями. Однако применение ионизирующего излучения хлеба запрещено в связи, с вызываемой радиоактивностью. 2) Развитие плесени замедляется при хранении хлеба в замороженном состоянии (-24°С), в вакууме и в атмосфере углекислого газа или азота. Эти способы требуют дополнительных материальных затрат на создание специальных установок. Кроме того, что при замораживании несколько ухудшается качество хлеба. 3) Консервируют хлеб путем поверхностной обработки изделий химическими консервантами или добавляют их в тесто. Для поверхностного консервирования хлеб опрыскивают сорбиновой кислотой. Она физиологически безвредна. 4) Основные защитные мероприятия на хлебозаводах для снижения зараженности хлеба спорами плесеней заключаются в очистке воздуха, немедленном удалении из цехов заплесневелого хлеба, содержании оборудования в идеальной чистоте и соблюдении правил личной гигиены.
2. Исследование.
2.1 Условия появления и развития плесени.
Во второй части своей работы мне предстояло ответить на вопросы: Какие условия благоприятны для роста и развития плесени? Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени - температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%.
В результате опыта установил, что
условия Образец № 1 Образец № 2 Образец №3
Температура воздуха +20 0С +20 0С
+20 0С
Влажность Большое количество воды Умеренное количество воды Полное отсутствие
Итог Отсутствие плесени Плесень появилась Отсутствие плесени




2.2. Вторая часть эксперимента.
Для проведения эксперимента мною были взяты: хлеб трех сортов (пшеничный, ржано-пшеничный, ржаной).

Результаты наблюдений я занес в таблицу.
Образцы хлеба 1день 3день 5день 6день 7день 8день 9день
1. пшеничный
-- Небольшие пятна Зеленоватые пятна увеличиваются Небольшой пушок Разрастание плесени Появление черного налета Черный налет
2.ржано-пшеничный --
-- Небольшие пятна Зеленоватые пятна увеличиваются Небольшой пушок Разрастание плесени Появление черного налета
3.
ржаной -- Небольшие пятна Зеленоватые пятна увеличиваются Небольшой пушок Разрастание плесени Появление черного налета Черный налет
Вывод: В результате своего исследования я выяснил, на каком сорте хлеба раньше появился плесневой гриб. На образцах пшеничного и ржаного хлеба плесень появляется раньше и развивается быстрее, чем на ржано-пшеничном.
ПШЕНИЧНЫЙ

РЖАНО - ПШЕНИЧНЫЙ

РЖАНОЙ

2.3. Изучение микроскопического строения плесневого гриба.
Для изучения строения плесневых грибов мною были взяты все образцы, полученной плесени в результате эксперимента и цифровой микроскоп.
Ржано – пшеничный Ржаной
Пшеничный хлеб.
Вывод: В результате своего исследования я выяснил, что на всех образцах поселился один и тот же вид плесневого гриба – мукор. Гриб состоит из множества длинных, бесцветных нитей, на которых имеются ответвления двух видов. Длинные ответвления имеют на конце маленькие чёрные шарики, содержащие споры. Другие, более короткие, проникают вглубь поверхности хлеба, на которой находится плесень, и являются своего рода корнями.
3.1. Результаты анкетирования.
Также я провел анкетирование среди учителей, учащихся и их родителей нашей школы по следующим вопроса:
Какой хлеб вы предпочитаете покупать в магазине?
Предложил ответы: а) Пшеничный; б) ржано – пшеничный; в) ржаной.
По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:
Какой хлеб вы предпочитаете покупать в магазине? Почему?
а) Пшеничный предпочитают – 55%
б) Ржано – пшеничный – 35%
в) Ржаной – 10%

Часто ли вам приходилось наблюдать появление плесени на хлебе? Как вы думаете в чем причина?
Предложил ответы: а) Да – 85%; б) Нет – 15%.

