МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ: «ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ:
«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»




РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ:
Попова Марина Гайнулловна
МОУ СОШ № 146
Высшая квалификационная категория










Екатеринбург
2009
Цель урока:
развить представление учащихся об избирательной системе Российской Федерации

Задачи урока:
показать возможности реального влияния на ситуацию в стране через игру «Политические права»
проанализировать принципы избирательной системы в России
выявить сущность избирательного процесса
сравнить понятия «выборы» и «референдум»
проанализировать виды избирательных систем

Материалы к уроку:
учебное пособие Певцовой Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 кл. 2 ч. М., « Русское слово»., 2014
методическое пособие «Права человека. Методика преподавания в школе». 9-11 кл. Пермь, « Здравствуй», 2000
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 9 кл.,М., НВЦ « Гражданин», 1999


Основные понятия: политические права, политика, политическая культура, права первого поколения, социально-экономические и культурные права, избирательная система, пропорциональная избирательная система, мажоритарная избирательная система,выборы,референдум, принципы избирательной системы.

В вводной беседе учитель объясняет, что входит в понятие «политические права», что такое политика, политическая культура и т. д. Одним из желаемых результатов должно быть осознание того, что «неучастие в политике не оберегает от последствий ее реализации». Обязательно раскрываются вопросы взаимосвязи и взаимозависимости гражданских и политических прав. Ученики могут вспомнить примеры из предыдущих занятий или из жизни, которые демонстрируют такую взаимосвязь. Почему они объединяются в права первого поколения? В чем их основное отличие от социально-экономических прав?
Немного теории
Политические права и свободы важная категория субъективных прав и свобод гражданина. Их вполне правомерно рассматривать как обеспеченную человеку законом и публичной властью возможность участия (как индивидуально, так и коллективно) в общественно-политической жизни государства и осуществлении государственной власти. Тем самым преодолевается отчуждение гражданина от государства. Политические права граждан являются непременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют органическую основу системы демократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые должна ориентироваться. Выступая в качестве фактора, маркирующего природу государства, а также средства контроля за властью и оценочного критерия демократического режима, политические права и свободы неотъемлемый атрибут цивилизованного общества. В юридической литературе встречается их деление на:
1) правомочия по участию в организации и деятельности государства и его органов посредством различных форм представительной и непосредственной демократии (избирательные права, право петиций);
2) правомочия по активному участию в жизни общества (свобода слова и печати, свобода собраний и манифестаций, право на объединение).
В отличие от личных, политические права и свободы направлены не на обеспечение автономии человека, а на его проявление в качестве активного участника политического процесса. Ценность этой категории прав в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством. Политическая свобода, по существу, является одной из граней личной свободы: человек как разумное существо, носитель политического сознания и политической воли вправе действовать в качестве самостоятельного и свободного участника политического процесса.
Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. Однако в последнее время в государствах, имеющих давние и устойчивые демократические традиции, усиливается тенденция к распространению политических прав на всех проживающих там людей. Логика проста: почему человек, проживающий на определенной территории (особенно, если живет там давно) и уплачивающий налоги, не имеет права участвовать в том, что касается его лично? На сегодняшний день в некоторых государствах лицам, не имеющим гражданства, предоставляется право выбирать органы местного самоуправления. До участия их в парламентских выборах и до введения пассивного избирательного права для них дело пока не дошло. Но сфера прав человека имеет тенденцию к расширению...
В отличие от прав человека, права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством (сферу публичных интересов).
Одна из главных особенностей тоталитарных государств стремление к ограничению, а то и к полной ликвидации политических прав и свобод носит отнюдь не случайный характер. Чем в большей мере удается тоталитарному режиму ограничить политическую свободу человека, освободить себя от демократических форм контроля, тем большее место занимают фактическое всевластие государства и применяемые им насильственные методы, направленные на отчуждение гражданина от реальной политической власти.
Политические права и свободы, провозглашенные изначально в рамках буржуазного конституционализма, впоследствии получили развернутый конституционно-правовой статус и утвердились сначала в качестве важнейшего института национального, а позднее и международного права. Многие современные международно-правовые документы универсального и регионального характера, устанавливая объем неотчуждаемых прав и свобод человека, содержат такие политические права, как свобода выражения мнения, свобода мирных собраний и ассоциаций, право принимать участие в управлении государством и другие.
