Рабочая программа Хоровое пение


Пояснительная записка
Данная программа направлена на стимулирование творческой деятельности детей посредством хорового пения. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные перспективы для музыкально - эстетического самовыражения обучающихся, отражают стремление помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально - личностной вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового исполнения художественно-исполнительского образа.
Хоровое пение - одно из главных средств воспитания детей. Являясь активной формой музыкального образования, хоровое пение само является предметом искусства.
Актуальность эстетического развития детей по средствам хорового пения имеет ряд очевидных преимуществ, среди других видов творческой деятельности: общедоступность хорового пения; адекватность хорового пения психолого-возрастным особенностям детей, в частности к активным формам освоения искусства.
Хоровому пению, как коллективной музыкальной деятельности, активно влияющей на развитие музыкальной и общей культуры детей, свойственны следующие положительные особенности: в коллективной деятельности, ребёнок раскрывается перед руководителем и сверстниками, его легче изучить, обучить и направить; участие в общем деле формирует у ребёнка умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество голоса и слуха, певческие умения и навыки), так и поведенческие; в процессе коллективного хорового творчества развиваются самостоятельность, инициатива и другие волевые качества, музыкальная деятельность переключает внимание ребёнка на полезное дело, значимое и для него и для остальных участников коллектива; согласуются и объединяются разнообразные музыкально-воспитательные средства, положительно воздействующие на ребёнка, что усиливает позитивные влияния и нейтрализует отрицательные.
Цели:
создание условий для активизации природных творческих задатков каждого ребенка;
воспитание устойчивого интереса к хоровому и сольному исполнительству.
Задачи:
формирование вокально-хоровых навыков;
развитие музыкальной памяти, формирование вокальной артикуляции, расширение диапазона голоса;
развитие навыков совместной деятельности в коллективе, воспитание организованности, внимания, ответственности за коллективное творчество, формирование общей культуры личности ребенка;
через занятия хоровым пением способствовать развитию исполнительского потенциала, музыкальных способностей детей, навыков певческой эмоциональности и выразительности.
интеграция направлений и видов творческо-познавательной деятельности, обеспечивающая многоуровневое развитие воспитания и образования.
Срок реализации программы - 2 года.
Программа рассчитана на возрастную группу детей 1- 4 классов.
Количество детей в группе – не менее 15 человек.
2. Методы и формы программы
В данной программе объединены основные принципы обучения пению и методы вокального воспитания детей с учетом возрастных возможностей. Использование различных форм проведения занятий (конкурс, мини-концерт, инсценирование выученных песен) значительно отличаются от традиционной формы организации хоровых занятий и способствуют усилению у детей интереса к пению.
Обучение ведется преимущественно в игровой форме. Игра – школа сотрудничества. Используются игры следующих назначений: обучающие, развлекательные, коммуникативные, психологические.
Основа занятий обучающие игры – направлены на развитие звуковысотного интонирования, дыхания, ритмического чувства, наблюдательности, внимания, мышления, фантазии, воображения, речи, координации движений, творческих способностей, артистизма.
Отсутствие координации между слухом и голосом, часто встречающаяся проблема у детей младшего школьного возраста, влечет за собой отсутствие чистоты интонирования вокальных мелодий, ограниченный диапазон голоса, вялая артикуляция, форсированное звучание, "белый" звук - все эти явления требуют особого подхода к выбору репертуара. Песенный репертуар формируется так, чтобы способствовать развитию и укреплению детских голосов. Детские песни являются основой, на которой вырабатываются навыки рационального звуковедения, дыхания, дикции. Программа предусматривает межпредметные связи с музыкой, ритмикой, литературой.
Занятие состоит из теоретической и практической частей.
Теоретическая часть включает в себя работу с текстом, изучение творчества отдельных композиторов.
