Конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения по стихотворению С.Я. Маршака Цирк шапито


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №6 «Солнышко»
г.Коряжма Архангельской области
Конспект НОД
« Автоматизация звука [р] «Цирк шапито»
(по произведению С.Я. Маршака)
подготовила учитель-логопед
Надежда Васильевна Салтанова

2015
Цель: Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
образовательные:
способствовать обогащению словарного запаса;
формировать умение образовывать уменьшительно- ласкательную форму существительных;
коррекционные:
развивать подвижность артикуляционного аппарата;
формировать умение произносить звук [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
учить определять положения органов речевого аппарата при произнесении звука [Р];
развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание, память, координацию движений в процессе развития тонкой и общей моторики;
воспитательные:
воспитывать навыки инициативности и самостоятельности.
Оборудование:
Муз. записи «музыка цирка», «цокот копыт», плоскостное изображение цирка, маска обезьяны, зеркало, игрушка попугай, картинки (для арены): кот, конь, осел, обезьяна, большая и маленькая матрешки, медведи, еж, машина, слон; яблоки, арена цирка; синие фишки, портрет С.Я. Маршака.
Ход занятия:
Вводная часть.
Организационный момент.
Звучит музыка «Мелодия цирка». Дети заходят, садятся на стульчики перед стендом, на котором находится изображение цирка.
Пред вами - вы знаете что? Игрушечный цирк шапито.
-Что значит цирк – шапито? (Ответы детей). Передвижное цирковое здание называется шапито и представляет собой систему высоких центральных мачт и боковых стоек, на которые натягивается брезентовый шатер. Внутри находится арена, на которой выступают артисты и животные.
-Вы ходите посмотреть на артистов и поучаствовать в цирковом представлении? (Да). Садитесь поудобнее – представление начинается!
Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Сейчас обезьяны Забьют в барабаны, И выйдет - вы знаете кто?
(Купол убирается, на арену выставляется обезьяна)
Висит на хвосте обезьянка.А родом она - африканка.Хоть мал ее рост,Зато ее хвостДлинней, чем сама обезьянка.
-Скажите, что умеет делать обезьянка?(Ответы детей). Как вы думаете, что станет делать обезьяна, если ей дать зеркало? (Показываю зеркало). (Ответы детей).
-Сейчас мы превратимся в обезьян и будем корчить рожицы.(Дети пересаживаются к зеркалу, надевают маски).
Выполнить упражнения «Улыбка-хоботок», «Заборчик», «Лопата», «Накажем непослушный язычок», «Орешки».
-Молодцы!
(Слышится топот копыт.)
(На арену выставляется конь.)
А это - оседланный конь.За повод его только тронь,Быстрее, чем птица,По кругу помчитсяКрасивый оседланный конь.
- Мы сейчас поскачем как кони. (Выполнить упр. «Лошадка»)
Объявление темы занятия.
-Сегодня мы не только будем участниками циркового представления, но и будем правильно и красиво произносить звук [Р] и слова с этим звуком.
Произношение изолированного звука.(На арену выставляется машина.)
Вот это - машина-такси,А кто на ней едет, - спроси.Ее пассажирка -Мартышка из цирка,А пудель - водитель такси.
-На арену цирка в машине выехали пудель с мартышкой. Помогите им проехать по кругу. Мотор машины работает - РРРРР (Перед детьми на стол выкладывается арена с закрепленной на ней машиной на нитке). Старайтесь протянуть машину по ниточке произнося звук [Р] на одном выдохе.
Анализ артикуляции звука.
Губы открыты.
Зубы разомкнуты.
Кончик языка поднят за верхние зубы.
Воздух проходит по середине языка.
Голос звенит (рука на горле).
Развитие фонематического слуха.
(На арену выставляется слон.)
Вот маленький плюшевый слон.Хоть мал он, но очень силен.Ему еще ста нет,А старше он станет,Быть может, и вырастет он.
-Чтобы слон был еще сильнее и побыстрее вырос, ему нужно побольше кушать. Этот слон любить те продукты, в названии которых есть звук [Р]. Если вы услышите, что в слове, которое я произнесла есть звук [Р], то перед собой вы выкладываете по синей фишке.
Словарный материал: морковь, банан, арбуз, карамель, хлеб, груша, сено, листья, картофель, трава, капуста. Физ. минутка.
Я хочу познакомить вас еще с тремя артистами цирка шапито. Посмотрите, кто это? (На арену выставляются ослик и медведи.). Выходите – поиграем. Повторяйте за мной движения.