Важно подчеркнуть, что фактическое осуществление основных политических прав и свобод человека и гражданина возможно лишь при помощи и посредством норм национального права, которые должны предусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации. Существование демократического общества немыслимо вне формирования политического плюрализма и его ценностей, нонконформизма общественного сознания и поведения, активного и сознательного участия граждан в общественно-политической жизни. Поэтому в демократическом государстве политические права и свободы воспринимаются массовым общественным сознанием не как нечто второстепенное, а как одна из базовых гуманистических ценностей.
Краткий анализ института политических прав и свобод естественно начать с права граждан участвовать в управлении делами государства, которое юридически обеспечивает включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Это право, по логике классических концепций просветительской традиции, обусловлено естественным равенством и прирожденной свободой людей. Оно гарантируется демократической организацией всей политической системы общества, вовлекающей граждан в активную политическую деятельность.
Непосредственное участие граждан в управлении делами государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах, референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Не случайно гарантиями и одновременно конкретными формами реализации этого стержневого политического права является целый ряд других прав: право избирать и быть избранным, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к публичным функциям и должностям, а также на участие в отправлении правосудия. Отсюда вполне справедлив вывод о том, что право на участие в управлении государственными и общественными делами является не только основополагающим принципом взаимоотношений между государством и его гражданами, но и одним из важнейших прав гражданина. В большинстве демократических конституций право граждан участвовать в управлении делами государства закрепляется в виде совокупности указанных выше прав. Не исключение и Конституция РФ (ст. 32). Несмотря на то, что право на равный доступ к публичным функциям и должностям формулируется как одно из ключевых в рамках буржуазного конституционализма уже в XVIII в., в России оно является конституционным нововведением (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ). Эта конституционная норма конкретизируется Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г.
Избирательное право важнейший демократический институт, одна из главных форм свободного выражения воли народа и его участия в политическом процессе. Личное участие граждан в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, равно как и через избираемых ими представителей, является выражением суверенитета народа и формой осуществления принципа народовластия. Избирательное право необходимый элемент повышения эффективности государственной власти и местного самоуправления, правовой системы в целом.
Стремясь максимально гарантировать избирательное право, современные демократические государства отказались от существовавших
ранее цензов (имущественного, оседлости, по принципу пола и др.). Как известно, в советском обществе в условиях тоталитарного режима имело место ограничение избирательных прав по классовому и национальному признакам. Жесткий классовый подход к пользованию политическими правами непосредственно вытекал из стремления авторитарной власти освободиться от любых форм контроля со стороны членов общества, имевших опыт политического участия в решении государственных дел.
В качестве элементов избирательного права выступают:
1) право избирать (свободное и ответственное волеизъявление на выборах и на референдуме), которое иногда называют активным избирательным правом;
2) право быть избранным в органы государственной власти (пассивное избирательное право);
3) право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших их доверия.
К этому следует добавить, что современные конституции и избирательные законы устанавливают минимальные требования, необходимые для обладания правом избирать и быть избранным.
Среди политических прав и свобод граждан свобода выражения мнения занимает особое место, являясь одним из важнейших конституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальной свободы, идеолог французского Просвещения Вольтер писал: «...нет у людей никакой свободы без свободы высказывать свои мысли».
Идейный плюрализм, т. е. богатство и разнообразие политических, экономических, нравственных и иных идей и ценностей, способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов. Следовательно, свобода выражения мнения, равно как и свобода публичных дискуссий по граждански значимым проблемам, есть форма существования демократического толерантного общества. Не случайно русский дореволюционный юрист Е. Н. Тарновский доказывал, что «свобода личности более всего утверждается и подтверждается свободою печати и слова».
Таким образом, к числу важнейших юридических следствий свободы выражения мнения относится неправомерность любого преследования гражданина за выраженные им мысли при условии соблюдения действующего законодательства, а также недопустимость дискриминации граждан по мотивам высказанных ими мнений.
Свобода выражения мнения является серьезным заслоном для формирования диктаторских режимов, для тоталитаризма. Не случайно Европейский суд в своих решениях неоднократно подчеркивал, что свобода выражения мнения является ценностью несомненно высшей, чем репутация должностных лиц. Более того, чем выше должностное лицо, тем более терпимо оно должно относиться к критике. Если же закон будет в первую очередь защищать репутацию должностных лиц, как это сейчас происходит в России, то это будет поддерживать произвол власти, открывая дорогу к диктатуре.
Свобода выражения мнения именно потому становится одной из главных опор демократического общества, что применяется не только к той информации или идеям, которые воспринимаются благоприятно или безразлично, но и к таким, которые оскорбляют, шокируют, вызывают беспокойство государства или какой-либо общественной группы. В ином случае свобода была бы свободой большинства.

