Презентация проекта Лишайники — биоиндикаторы воздушной среды


ГОУ ЯО Гаврилов-Ямская специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат2010 Лишайники – биоиндикаторы воздушной среды Автор: Скорлотова Ю.Е., учитель биологии Биомониторинг в сосновом лесу Творческое название Проблемный вопрос Можем ли мы самостоятельно определить состояние воздушной среды соснового леса методом лихеноиндикации? Основополагающий вопросКак реагируют лишайники на состояние воздушной среды? Типология проекта: информационный, практико-ориентированныйПредметная область: Биология. Раздел «Растения». Тема 3. Царство Грибы. Лишайники.Категория участников: 6-10 классДлительность: среднесрочный Цели проекта Образовательные: - познакомиться с историей изучения лишайников; - определить положение лишайников в системе живой природы; - изучить строение лишайников, их происхождение и эволюцию; - дать понятие о биоиндикации – способе оценки степени загрязнения природной среды с помощью живых организмов; - дать понятие о лихеноиндикации – методе определения состояния чистоты воздуха при помощи лишайников; - определить состояние чистоты воздуха соснового леса, на территории которого расположена школа-интернат; - сделать выводы о степени загрязнения воздуха в лесу и сравнить с результататами исследования воздушной среды на территории города Гаврилов-ЯмРазвивающие: - способствовать формированию информационной культуры; - творческого мышления; - развивать у детей способность к познавательной деятельности; - формировать навыки самостоятельной работы с большим объемом информации; - развивать умение анализировать и систематизировать собранный материал.Воспитательные: - способствовать формированию коммуникативной культуры; - воспитанию бережного отношения к природе. Аннотация Проект рассчитан на учащихся 6-10 классов специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната. Тема «Лишайники» изучается в 6 классе. Растительный и животный мир планеты богат и разнообразен. Неотъемлемой частью его являются лишайники. Предположительно число их видов около 26 тысяч, некоторые занесены в Красную книгу. Они – пионеры растительности и могут поселяться на голых скалах. Лишайники растут очень медленно и ведут прикреплённый образ жизни. Они долгожители и могут доживать до 600 лет. Лишайники не бояться ничего, кроме загрязнения воздуха, без них невозможно существование слаженного механизма природы. Проект рассчитан на учащихся среднего звена. Может использоваться на уроках биологии и во внеклассной работе. Данный УМП мотивирует самостоятельную деятельность учащихся, инициирует из творчество, позволяет проявить себя. Продолжительность проекта - 1 год (учебный). Итоговое завершение – урок с представлением презентаций учащихся, гербариев, докладов. ГербарийПрезентация, доклад 4.1.Разнообразие видов лишайников, обитающих в сосновом лесу рядом с территорией школы-интерната4.2.Биомониторинг в сосновом лесу в соответствии с методикой 4.Биомониторинг в сосновом лесу ПрезентацияПрезентация 3.1.Методика определения состояния воздушной среды с помощью лишайников 3.Лихениондикация – исследование состояния воздушной среды при помощи лишайников ПрезентацияПрезентация 2.1.Строение лишайников2.2.Многообразие лишайников 2.Строение и многообразие лишайников ПрезентацияПрезентация 1.1.Лихенология – наука о лишайниках1.2. Лишайники – растения-сфинксы 1.Лихенология – наука о лишайниках Формы отчетности Темы исследований Частные вопросы Этапы проведения проекта Биология:1 урок: а) Введение в проблематику проекта;б) Определение тем исследований;в) Распределение учащихся на группы: биологи, экологи, сотрудники СЭС, литераторы.2 урок: Темы презентаций, буклетов, создание веб-сайт проекта.Внеурочное время: сбор материала, консультации учителя.Итоговый урок: Защита проектов. Подведение итогов. Координация работы. Создание портфолио проекта Представление (презентация) проекта 5. Заключительный Координация работы. Самооценка 4. Контрольно-коррекционный Координация работы. Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом 3. Практический Координация работы. Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки 2. Проектировочный Создание проблемной ситуации Формулирование основополагающего и проблемного вопросов 1. Подготовительный Деятельность педагога Деятельность ученика Название этапов, продолжительность Этапы проекта Состав УМК Визитка проектаДокладПримеры работ учащихся 1, 2, 3, 4, 5,6,7Информационные ресурсы Информационные ресурсы Большая энциклопедия природы. М., «Мир книги», 2003Жизнь растений. М. «Просвещение», 1976Природа. Энциклопедия для юношества. М., АСТ. 2001Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. М., «АСТ-ПРЕСС», 1998Способы оценки загрязнения окружающей среды с помощью лишайников. Ярославль. 1993http: // ru.wikipedia.org /wiki/«Энциклопедия Кирилла и Мефодия», СД-диск.