Презентация по логопедии на тему Исправление звукопроизношения у детей.


Нарушение звукопроизношения.Учитель-логопедМОУ «Ракитянская СОШ №1»Жерновая Н.В. Дислалия – от греческого dis – расстройство, lalia – речь. нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.нарушение речи, когда у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, умеет строить предложения и согласовывать в них слова, речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одной группы или нескольких). Механическая дислалия – вид неправильного звукопроизношения, которая вызывается органическими дефектами перефирического речевого аппарата, его костного и мышечного строения. Причины:укороченная уздечка языка;большой язык;узкий язык (маленький);дефекты строения челюстей:- нормальный прикус – когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние;Аномалии прикуса: - прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед. Нижние передние зубы не смыкаются вовсе с нижними; - прогения – нижняя челюсть выступает вперед; - передний открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при смыкании остается промежуток; - боковой открытый прикус – (может быть лево (право) сторонним, двусторонним – неправильное строение зубов;неправильное строение неба: узкое, слишком высокое («готическое»), низкое, плоское;толстые губы: отвислая нижняя губа, укороченная, малоподвижная верхняя губа. Функциональная дислалия – вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Причины:неправильное воспитание речи ребенка в семье (сюсюканье); подражание;двуязычие в семье (ребенок переносит особенности произношения одного языка на другой);педагогическая запущенность (взрослый не обращает внимание на речь ребенка);недоразвитие фонетического слуха (не различает звуки);недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;снижение слуха;недостаточное умственное развитие ребенка. Разновидности дислалии.1. Простая (мономорфная) – нарушение одной группы звуков:сигматизм – недостатки произношении свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) и шипящих (ш, ж, ч, щ);ротацизм – нарушение сонорных звуков (р, рь)…..Сложная (полиморфная) – нарушение нескольких групп звуков: сигматизм и каппацизм;ротацизм и дефекты озвончения. ВИДЫ ДИСЛАЛИИ (от характера дефекта произношения):1.(пара)сигматизм (с сь, з зь, ц), (ш ж ч щ ). 2. (пара)ламбдацизм (л ль). 3. (пара)ротацизм (р рь). 4. (пара)йотацизм (й). 5. (пара)каппацизм (к кь). 6. (пара)гаммацизм (г гь). 7. (пара)хитизм (х хь). 8. Дефекты озвончения (в ф, з с, ж ш, б п, д т, г к). 9. Дефекты смягчения (т-ть, д-дь, н-нь, …). 3. 3.1 Отсутствие, выпадение звука – «…ыба» - рыба, «паоход» - пароход; 3.2.Искажение звука – вместо правильного произношения произносит звук , которого нет в фонетической системе русского языка. Например: велярный (р), когда вибрирует тонкий край мягкого неба; увулярный (р), когда вибрирует маленький язычок; межзубный (с); боковой (ш); двугубный (л),… . 3.3. Замена звука - заменяет звук другим звуком, который существует в фонетической системе русского языка.Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту артикуляции. Например: взрывные (к,г) – взрывные (т,д), заднеязычные – переднеязычные: кулак –«тулак», гудок –«дудок».Замена звуков, одинаковых по месту образования и различающихся по способу образования. Например: фрикативный переднеязычный (с) – переднеязычным взрывным (т): санки – «санки».Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов артикуляционного аппарата. Например: (с) – губно-зубным (ф): сумка – «фумка».Замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию голоса. Например: звонкий звук на глухой и, наоборот: «субы» - зубы.Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости. Например: раз – «ряз», пила – «пула».  Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте.   В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь. Главное – она в этом возрасте наиболее гибка и податлива. Неправильное произношение до 4-5 лет считается нормальным явлением, т.к. артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени – возрастное или физиологическое косноязычие. После 4-5 лет нарушение звукопроизношения считается патологией. Нарушение фонетического восприятия приводит:Ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки.Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.Следовательно, ребенок в дальнейшем отстает от возрастной нормы.Следовательно, не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, т.к. предлоги и безударные окончания остаются «неуловимыми».   Цепь нарушений: Фонетико-фонематическое нарушение речи ведет к лексико-грамматическому нарушению речи и все вместе к общему недоразвитию речи, т.е нарушению письма и чтения.