Далее учитель коротко напоминает об истории борьбы городов за независимость в XIIXIII вв. и просит ребят вспомнить, какие документы появились в результате этой борьбы (они уже знакомы с Великой хартией вольностей). Учащиеся вспоминают (им напоминают), что в это время человек стал чувствовать свою самостоятельность и самоценность, а значит, важность собственного мнения в общем деле. Он хотел участвовать в своей политической судьбе так же, как и в экономической. Окончательное формирование права на участие в управлении происходит в эпоху Просвещения, особенно у Ж.-Ж. Руссо.
Один из учеников излагает основные идеи теории общественного договора и народного суверенитета от имени Ж.-Ж. Руссо.
Далее ребята вспоминают документы , закрепляющие право на участие в управлении делами государства:
это Декларация прав человека и гражданина 1789г.;
Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;
Конституция РФ 1993 г.
Выделяются три основных аспекта этого права:
право избирать и быть избранным;
право занимать государственные должности;
право участвовать в отправлении правосудия.

Все три аспекта закрепляются в игре.
ИГРА «ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА»
Цель игры обобщить знания по теме «Политические права»; прояснить взаимосвязь всех политических прав; показать возможности реально влиять на ситуацию в стране через выборы; убедить, что каждый голос на выборах может стать определяющим для будущего страны.
-Предварительная подготовка. Приготовить по числу участников тексты законов (см. ниже) и карточки-бюллетени для голосования.
Возможно заранее провести выдвижение кандидатов в правители и организацию ими собственных партий и движений (это могут быть уже имеющиеся ассоциации).