Практическая часть обучает практическим приемам вокального исполнения песен.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов-классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
3. . Содержание программы
I. Вокально - хоровая работа.
1.1 Учебно-тренировочный материал.
Строится на основе «Фонопедического метода развития голоса» Емельянова В.В. – Развивающие голосовые игры.
Цель: познание – осознание внеречевых энергетических и режимных регистров и возможностей голосового аппарата, связей мимической мускулатуры.
Три цикла: «Артикуляционная гимнастика», «Голосовые сигналы доречевой коммуникации», (звуковые игры), «Интонационно – фонетические упражнения» - это единый процесс, который начинается без звука голоса, затем вступает в работу сам голос, а далее все переводится на высший уровень максимальных энергетических затрат. Все циклы могут проходить под любое сопровождение (музыка, стихи и т.д.)
1.2 Работа по постановки голоса и воспитанию вокально-хоровых навыков.
Певческая установка.
Необходимое условие – соблюдение правил певческой установки: голову держать прямо, свободно, не опускать вниз и не запрокидывать назад; стоять - твердо на ногах, равномерно распределив тяжесть тела, сидеть – слегка касаясь стула, с опорой на ногах; корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота; сохранять ощущение внутренней подтянутости.
Дыхание.
Певческое дыхание – основа вокально-хоровой техники. Навык певческого дыхания формируется постепенно, с учетом возрастных особенностей, и требует систематической тренировки.
Основные правила при выработке навыка цепного дыхания: не делать вдох одновременно с поющим рядом; не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а по возможности внутри длинных нот; дыхание брать незаметно и быстро; вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звука, интонационно точно.
Распевание.
Распевание выполняет двойную функцию: разогревание и настройка голосового аппарата с целью подготовки к работе; развитие вокально-хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых произведений.
Дирижерские жесты.
Дирижерские указания педагога обеспечивают: точное и одновременное начало (вступление); снятие звука; единовременное дыхание (в определенном темпе и дыхании); единообразное звуковедение (legato, non legato); выравнивание строя.
Унисон.
Задача – приведение певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы пропевают один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.
Дикция и артикуляция.
Вокальная дикция – четкое и ясное произношение слов во время пения. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем, чтобы дольше прозвучал гласный звук.
II. Восприятие музыки.
2.1 Слушание музыкальных произведений.
Знакомство с художественными, доступными восприятию детей образцами современной, классической, народной музыки, воспитание к любви к ней.
Развитие музыкальной восприимчивости детей, их способности откликаться на чувства, выраженные в музыке, умение различать музыкальные образы, их развитие.
Введение первоначальных сведений о музыке, подведение к запоминанию музыкальных произведений, различию их характера, средств выразительности, формирование оценочного отношения.
2.2 Поиск выразительных движений под музыку.
Слушание музыкальных сказок, рассказы о композиторах, о природе, животном мире. Введение в мир звуков через радостное, светлое сопереживание, помогающее интерпретировать музыкальные образы. Пластические импровизации детей.
III. Музыкально – ритмические движения.
Движения, согласованные с характером музыки, ритмичные и выразительные движения, ритмические игры, хороводы, несложные танцевальные движения, пляски.
Для развития способностей передавать в пластике музыкальные образы используются следующие виды движения: ходьба, бег, имитационные движения, плясовые движения.
IV. Творческие задания:
- инсценирование песен, популярных сказок с привлечением звучания знакомых музыкальных произведений;
- простейшие импровизации: вокальные, инструментальные (ритмическое сопровождение, звуковые картины);
- звукоподражание;
- образные игры.
V. Игра на детских музыкальных инструментах:
- накопление слушательского опыта;
- знакомство с детскими музыкальными инструментами, правилами их хранения;
- освоение приемов игры на разных музыкальных инструментах;
- формирование навыков игры в ансамбле;
- подбор ритмического аккомпанемента.


