Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р».


Конспект открытого мини–группового занятия по технике речи, раздел «дикция». Исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р».
,
Девиз занятия: вместе возьмемся, всего добьемся.
Тема: исправление недостатков в произнесении согласного звука «Р» (этап – автоматизация звука).
Цель: автоматизировать четкое произнесение звука «Р» изолированно, в слогах, в словах.
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные:закреплять навык пользования правильным звуком «Р» изолированно, в слогах, в словах;совершенствовать артикуляционный уклад звука «Р».
2. Образовательные:вырабатывать навык контроля над собственной речью, дыханием, звучанием;пополнять и активизировать словарный запас.
3. Коррекционно-развивающие: развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру; развивать фонематический слух и восприятие.
4. Развивающие: развивать мелодику речи; развивать чувство ритма.
5. Воспитательные:
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом (партнерство); воспитывать уважение к партнеру, доброжелательность, отзывчивость; воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения.
6. Здоровьесберегающие:
предотвращать усталость мышц, используя правильную посадку на стуле, а также возможность студентов перемещаться по кабинету; способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование: два маленьких зеркала, влажные салфетки, ноутбук (все таблицы для тренировки слоговых сочетаний и слова для автоматизации звука «Р» отображаются на экране ноутбука), аудиозапись «Звуки леса» для артикуляционной гимнастики.
Ход занятия:
1.Организационный момент.               
2.Актуализация опорных знаний и способов действия.            
3.Формирование новых понятий и способов действия.
4.Применение знаний и формирование умений.                        
5.Итог занятия, рефлексия.     
6.Домашнее задание.                       
1. Организационный момент
Преподаватель приветствует студентов, раздает маленькие зеркальца, салфетки, отмечает отсутствующих. Предлагает произнести вслух девиз занятия и записать в тетрадь.
2. Проверка домашнего задания:
а)расскажите, как вне занятия проводили артикуляционную гимнастику, сколько раз в день, сколько по времени, применяли или нет визуальный контроль, на что обращали внимание?
б)слоговые упражнения на дифференциацию мышц языка;
в)задание: слоги произносим по вертикали, следим за четкостью и ясностью произнесения; столбики произносим как один речевой такт, перенося акцент с одного слога на другой; доборы делаем после каждого столбика;
упражнения:
•дифференциация языковых мышц от переднеязычного положения к заднеязычному:
СА СО СУ СЫ СЭ
КА КО КУ КЫ КЭ
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ
ГА ГО ГУ ГЫ ГЭ
ЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЭ
ХА ХО ХУ ХЫ ХЭ
•дифференциация языковых мышц верхнего подъема и мышц нижнего положения:
СА СО СУ СЫ СЭ
ША ШО ШУ ШИ ШЕ
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗЭ
ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕЦА ЦО ЦУ ЦЫ ЦЭ
ЩА ЩО ЩУ ЩЫ ЩЕ
•артикуляционная гимнастика для звука «Р»:
1)«побелить потолок»;
2)«почистить верхние зубы»;
3)«грибок»;
4)«болтушка»;
5)«лошадка»;
6)«плевочки»;
7)«пулемет».
для самоконтроля используем зеркала, звучит музыка «Звуки леса», преподаватель осуществляет контроль: за точностью, чистотой, плавностью, силой, темпом движений, устойчивостью перехода от одного движения к другому;
•изолированный звук «Р»:
произнесем звук «Т», удерживая кончик языка за верхними зубами:
активизируем подачу воздушной струи диафрагмой;
ощутим вибрации на кончике языка, т.е. поймаем звук «Р» и постараемся его удержать;
у кого не получается удержать звук «Р», тот помогает языку пальцами, протерев руки влажными салфетками;
добавим к нашему звуку «Р» движение головой:
рисуем геометрические фигуры в воздухе, звуком «Р» (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, ромб, трапецию);стараемся удерживать вибрации на языке от начала и до конца рисунка;
следим, какие мышцы активнее во время доборов (живота или ключиц).
а теперь давайте подвигаемся, произнося звук «Р»:
садимся на воображаемый мотоцикл и заводим его звуком «Р»;
едем по прямой дороге - длинным звуком «Р»;
поворот направо - звук активизируется;
поворот налево - звук активизируется;
едем прямо – звук ровный одинаковый;
дорога идет в гору - звук становится более напряженным, а теперь спускаемся с горы и меняем звук «Р» твердый на звук «Р» мягкий.
После упражнений студенты делают самооценку звучанию и дыханию.
3. Основная часть:
Давайте продолжим совершенствование двигательной функции речевого аппарата и введем звук «Р» в слоги.
задание: дыхание расходуем на каждый слог, после каждого слога добор, акцент (ударение) на каждую гласную в слоге, звук «Р» раскатистый;
упражнение:Тру – тро – тра –трэ – тры. Дру – дро – дра – дрэ - дрызадание: каждый новый слог акцентный(ударный), добор после запятой;
упражнение:Тру, тру – тро, тру – тро –тра, тру – тро – тра – трэ, тру – тро – тра – трэ – тры. Дру, дру – дро,дру – дро – дра, дру – дро – дра – дрэ, дру – дро – дра – дрэ – дры.
задание: произносим слоги парами, добор после каждой пары, акцент ставим то на первый, то на второй слог;
упражнение: 
Тру – дру,тро – дро, тра – дра,трэ – дрэ, тры - дры. Дру - тру, дро - тро, дра - тра, дрэ - трэ, дры - трыпродолжим вырабатывать новые двигательные навыки.
задание: игра «Вставь в слово после первого звука звук «Р» и произнеси его»; студенты по очереди произносят пары слов, а затем придумывают свои слова и просят партнера вставить звук «Р»; выигрывает тот кто придумает последнее слово;
упражнение: 
Кот – крот, Каска – краска, Тушу - трушу, Тон – трон, Кошка – крошка, Топка - тропкаЖелаем успехов!