Вариант текста законов
ЗАКОНЫ:
1. А) Правитель имеет только те права, которыми его наделил народ.
Б) Правитель имеет те же права, что и остальные граждане Государства.
В) Права Правителя зависят от его личных качеств, интеллекта, характера, темперамента.
2. А) Суд определяет вину и степень наказания. Любой обвиняемый имеет право на адвоката.
Б) Вину и расплату за содеянное определяют пострадавшие. В) Вину и приговор определяет в целях поддержания единого порядка наместник области, в особых случаях Правитель.
3. А) Право на жизнь и свободу граждан Государства зависит от решения на сей счет сената.
Б) Жизнь граждан Государства принадлежит Государству и подчинена его благополучию, свободе и независимости. В) Граждане Государства имеют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
4. А) Имущество на территории Государства принадлежит обществу. Личное богатство ограничивается разумными пределами.
Б) Человек имеет право владеть сколь угодно большими средствами. Нельзя произвольно лишать его имущества. В) Человек имеет право владеть любым имуществом, но оно может быть конфисковано в случаях, когда необходима мобилизация всех средств Государства: ведение военных действий, борьба со стихийными бедствиями и т. д.
5. А) Граждане Государства имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Империи, а также покидать ее пределы.
Б) Граждане имеют право свободно выбирать место жительства в пределах Государства (за исключением закрытых территорий), а также выезжать в любое дружественное государство.
В) Местонахождение граждан Государства определяется высшими интересами Государства, но с учетом пожелания граждан. Гражданин имеет право изъявить желание покинуть Государство, которое будет рассмотрено наместником. Переезды на большие расстояния и в другие области страны согласовываются с местными властями.
6. А) Жилище граждан неприкосновенно. Не допускаются вмешательство в личную жизнь граждан и нарушение права на тайну переписки.
Б) Личная жизнь граждан неприкосновенна до тех пор, пока не вступает в противоречие с высшими интересами Государства.
В) Гражданин не может иметь тайн от своего Государства и при необходимости должен поступиться личным ради защиты благополучия родной страны.
7. А) В целях благополучия Государства граждане могут высказывать и выражать лишь такие взгляды или исповедовать такие религии, которые не могут повредить благосостоянию Государства, спокойствию народа, общепринятому закону и государственному устройству.
Б) Граждане Государства имеют право выражать любые мысли и исповедовать любые религии. В) Граждане Государства имеют право выражать любые мысли и исповедовать любые религии, за исключением тех, которые будут признаны большинством народа или сенатом опасными для Государства.
8. А) Каждый гражданин имеет право принимать участие в управлении Государством через гласное выражение своего мнения и путем честного исполнения своего гражданского долга. Б) Граждане имеют право принимать участие в управлении Государством через избираемых в ходе голосования своих представителей, а также имеют право быть избранными.
В) Гражданин Государства имеет право принимать участие в управлении посредством любых действий, поступков, которые согласуются с его убеждениями и не противоречат благополучию других граждан.
9. А) Права граждан могут быть ограничены только требованиями общественного порядка, справедливости и морали, а также необходимостью соблюдения прав и свобод других граждан.
Б) Права граждан могут быть ограничены только необходимостью соблюдения прав и свобод других граждан. В) Права гражданина Государства не могут быть подвергнуты никаким ограничениям, независимо от требований общественной морали или возможности негативных последствий для общественного благосостояния.
Сюжет и правила игры.
В Государстве близятся новые выборы Правителя, в которых должен принять участие каждый. Правитель вправе единолично изменять действующие на территории Государства законы. Народ, если он недоволен действиями Правителя, может его свергнуть и провести новые выборы (помочь избежать этого могут члены партии). Лишить Правителя власти может Суд после проведения всеобщего голосования, если «за» выскажется большинство. В ходе выборов кандидат может допускать, намеренно или ненамеренно, действия и высказывания, которые, по мнению противников, не соответствуют понятию «честные выборы». Например, кандидат может покупать голоса избирателей (буквально или обещая расплатиться после победы). Если это заметят, то можно обратиться в Суд, но на начало борьбы избирательного законодательства не существует.
Ход игры.
Распределение ролей.
Ведущий учитель.
Помощники ведущего из подготовленных ребят. Они играют вместе с классом, но их действия оговорены с ведущим.
Кандидаты в Правители (не более трех человек). Их можно заранее подготовить к игре. Познакомить с законами, чтобы они продумали предварительно свою предвыборную стратегию, подготовились к теледебатам.
Члены партии, которые будут поддерживать своего кандидата, помогать ему.
Суд, который будет следить за соблюдением прав человека. Он избирается из числа самых справедливых, но вступает в действие только после соответствующего обращения.
Введение в игровую ситуацию.
Игроки получают Законы Государства и карточки для голосования, на которых каждый пишет свое имя. Затем подготовленные кандидаты выдвигают главный тезис своей программы либо рисуют картину будущего Государства.
Ведущий спрашивает, готов ли кто-то проголосовать за них прямо сейчас, т. е. отдать им свои карточки. Из этих ребят формируются партии. Если охотников поддержать своего лидера слишком много, он может сам выбрать себе партийцев. Если таких нет совсем, кандидат может уговорить кого-нибудь «по дружбе» стать членом его партии.
Знакомство с текстом Законов.
Участники помечают наиболее устраивающие их варианты.
Теледебаты.
Выступление по «телевидению» лидеров блоков и партий со своей программой (по 35 минут на каждое выступление).
Судебное разбирательство
(в случае, если замечены какие-либо нарушения). Его не стоит затягивать. Решение суда либо лишение права участия в выборах, либо отклонение иска, либо требование изменить какое-либо положение программы, принести извинение и т. д.
Первый круг голосования.
Лидеры пытаются всеми возможными способами получить карточки (купить за обещание, выкрасть, получить в подарок, обмануть и т. д.). Могут активно действовать помощники ведущего. Они, например, обещают изменить что-то в программе претендента (за это придется потом отвечать перед теми, кто уже отдал карточки, т. к. это нарушение обещаний).