Если да, то в чем причина: а) Зараженная мука – 45%;
б) Нарушена технология – 35%; в) неправильное хранение – 20%

Опасно ли употреблять хлеб с плесенью? а) Да – 60 %
б) Нет – 5%
в) Незнаю – 35 %

В результате анкетирования я выяснил, что большинство людей употребляют пшеничный хлеб и считают, что заплесневевший хлеб нельзя употреблять в пищу.
Причину заражения считают:
зараженная мука;
нарушена технология выпекания хлеба;
неправильное хранение продукта.
Заключение.
Вывод 1:
В результате изучения научной литературы я узнал, что существует несколько причин появления плесени:
это антисанитария в производственных помещениях, где пекут хлеб.
хлеб не пропечен.
хлеб изготовлен по особой технологии – с добавлением в него просроченного хлеба. Но если недобросовестный производитель добавит в свежее тесто заплесневевший хлеб, то, разумеется, хлеб почти сразу покроется зеленой или черной коркой плесени.
4) Заплесневевший хлеб нельзя использовать в пищу, это очень опасно для здоровья. Обычная плесень является сильным аллергеном и может стать причиной таких серьезных заболеваний как бронхиальная астма и даже смерти людей со сниженным иммунитетом – больных лейкемией, СПИДом, после химиотерапии или пересадки костного мозга.
Вывод 2:
В результате моего исследования я пришел к выводу, что влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. Значит,  чтобы сохранить  продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте. Любой сорт хлеба подвержен заражению плесени.
Плесень образуется на поверхности хлеба пушистые налеты: самого разнообразного цвета: зеленого, белого и черного. Под микроскопом этот пушок представляет собой длинные переплетенные нити - мицелий. Размножаются спорами.
Вывод 3.
В результате анкетирования я выяснил, что большинство людей употребляют пшеничный хлеб, а на нем раньше всех появляется плесневой гриб – мукор.
Причину заражения считают:
зараженная мука;
нарушена технология выпекания хлеба;
неправильное хранение продукта.
Почти все считают, что заплесневевший хлеб нельзя употреблять в пищу.
Несколько простых полезных советов как предотвратить появление плесени на хлебе:
1. Предотвратить хлеб от плесени поможет горсточка соли, положенная в плотно закрытую хлебницу. Соль является хорошим консервантом, задерживающим развитие микроорганизмов.
2. От плесени, а также и от неприятных запахов, поможет кусочек древесного угля, завернутый в марлю, если положить его в хлебницу. Древесный уголь прекрасно поглощает запахи и излишнюю влагу.
3. Наилучший способ - хранить хлеб в деревянных хлебницах завернутыми в льняную салфетку. Пакеты из полиэтилена для этой цели абсолютно непригодны, так как хлеб в них под действием влаги быстро плесневеет.
Список использованной литературы.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология т.1, М Мир, 1993г.
Исмаилова С. Энциклопедия для детей т.2, Биология, М Аванта+, 1995г.
Алмазов Б. “Наш хлеб”. Л. 1985.
Багрова Л.А. “Я познаю мир”. Серия “Химия”, М. 2003.
Барыкин К. “Хлеб, который мы едим”. М.1982.
Губарева Л.И Экология человека. М., Владос, 2005.
Ефремова А. П. Микроорганизмы как объекты исследования в школе. //Биология в школе.2008. №7. с.36 – 37.
Смирнитская И.М. Большая советская энциклопедия. М., 1984.
Ханга З.И. Здоровье человека в современной экологической обстановке М., Гранд,2001
Большой домашний медицинский словарь. М. Экспо. 2007 г.
Журнал «Наука и жизнь», 10, 2009 автор статьи Марфенина О.И.
http://www.svetlanas.info/view_post.php?id=7
http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/80471/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%E5%F1%ED%E5%E2%FB%E5_%E3%F0%E8%E1%FB
http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/razrabotka-uroka-po-teme-plesnevye-griby-drozhzhi-0
 www.web-zdrav.ru 
https://sites.google.com/site/biologklass/poznavatelno/plesen