Наш ослик - совсем как живой руки на поясеУмеет кивать головой. повороты головы вправо-вперед-влево, киваяСкажи ему: "Здравствуй, ладони сцепить на уровне грудиПриятель ушастый!" - руки за головой, показать «ушки»А он и кивнет головой. повороты головы вправо-вперед-влево, кивая
Вот два акробата-медведя, руки на поясе, «медвежья походка»По имени Миша и Федя.Увидим сейчас, закрыть ладонями глазаКак пустятся в пляс руки на поясе, «пружинка»Мохнатые Миша и Федя.
Закрепление звука в слогах.
(На столе появляется игрушка попугай)
А это - наш Попка - дурак.И сам он зовет себя так.А мы называемЕго попугаем.Наш Попка - совсем не дурак.
-Слушайте и повторяйте за попугаем:
Ра-ра-ра Ра-ра-ро Ра-ро-рыРо-ро-ро Ро-ро-ру Ро-ры-руРу-ру-ру Ру-ру-ры Ры-ру-раРы-ры-ры Ры-ры-ра Ру-ра-роУпражнение, направленное на развитие дыхания.
(На арену выставляется кот.)
Василий Васильевич, клоун.Вы скоро узнаете, кто он.При виде собакОн сгорбится так,Что сразу поймете вы, кто он.
Исходное положение: встать прямо, руки опустить, ноги чуть уже ширины плеч. При выполнении упражнения необходимо следить за тем, чтобы ступни ног не отрывались от пола.
Упражнение напоминает крадущуюся за воробьем кошку. Сделать легкое пружинистое танцевальное приседание и одновременно поворот вправо с резким и коротким вдохом. Затем выполнить такое же приседание с поворотом влево. Кисти рук держать на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делать руками хватающее движение.
Кисти рук не следует отводить далеко от пояса, чтобы корпус не "заносило" на поворотах. При повороте вправо слегка присесть - вдох, колени выпрямить - выдох. Повернуться влево, слегка присесть, кистями рук сделать легкое сбрасывающее движение - вдох. Сразу же после этого выпрямить колени - пассивный выдох. При выполнении упражнения следить за тем, чтобы спина была абсолютно прямой, поворот - только в области талии.
Закрепление звука в слогах.
-Кот Василий умеет не только когти выпускать, но он еще и клоун и умеет превращать большие предметы в маленькие. Я буду называть большой предмет, а вы назовите его ласково.
Большая роза, а маленькая…
Большой рот, а маленький…
Большая ромашка, а маленькая…
Большая рана, а маленькая…
Большая рукавица, а маленькая…
Большая ракетка, а маленькая…
Большая рубашка, а маленькая…
Большие рога, а маленькие…
(На стол выкладывается еж, на колючках - яблоки)
А это - наш фокусник-еж.На елку его позовешь, -Все яблоки с елкиК себе на иголкиНанижет бессовестный еж.
-еж – фокусник и яблоки у него не простые. Назовите, что нарисовано на яблоках (рак, ручка, ракета, робот, рыба, руль ).
Проводится игра «Чего не стало».
Закрепление звука в предложениях.
(На стол выкладывается сначала маленькая матрешка, затем - большая)
А вот акробатка - Матрешка.Покуда она еще крошка.Но время придет,Она подрастет -И станет Матреной Матрешка.
-Посмотрите внимательно на матрешек и скажите, чем они отличаются.
У маленькой матрешки: У большой матрешки:
-Есть брови - Нет бровей
-Розовые губы - Красные губы
-Оранжевые рукава - Серые рукава
-Платок к клеточку - Платок в горошек
- В руке –ромашка
Заключительная часть.
Итог занятия. Оценка работы детей.
Звучит музыка «Мелодия цирка». Все артисты выставляются на арену.
Сейчас заведем мы игрушки.Запрыгают зайцы, лягушки.Козел и баранЗабьют в барабануИ дружно запляшут игрушки.
-Вот и подошло к концу цирковое представление. Стихотворение «Цирк шапито», которое я вам сегодня рассказывала, написал для детей поэт С.Я. Маршак
-Скажите, какой звук мы сегодня повторяли?
-Где язычок, когда мы произносим этот звук?
-Что понравилось сегодня в цирке?
-Артистам цирка тоже очень понравилось, как вы им помогали и один из них хочет угостить вас своим любимым лакомством. (Карамельки).Ждем артистов снова в гости к нам.
Список использованной литературы:
1. Маршак С.Я. Цирк шапито. "Художник РСФСР", 1964 год, художники В.и А.Гальба.
2. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с: ил.