Оглашение итогов выборов.
Подсчет голосов производит Суд. Победитель зачитывает вновь принятые Законы Государства (они отмечаются в списках).
Осмысление результатов выборов.
Играющие делятся на группы по 35 человек и сравнивают получившийся вариант с тем, чего хотели они; прогнозируют, к чему может привести принятие этих Законов.
Через 5 минут группы выдвигают свои претензии и версии. Правитель может объясниться. Ведущий, обобщая сказанное, описывает будущее страны, подчеркивая, к чему приводят непродуманные выборы.
Возможный дополнительный этап.
Помощники могут поставить вопрос о доверии Правителю, обобщая претензии, или подсказать эту мысль бывшим противникам и их партиям. Они могут обратиться в Суд. Тогда партия Правителя может попытаться его защитить или уговорить их отозвать иск. Если это не удается, то вопрос выносится на голосование. Правителя или оставляют у власти, или свергают. Если судебная система была изменена, то судебное разбирательство проводится по новым правилам.
Послеигровое обсуждение.
Для снятия эмоционального напряжения задаются вопросы: «Почувствовали ли вы свое реальное влияние на политику?», «Что повлияло на ваш выбор?». Далее производится анализ игры: ход выборов (что допустимо и недопустимо делать в ходе выборов), методы сбора голосов, поведение лидеров до и после избрания, приемы, которыми можно заставить их выполнить обещания.
Наконец, обобщающие вопросы:
«Какие политические и другие права вы реализовали в ходе выборов?»,
«Что необходимо для того, чтобы выборы были честными и справедливыми?»
(Свобода убеждений, свобода выражения мнения и свобода информации, свобода собраний и ассоциаций, независимость судебной власти, принцип недискриминации, т. к. все имеют право голоса, право на участие в управлении страной, избирательное законодательство, общественный контроль и т. д.)
После игры начинается работа с понятиями:*
избирательная система
избирательный процесс
принципы избирательной системы
референдум
выборы
пропорциональная избирательная система
мажоритарная избирательная система
* см. учебное пособие Певцовой Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 кл. 2 ч. М., « Русское слово»., 2006 стр. 134-141,
учебное пособие Соколова Я.В., Прутченкова А.С. Граждановедение, 9 кл.,М., НВЦ « Гражданин», 1999, стр. 173-174

Организуется самостоятельная работа учащихся с текстами учебных пособий, после чего проводим обобщение изученного материала.

Обобщающие вопросы к изученному материалу:
Как вы понимаете смысл понятия « избирательная система» страны?
В чем отличия между пропорциональной и мажоритарной избирательной системой?
Объясните смысл принципов российской избирательной системы и приведите соответствующие примеры
Расскажите об общих правилах проведения выборов. Слышали ли вы о каких-либо нарушениях этих правил?
Что такое референдум? В каких случаях он может проводиться?


Домашнее задание:

прочитать текст & 29-30 учебного пособия Певцовой Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 кл. 2 ч. М., « Русское слово»., 2014
выучить основные понятия урока из конспекта

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10 кл. 2 ч. М., « Русское слово»., 2014
Методическое пособие «Права человека. Методика преподавания в школе». 9-11 кл. Пермь, « Здравствуй», 2000
Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение, 9 кл.,М., НВЦ « Гражданин», 1999




























 Методическое пособие «Права человека. Методика преподавания в школе». 9-11 кл. Пермь, « Здравствуй», 2000




15