Развитие связной речи у учащихся с СНР средней степени при интеллектуальной недостаточности



Составление рассказа – описания «Весна».
Логопедическое занятие с учащимися
4 класса.
Учитель – логопед А.А. Дронова.
2014 – 2015 год.
Цели: учить составлять рассказ – описание на материале лексической темы: «Весна».
Задачи: - (обучающая) закрепить и уточнить знания детей о временах года,
месяцах, признаках весны, учить детей составлять тексты, состоящие
из простых распространенных предложений, с опорой на наглядные схемы, предметные и сюжетные картинки, вопросы и опорные слова;
- (развивающая) развитие и обогащение словаря;
-(воспитательная) воспитывать культуру коммуникации, умение
работать сообща в группе и индивидуально;
- (коррекционная) устранение аграмматизмов при словообразовании,
составлении предложений, коррекция звукопроизношения.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки, схема рассказа –
описания, интерактивная доска, карточки с опорными словами.

Ход занятия.
I Организационный момент.
Учащиеся настраиваются на работу.
Объявляются цели и задачи занятия.
II Активизация познавательной деятельности учащихся.Учащие отгадывают загадки о временах года.
Снег на полях, лед на лугах, вьюга гуляет, когда это бывает? (Зимой)
Сошли снега, шумит вода, день прибывает, когда это бывает? (Весной)
Пусты поля, мокнет земля. Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
Солнце печет, липа цветет. Рожь поспевает.
Когда это бывает? (Летом)
Название весенних месяцев.
Признаки весны.
Характеристика признаков весны по месяцам.
III Расширение словарного запаса( работа по карточкам).
Подбор определений к слову «весна».
(Ранняя, поздняя, долгожданная, тёплая, цветущая, звонкая, весёлая.)
Подбор определений к слову «день».
(Тёплый или холодный, морозный, ветреный, апрельский мартовский, майский, яркий, солнечный.)
Учащиеся читают стихи о весне и определяют, о какой весне идёт речь в стихотворении: ранней или поздней.
Сравнение признаков весны с признаками зимы и лета.
День зимой короткий, а ночь длинная.
Весной день прибавляется, а ночь убывает.
День зимой короткий - весной длиннее, а летом ещё длиннее.
Ночь зимой длинная – весной короче, а летом ещё короче.
Зимой холодно – весной тепло, а летом ещё теплее.
Весной солнце светит ярко, а летом ещё ярче.
Весной птицы поют звонко, а летом ещё звонче.
IV Физкультминутка.
Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки под бубен.
Солнышко, солнышко, дети идут по кругу под тихое звучание
бубна;
Золотое донышко. Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей. Бег по кругу на носочках
Прилетели сто грачей, руками машут, как крыльями, под
перелив бубна.
А сугробы тают, тают, приседают под сильные и редкие удары
бубна.
А цветочки расцветают. встают на носочки и руки поднимают
вверх под удары бубна и переливы его.
V Составление рассказа с опорой на вопросы, картинки и слова. Учащиеся работают на интерактивной доске.
По опорным словам учащиеся составляют предложения.
Опорные слова: весна, солнце, снег и сосульки, почки на деревьях, птицы, гнёзда, животные и насекомые, подснежники.Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Из теплых стран прилетают птицы. Они будут вить гнезда. После зимней спячки просыпаются животные и насекомые. Скоро появятся первые цветы – подснежники.
Работа по вопросам.
Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы?
Кто просыпается после зимнего сна? Какие цветы появятся весной первыми?
Составление текста по опорным картинкам.



VI Пересказ текста учащимися самостоятельно.VII Подведение итога занятия. Оценка деятельности учащихся.