4. Учебно-тематический план
1 года обучения
Содержание и виды работ
Кол-во часов

I. Вокально-хоровая работа.
1.1 Учебно-тренировочный материал:
артикуляционная гимнастика, звуковые игры
интонационно-фонетические упражнения
1.2 Работа по алгоритму постановки голоса и
воспитанию вокально-хоровых навыков:
певческая установка и дыхание, распевание
дирижерские жесты, вокальная позиция
звукообразование и звуковедение
артикуляция и дикция

4


8







II. Восприятие музыки.
2.1.Слушание музыки
2.2 Поиск выразительных движений под музыку
2.3 Декламация с жестикуляцией
5

III. Музыкально-ритмические движения.

5


IV. Игровые и творческие задания

4


V. Игра на детских музыкальных инструментах

4


VI. Концертно – исполнительская деятельность

4


Итого
34

2 года обучения
Содержание и виды работ
Кол-во часов

I. Вокально-хоровая работа.
1.1 Учебно-тренировочный материал:
артикуляционная гимнастика, звуковые игры
интонационно-фонетические упражнения
1.2 Работа по алгоритму постановки голоса и
воспитанию вокально-хоровых навыков:
певческая установка и дыхание, распевание
дирижерские жесты, вокальная позиция
звукообразование и звуковедение
артикуляция и дикция

5


9







II. Восприятие музыки.
2.1.Слушание музыки
2.2 Поиск выразительных движений под музыку
2.3 Декламация с жестикуляцией
5


III. Музыкально-ритмические движения.

5


IV. Игровые и творческие задания

4


V. Игра на детских музыкальных инструментах

4


VI. Концертно – исполнительская деятельность

3


Итого
35

5. Прогнозируемый результат
1 год обучения:
- освобождение от психологической и физической скованности в обстановке группового общения;
- запуск механизмов рефлексии: чуткости, одухотворения;
- обретение коммуникативных навыков игрового и учебного взаимодействия;
- пение естественным голосом, без напряжения, не спеша, выразительно;
- уметь во время пения сохранять правильную певческую установку;
- отличать звуки по высоте и длительности;
- брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
- внятное произнесение слов;
- различать на слух правильное и неправильное пение;
-петь с группой и самостоятельно;
- умение слушать музыкальное произведение до конца, воспринимать то, о чем рассказывает музыка;
- сопоставление характера разных музыкальных построений, умение различать средства музыкальной выразительности.
2 год обучения.
- расширение сферы самореализации;
- выразительное пение без напряжения, плавно, напевно, легким, подвижным звуком;
- отчетливо произносить слова, правильно передавать гласные звуки;
- отчетливо произносить согласные в конце слова;
- правильно передавать мелодию;
- одновременно начинать и заканчивать пение, петь громко и тихо, в разных темпах;
- ускоряя, замедляя, усиливая и ослабевая звучание;
- точно выполнять ритмический рисунок;
- петь согласованно в пределах ре – си 1 октавы, прислушиваясь к голосам других;
- уметь слушать вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно различать средства выразительности и характер музыки, узнавать произведение по слуху;
- знакомство с первоначальными теоретическими знаниями;
- формирование сценической культуры.
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:
- открытые (интегрированные и контрольные) занятия;
- анкетированный опрос (учащихся, родителей) с целью выявления их ценностных ориентаций и потребных устремлений.
Контроль за уровнем усвоения хорового репертуара осуществляется на занятии в форме индивидуального опроса или исполнения дуэтами, либо ансамблями в форме конкурса "на лучшее исполнение". Данная форма контроля позволяет не только проверить уровень качества знания текста песен, но и развивает у детей навыки певческой эмоциональности, выразительности, а соревновательный момент стимулирует творческую активность.

6. Литература
1. Е.Б.Евладова, Л.Г.Логинова. Организация дополнительного образования детей. М.: Владос.2003. 2 Г.А.Струве. Школьный хор. М.:Просвещение,1981. 3. Г.П. Стулова. Теория и практика работы с детским хором. М.: Владос, 2002.
4. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. Санкт – Петербург, 1997
5. Ю.Б.Алиев. Настольная книга школьного учителя – музыканта. М.: Владос, 2000.
6. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, «Музыка» Программа общеобразовательных учреждений. Музыка 1-4 классы. М: Просвещение, 2013.
7. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. Методика музыкального образования.- М: Музыка, 2000









13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 215